Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.
план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему

Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx48.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии и музыки   «Национальный колорит  России».

Разработали: учитель географии  Балобанова Г.В;  учитель музыки  Галкова И.В.

Цель: изучить национальный колорит России.

Задачи:

Образовательные: - формировать знания учащихся   об этническом и национальном составе  России, языковых семьях,  особенностях размещения народов  по территории России;

 - способствовать усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время;

Развивающие: - развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника (находить ответы на поставленные вопросы), развивать умение  анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания; работать с картой  атласа.

Воспитательные: воспитывать уважение к культуре  и  традициям народов, населяющих Россию, повышать культуру межнационального общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карты атласа, раздаточный материал, мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели.

3. Изучение нового материала:

                   - вводное слово учителя географии.

                  1) Работа с учебником.

                  2) Работа с раздаточным материалом.

                  3) Работа с  картами  атласа.

                  4) Работа с раздаточным материалом.

                  5) Первичное закрепление изученного.

                  6) Знакомство  с колыбельными разных народов.

4. Итог урока.

5.  Домашнее задание.

                                                   Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.  Посмотрите, пожалуйста, небольшой  видеоролик  и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

                                                 (видеоролик  о России, языках, национальностях).

2. Сообщение темы и цели:

- Так о чем мы сегодня с вами поговорим на  уроке? (ответы детей).

Вы правильно  поняли. Сегодня наш урок посвящен России. Я предлагаю вам  познакомиться  с  национальностями,  населяющими  нашу страну, языковыми  семьями, к которым  они относятся, их традициями  и обычаями.  Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях народов России. Все полученные  в ходе нашего урока материалы будем заносить в таблицу. А  затем  обобщим изученное.

3. Изучение нового материала:

 Россия – многонациональное государство. Национальный состав сформировался под влиянием  исторических, экономических и политических факторов. Однако в статье 19 Конституции РФ говорится: « Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от…   национальности, языка,…  отношения к религии, убеждений…. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан  по признакам…  национальной, языковой или религиозной принадлежности».

  В России насчитывается более 170 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

- Какие национальности есть в вашем классе? (русские, украинцы, белорусы, мордва, чуваши, татары, узбеки, дагестанцы).

Отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи.  Языковая семья – группа языков, для которых удаётся установить их происхождение  от общего языка – предка.

-  Вы обратили внимание на сколько групп я вас  разделила?  Почему?

Это связано с тем, что  народы,  живущие в России  говорят на языках, которые относятся к разным языковым семьям. Наиболее многочисленные из них являются представителями четырех языковых семей: Индоевропейской (89%), Алтайской (7%), Северокавказской (2%) и Уральской (2%). (На доску прикрепляю  названия языковых семей). Каждый из вас принадлежит какой-то языковой семье.  Поэтому, каждая группа будет изучать одну из семей.

1) Работа с учебником.  – Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 262-263.

Перед вами  «дерево  языков мира».   Семьи  в учебнике обозначены  утолщенными  линиями разных цветов. Ваша задача – внимательно изучить языковые  семьи.  Выяснить  к какой  семье относится язык вашей национальности.    У вас на столах есть раздаточный материал. Найдите таблицу для заполнения (приложение  1).

1 группа – индоевропейская семья (русские, белорусы, украинцы).

2 группа – уральская семья (удмурты, мордва, марийцы).

3 группа -  алтайская семья (чуваши, татары, башкиры, узбеки).

4 группа -  северокавказская семья ( народы Дагестана- лезгины, агулы, дагестанцы, адыгейцы).

2) Работа с раздаточным материалом.

 Для следующего шага вашей работы  возьмите Приложение  2, выпишите крупнейшие народы  вашей языковой группы  и их численность  в России. Из приложения 3  выпишите численность этих же народов на территории города Нягань.

          Россия – многоязычная страна. Языков много, и, чтобы люди могли договориться, нужен общий.  В  России им стал русский, ибо русские – самый многочисленный народ страны и живут они во всех её уголках.

3) Работа по карте  атласа.

- Откройте карту атласа «Народы» на стр.38.  Взгляните - какое количество различных народов проживает на территории России.  По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. Самый многочисленный народ России – это русские.

