Моря как крупные природные комплексы
план-конспект урока по географии (8 класс)

Яскилка Елена Петровна

Урок изучения разнообразия природных комплексов морей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morya_kak_krupnye_prirodnye_kompleksy.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

8 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

«Моря как крупные природные комплексы»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информацию о природных комплексах морей;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок «открытия» новых знаний

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

1. Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК - Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории). Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).

2. Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).

3. Приведите примеры зональных ПТК? (природные зоны)

4. В каком направлении осуществляется смена природных комплексов в горах, с чем это связано?

5. Покажите на карте районы распространения высотной поясности.

Это все природные комплексы суши, а какие ещё природные комплексы мы можем выделить

6.Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).

7. Сколько морей омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).

8. Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране). 

9. Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Моря как крупные природные комплексы».

Какие вопросы мы можем поставить к данной теме?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: изучить разнообразие природных комплексов морей.

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Задание по рядам

Определить принадлежность морей к бассейнам океанов.

Работа в парах

Что такое аквальный ПК?

Как изменяются АПК?

Кто впервые выделил моря как АПК

Причины разнообразия морей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

 Ответы по проделанной работе.

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Практическая работа.

Исследование особенностей природы двух морей Белого и Азовского. (таблица)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые изменяются в зависимости от географической широты. Следуя этой закономерности можно предположить, что солёность в Белом море должна быть ниже, чем в Азовском море. Мы определили, что в Азовском море солёность ниже, чем в Белом море. В чём причина данного явления?

- Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)

- А ширина пролива между соседними морями будет влиять на солёность? (Да).

- Определите ширину пролива между Белым и Баренцевым морями. (Пролив широкий).

- Определите ширину пролива между Азовским и Чёрным морями. (Пролив узкий).

- Какой вывод можно сделать. (В Азовское море через узкий Керченский пролив поступает меньше солёных вод из Чёрного моря, а в Белое море через широкий пролив Горло из Баренцева моря поступает больше солёных вод. Т. О. на солёность морей также влияет ширина пролива между соседними морями.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 40,ответить на вопросы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Практическая работа.

Исследование особенностей природы двух морей Белого и Азовского.

Название моря
показатели

Белое море

Азовское море

1. К бассейну, какого океана относится?

Северного Ледовитого

Атлантического

2. Площадь моря в кв. км.

89 тыс.

39 тыс.

3. Положение моря относительно океана.

внутреннее

внутреннее

4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов).

Береговая линия сильно изрезана.

Мезенская губа, Двинская губа,

Онежская губа, Кандалакшский залив.

Береговая линия сильно изрезана.

Залив Сиваш,

Таганрогский залив.

5. Глубина моря:

а) средняя в (м);

67

5

б) максимальная в (м).

350

13

6. Солёность в (0/00)

24 - 30

2 - 13

7. Температура воды ( С).

А) зимой

Б) летом.

- 1,6

0

6-5

23

8. Биологические ресурсы.

Белуха, гренландский тюлень. Треска, корюшка, сельдь, сёмга.

Морской гребешок, мидии.

Морские звёзды, губки.

Ламинария.

Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь. Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис. Водоросль энтероморфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моря, как природные комплексы

Практическая работа по географии, охарактеризовать ПК Азовского моря....

Моря, как крупные природные комплексы урок-презентация в 8 классе

В презентации дана теория и практикум-закрепление по теме, направленный на умение работать с источниками географической информации и делать вывод после сравнения двух объетов....

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Моря как крупные природные комплексы

Cформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России....

«МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ» 8 класс

Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Урок комплексный, где используются различные формы работы:тесты, географический диктант, лото, выставка морских экспонатов. Основная цель урока расшир...