Также на  территории России проживает 65 коренных (малых) народов, общая численность которых составляет лишь 0,3% населения страны (это примерно 500 тысяч человек).  

Вот некоторые  из малочисленных народов:

 Водь. Это  коренное население Ленинградской области. Относится к списку исчезающих народов России. По данным переписи населения  в 2010 году 64 человека.  

Юги (юген) - коренной малочисленный народ - в Туруханском районе Красноярского края. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.

Кереки. Анадырь. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.

Багулалы (багвалинцы). Коренное население западного Дагестана. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.

Черкесогаи. Этническая группа армян. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек.

Кайтагцы. Коренное население юго-востока Дагестана. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.

Алабугатские татары. Астраханская  область. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.

Арчинцы (аршиштиб).  Один из малых народов западного Дагестана. В 2010-м — 12 чел.

Карагаши (ногайцы-карагаши).  Астраханская  область. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек. 

        Ещё выделяют «титульные народы». Ти́тульная  на́ция — часть населения государства или субъекта федерациинациональность которой определяет официальное наименование данного государства или субъекта РФ. Это народы, которые дали название республикам. Например, Республика  Башкирия –доля титульного народа примерно 70 %- башкиры.  Республика  Татарстан -  доля титульного народа примерно

54 %.   (карта атласа  «Федеративное устройство России» стр. 6-7).

       А сейчас по этим картам атласа определите районы компактного проживания, выписанных вами народов. Для этого найдите на карте на стр.38  изучаемый народ, а затем соотнесите с политической картой на стр. 7. Данные занесите в таблицу.

4) Работа с раздаточным материалом.

Следующий этап нашего небольшого исследования – знакомство с бытом  изучаемых народностей. У каждой группы есть описание быта, нужных народов. Вы должны внимательно изучить  данные тексты,  выбрать  нужную информацию и кратко записать её в таблицу.  После чего представитель от каждой  группы  расскажет о проделанной работе.

5). Первичное  закрепление изученного:

Пожалуйста, от каждой команды представитель с  наработанной информацией по языковой семье, народах, численности, традициях.

 (Выступление представителей групп  сопровождается  показами слайдов  и прикреплением на доску языков, изучаемой семьи, костюмов)

                                     Вы молодцы! Хорошо поработали.

6) Знакомство с  колыбельной музыкой разных народов.

Учитель музыки:

 - Кроме языка, жилищ, обычаев, традиций у каждого народа, конечно, своя музыка, в которой очень ярко слышна душа каждого народа. Подумайте, какая песня сопровождает человека от рождения до самой старости?    (Учитель наигрывает мелодию)

- Колыбельная. Давайте  сравним колыбельные разных языковых семей.

Включаются фрагменты  белорусской  колыбельной, лезгинской, татарской, удмуртской.

Сравниваем.

Различия – язык, мелодические особенности.

Общее -  характер, интонация.

-Ребята, а как вы думаете, обязательно нужно знать язык, чтобы понимать, что это песня самая добрая и ласковая в мире?

- Нет.

-Конечно, музыкальный язык не требует перевода, а значит объединяет все народы.

Учитель географии:

-Россия - страна многонациональная,  всегда была и остаётся страной особенной.  Потому что огромное количество людей разных национальностей живут дружно!  Об этом очень хорошо сказал в своём стихотворении Владимир Степанов:

Живут в России разные  народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,  другим – степной простор.

У каждого народа  язык свой и наряд.

Один черкеску носит,  другой – надел халат.

Один -  рыбак с рожденья. Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,  другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,  другим – милей весна.

А Родина – Россия –  у нас у всех одна.

4. Итог урока:

Учитель музыки: а  закончить  наш урок предлагаю главной песней нашей страны –гимном! (Все вместе исполняем гимн).

5. Домашнее задание: параграф  47.

                              Спасибо за урок! До свидания!

                                                       Приложение 1.

Языковая семья, языки этой семьи

Крупнейшие народы, численность

Численность народов в Нягани

Районы компактного проживания

Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды)

Индоевропейская (88%)

Языковая семья, языки этой семьи

Крупнейшие народы, численность

Численность народов в Нягани

Районы компактного проживания

Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды)

Алтайская  (7%)

Языковая семья, языки этой семьи

Крупнейшие народы, численность

Численность народов в Нягани

Районы компактного проживания

Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды)

Уральская  (2%)

Языковая семья, языки этой семьи

Крупнейшие народы, численность

Численность народов в Нягани

Районы компактного проживания

Традиционные жилища, одежда, пища, обычаи (обряды)

Северокавказская (2%)

                                         

                                               Приложение 2.

Народы   России по данным Всероссийской переписи 2010 г

Народность

в том числе

Численность
чел.

1

Русские

казакипоморы

111 016 897

2

Татары

кряшенымишарисибирские татарыастраханские татары (7), крымские татары (2449)

5 310 649

3

Украинцы

1 927 988

5

Чуваши

1 435 872

Лезгины

385 200

7

Аварцы

андийцыдидойцы (цезы) и другие андо-цезские народности и арчинцы

912 090

8

Мордва

мордва-мокшамордва-эрзя

744 237

9

Белорусы

521 443

10

Узбеки

289 862

11

Турки

105 058

13

Агулы

34 160

14

Даргинцы

490 400

15

Абхазы

11 249

                                               Приложение  3.

В нашем городе  по данным Всероссийской переписи населения  2010 года проживает:

Национальность

Численность (чел.)

Процентное соотношение

Русские

37 026

67,45%

Татары

4 004

7,29%

Украинцы

2 755

5,02%

Башкиры

1 167

2,13%

Азербайджанцы

941

1,70%

Узбеки

794

1,45%

Киргизы

504

0,92%

Белорусы

477

0,87%

Чуваши

427

0,77%

Кумыки

416

0,76%

Лезгины

400

0,73%

Молдаване

383

0,70%

Другие

2 937

5,35%

Не указали

2 659

4,84%

Всего

54 890

100,00%

                                                       

                                                Приложение  4

                                     Русские.

Жилище - срубная изба с печью.  Центральное место в избе занимал красный (передний) угол с иконами и столом.  Печь русская и грела, и лечила, и кормила.       

       Женская  одежда - холщовая домотканая рубаха со вставками на плечах, на которую надевался сарафан. Ворот, рукава и подол рубахи украшали богатой вышивкой. В древности все узоры имели значение: от болезней, сглаза, неудач. Девушки носили на голове венец, ленту, которую вплетали в косу. Замужние женщины должны были закрывать волосы шапочкой-кичкой. В праздник надевался кокошник различной формы.  Мужская одежда русских состояла из рубахи-косоворотки, которая носилась на выпуск поверх штанов с узким шагом, а в праздничные дни- с нарядным плетеным поясом.  Верхняя одежда – суконный кафтан, зипун, пониток (кафтан из плотной домотканой материи), а зимой- шуба, полушубок, тулуп. Традиционная обувь- лапти прямого плетения с обмотками –онучами (куски холста или шерстяной ткани, которыми  обёртывали ногу), зимой- валенки.

Пища - блины, лепешки, хлеб из кислого теста, пироги, пряники, печенье.  Характерны жидкие мучные, крупяные и овощные блюда – тюря, похлёбка, щи, уха, а из напитков – квас, пиво, мед, сбитень (горячая вода с медом и пряностями).

   Из овощей широко употребляли капусту, огурцы, репу, из лесных продуктов – грибы и ягоды, которые заготавливали впрок.

 Свадебные ритуалы: сватовство, сговор, девичник, предсвадебное мытье в бане,  «окручивание» молодой- надевание головного убора замужней женщины.

Народное искусство: художественное ткачество, вышивка, плетение кружев, резьба по дереву. В фольклоре особое место занимают былины о патриотических подвигах богатырей, исторические песни, отразившие крупнейшие события русской истории. Сюжеты русских сказок являются одними из богатейших в Европе.  Появляются частушки.

          В русском национальном характере практически отсутствовала ненависть к чужому, иноземному. Нехарактерна для них и мстительность.

                                                          Украинцы.

Это крупнейший после русских  восточнославянский народ.  Слово «украинцы»  впервые появилось в конце 12 века, оно обозначало  жителей степной «окраины» Руси.  В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами – из-за традиционного хохла на голове.

  Поселения – сёла и хутора уличной, разбросанной и иной планировки.  Жилище  глинобитное или срубное, побеленное изнутри, с глинобитным полом.

Женская  одежда состояла из рубашки и поневы (поясной одежды), которая позже трансформировалась в юбку. Главной отличительной  особенностью украинского костюма была  яркая разноцветная  вышивка. Замужние  женщины прятали волосы под полотенчатый головной убор  или небольшую шапочку.  Основу мужской одежды составляют рубаха из льняного полотна и шерстяные или суконные  штаны (шаровары).  Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), богато украшенный вышивкой. Летом носили соломенные шляпы. Обувью служили кожаные или плетеные лапти, сапоги, ботинки.

 В пище   популярны мучные блюда и изделия: круглый или овальный дрожжевой хлеб ( «паляница», «хлибина»), лепешки, блины, олади, пироги, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом – «кулиш» из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов – борщ. Из мяса – только свинину. Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса. Любимые  напитки – травяной чай, компот, квас, медовуха.

      Обычаи: «витии гильце»- в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце. Свадебные величания,  рождественские колядования.

                                                             Белорусы.

Третий по численности славянский народ  России. Название «Белая Русь»  некоторые ученые связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны.

Жилище – трех- четырех комнатное помещение с сенями и каморой- кладовой.

Непременным атрибутом  белорусского национального костюма был пояс- мужской, женский, детский. Они создавались  настоящими мастерами и очень ценились. Женщины носили длинную, рубаху, длинную шерстяную юбку, фартук и безрукавку. Юбка была одноцветная, полосатая или клетчатая. Особой оригинальностью  и разнообразием отличались женские головные уборы: девушки носили венки, украшенные лентами, повязки. Головным убором замужней женщины была намитка или наметка – длинное узкое полотенце, концы которого украшались вышивкой. Дополняли костюм лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки).  Мужской костюм состоял из льняной рубахи с вышивкой по вороту и подолу, полотняных или суконных штанов (ноговиц) и пояса. Сверху на рубаху надевалась безрукавка (камизелька). На рубаху надевали распашной кафтан из сукна (свита). На голове носили: соломенные шляпы (брыли), шерстяные шапки (магерки), овчинные шапки. На ногах – лапти, кожаные  башмаки, по праздникам – сапоги, зимой – валенки.

Пища –блины, оладьи, пироги, каши, крупеники, овсяный и гороховый кисели. Около 200 блюд из картофеля. Из мяса – свинина. Одна из особенностей белорусской кухни – «беленые», т.е. заправленные молоком, кушанья.

Обряды – «волочебные» песни на Пасху, танцы: «гусары», «мяцелица», «крыжачок».  Сохранилось узорное ткачество, вышивки на покрывалах, скатертях, полотенцах.

        Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику.

                                                          Мордва.

Коренное население Республики Мордовия. Мордва состоит из двух основных групп – эрзя и мокша.  Основное традиционное занятие – пашенное земледелие.

Традиционные типы мордовских поселений- деревни и села уличной планировки.

Жилище –срубная изба.

Одежда.  Женский костюм – рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой. У эрзянок – обрядовая рубаха (покай), полностью покрытая вышивкой. Верхняя распашная одежда типа халата из белого холста. Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда – кафтан (сумань) и шуба. Дополнение – множество украшений из  металла, бисера, монет, ракушек.  Женщины носили на голове полотенца, покрывала, высокие на твердой основе. У девушек – налобная повязка, вышитая или обшитая бисером. На ногах носили лапти косого плетения с онучами (куски холста, намотанные вокруг ноги). Для мужчин – белая рубаха и штаны из холста.

Пища – кислый хлеб, пироги с разной начинкой, блины, жареное мясо с приправами (селянка).

Обычаи. Причитания невесты, угощение её кашей.

Вплоть до начала 20 века внутри мордвы широко распространялось  язычество, которое включало культ предков  и веру в божеств. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в зверином облике, полулюдей – полузверей, а также в виде растений. Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств.

 Разными  обрядами сопровождалось появление ребёнка и первые недели его жизни. Основная цель заключалась в желании сохранить безопасность новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам должного бытового уклада.
Обряды относились к конкретным календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В это время, обычно, проводились обряды моления языческим  богам, а после — христианским святым.
Когда проводились празднества было много и игровых действий:  песни,  ряжение, пляски.

Мордовский народ верил, что их боги и добрые и злые. Для привлечения благоволения божества, приносились жертвы.

                                                             Чуваши.

Коренное население Чувашкой республики.

Поселения  гнездовой или линейной планировки. Преобладают жилища традиционной планировки, с делением: изба – сени – клеть. Древнюю срубную постройку (лась) первоначально делали без потолка и окон, с открытым очагом, а затем она стала летней кухней.

Одежда.  В основе народного костюма – туникообразная рубашка (кепе), у женщин богато украшенная вышивкой, подвесками, и штаны с широким шагом (йем). Верхняя одежда кафтанообразная (шупар), зимой – шуба из овчины (керек).Женщины носили шапочку (хушпу) в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами, бисером, и чалма из треугольного куска ткани. Обувью служили лапти и сапоги.

В традиционной  пище были в основном растительные продукты. Распространены супы (яшка): бульоны с приправами, похлёбка с клецками, каши, пироги с мясом, крупой, ягодами, капустой, кислое молоко, творожные сырки. Из мясных блюд готовили тултармаш – вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса  или крови. Излюбленный напиток - пиво.

Обряды.  Организация свадебного поезда, вынос приданого, одаривание жениха и невесты.

Популярны сказания «О взятии Казани»,  о Степане Разине, Емельяне Пугачеве.

                                                     Татары.            

      Жилища возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана. Крыши крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. У входа была печь  русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным.

         Одежда - рубаха, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Верхняя одежда- камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время - меховые бешметы, шубы. Головным убором мужчин была тюбетейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

       Пища -  супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо – баранина, говядина, птица, конина. Овощей ели мало. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

          Обряды. О  браке договаривались родители парня и девушки, обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха.     Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. В то же время многие праздники и обряды  относились к циклу сельскохозяйственных работ. Самый значительный из них- сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю.  

                                                             Узбеки.

Основное население Узбекистана.

Жилище- сейсмостойкий деревянный каркасный дом.

Одежда -  женщины носили  разноцветное с золотым шитьем платье, шаровары, халат, платок или паранджу, тюбетейку, туфли. Мужчины – удлиненную рубаху, халат, штаны, кожаные сапоги, тюбетейку, тюрбан, чалму.

Пища – плов, изделия из теста.

                             Народы  Кавказа.

       Традиционные поселения в горах состоят из тесно стоящих домов. В равнинной части – селения с широкими улицами. Жилища каменные, прямоугольные, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах – двух- и многоэтажные.

Одежда –мужчины носили рубаху, шаровары, бешмет, черкеску, папаху, в холодную погоду – башлык и овчинную шубу. Женщины – рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, головной платок. На ногах мужчины и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь из одного или нескольких кусков кожи, стянутых на щиколотке ремнем.

Пища – растительная и мясо - молочная. Хинкал, плов, слоеные пироги, пресный хлеб. Много овощей в свежем, квашеном, маринованном виде.

Обычаи – почет и  уважение старших, гостеприимство, сперва кушают мужчины, потом женщины и дети. Сговор родителей молодых, выплата калыма, кража невесты.                                  

                                   

                                             Приложение 5.

               Коренные (малочисленные) народы.

На территории России проживает 65 коренных (малых) народов, общая численность которых составляет лишь 0,3% населения страны (это примерно 500 тысяч человек).  Вот некоторые  из малочисленных народов:  водь (самоназвание «ва́ддялайн»). Это коренной малочисленный финно-угорский народ в Россиикоренное население Ленинградской области. Относится к списку исчезающих народов России. По данным переписи населения 2002 года численность вожан составляла всего 73 человека, в 2010 году 64 человека.  

Юги (юген) - коренной малочисленный народ, проживающий в среднем течении Енисея, в Туруханском районе Красноярского края. Традиционные занятия — охота и рыболовство. Югский язык, относящийся к енисейской языковой семье, считается мертвым. В 2002 году в России проживало 19 югов, в 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.

Кереки. Первые упоминания о "земле кереков" (Анадырский лиман) содержатся в "отписке" Семена Дежнева о походе на Анадырь 1655 года. К началу XX века кереки оказались в зависимости от соседей — коряков и чукчей, использовались в качестве пастухов и прислуги, нередко принудительно. От других народов их отличал малый рост (до 150 см). Основные занятия — рыболовство, охота, пушной промысел. По данным переписи 1897 года, в России проживало 600 кереков. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.

Багулалы (багвалинцы). Коренное население западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Самоназвание народа имеет несколько толкований: "богатыри", "бедные люди", "едящие сырое мясо". В XV веке объединились в союз сельских общин с центром в селении Хуштада (территория Дагестана), с XIX века — в составе Российской империи. По данным переписи 1926 года, в СССР было 3054 багулала. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.

Черкесогаи. Этническая группа армян, переселившаяся в XV веке на территорию северо-западного Кавказа (Черкесия, современный Краснодарский край и Республика Адыгея). Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, но сохранили христианство. Первый известный документ о черкесских армянах — докладная армянского священнослужителя — архиепископа Иосифа Аргутяна Екатерине II. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек, ранее, в переписи 2002 года, выделялись этногруппой в составе армян.

Кайтагцы. Коренное население юго-востока Дагестана, мусульмане-сунниты. По языку и основным чертам культуры и быта родственны даргинцам. Первые сведения о народе встречаются в арабских источниках IX века. В Средние века входили в крупное и влиятельное феодальное владение Дагестана — Кайтагское уцмийство. С 1813 года — в составе Российской империи. Традиционные занятия — земледелие и скотоводство. В 1926 году в СССР насчитывалось 14,4 тысячи кайтагцев. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.

Алабугатские татары. Этнотерриториальная группа татар в Астраханской области, мусульмане-сунниты. Ключевую роль в их консолидации сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Традиционные занятия — животноводство, бахчеводство и рыболовство. Большинство астраханских татар сейчас не выделяют себя как особую этническую общность. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.

Арчинцы (аршиштиб)

Один из малых народов западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Первые упоминания относятся к XIII-XVI векам. В XVII-XVIII веках были зависимы от казикумухских ханов, с начала XIX века входили в состав Казикумухского ханства в Дагестане. С 1860 года — в составе Российской империи. Основные занятия — пастбищное скотоводство и земледелие. Также развиты шерстяное ткачество, резьба по дереву. В 1926 году в СССР проживали 863 арчинца. В 2002 году к этому народу отнесли себя 89 человек, в 2010-м — только 12.

Карагаши (ногайцы-карагаши)

Этническая группа, проживающая на территории Астраханской области. Карагаши являются потомками народа так называемой Малой Ногайской Орды, которая в середине XVI века обособилась на Северном Кавказе. В начале XVIII века произошло их отделение от ногайцев Кавказа под влиянием калмыков. Традиционное занятие — полукочевое скотоводство. С 1926 года в переписях записывались татарами, в переписи 2002 года упомянуты вместе с ногайцами. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек.

                                       Используемая литература:

1.  Атлас народов России для школьника. – СПб.,  «Издательский Дом «Нева», М.: «Олма-ПРЕСС», 2000. – 184 с.

2. Весь мир: Расы, народы, нации и народности.- Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 400 с.

3. Вохринцева С. Национальные костюмы. Народы России. Дидактический материал.

4. Вохринцева С. Национальные костюмы ближнего зарубежья. Дидактический материал.

5. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 13 – 15 в.: Экспериментальный учебник для учащихся 7  класса. – М.: Мирос, 1994. 1994. – 240 с.: ил.

6. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.: ил.

7. Синова И.В. Народы России: История и культура, обычаи и традиции/Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.-96.:ил.

8. Сто народов, сто языков: Этногр. очерки под редакцией Л.М.Минца.- М.: Просвещение, 1992. – 208 с.: ил.

9. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география. – 2-е изд., испр./ Глав. ред.  М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/

11. http://geographyofrussia.com/nacionalnyj-sostav-naseleniya-rossii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

"Лес наш батюшка..." интегрированный урок географии и ОБЖ в 8 классе

План – конспект интегрированного урока  ОБЖ + География в 8 классе «Лес наш батюшка…» учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна; учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна. для данно...

Интегрированный урок географии и музыки в 7 классе

Интегрированный урок географии и музыки в 7 классе   Тема: «Влияние особенностей культурного развития отдельных стран Европы и Азии на творчество русских композиторов»...

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...