Беляева Надежда Ивановна

"сайт учителя химии"

Профессия: Преподаватель химии

Профессиональные интересы: Проектная и исследовательская деятельность на уроках химии и во внеурочное время

Увлечения: Живопись,музыка

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: П.Зубова-Поляна,Зубово-Полянский район

Место работы: МБОУ "Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа № 1"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/belyaeva-nizubova-polyana

О себе

Уроженка п.Потьма,мордовка.В 1987 г. закончила Потьминскую среднюю школу (с отличием).1987-1992 г.-годы учебы в МГУ им.Н.П.Огарева на химическом факультете.Педагогическая деятельность началась в 1993 г. в Покровско-Селищенской основной общеобразовательной школе.С 2011г.-учитель химии в МБОУ "Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа № 1".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Н.Н Бобринский "Благого дела и любви желатель".Жизнедеятельность святителя Войно-Ясенецкого.

Моё портфолио

 

Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

  1. Проблемное обучение химии и биологии как средство развития учащихся. (Усиление познавательного интереса учащихся, получение ими более глубоких знаний, развития умения творчески мыслить.)
  2. Приобщение к православной традиции религиозной жизни (на кружковых занятиях);
    • знакомство с основными догматическими положениями вероучения Православной Церкви;
    • развитие нравственных чувств;
    • знакомство с основными событиями Ветхого и Нового Завета;
    • сообщение некоторых событий из истории Православной Церкви.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Учебный процесс направлен на формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  1. Работать с учебником и дополнительной литературой;
  2.  Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, абстрагировать, обобщать и делать выводы;
  3. Применять полученные знания для объяснения новых фактов;
  4. Осуществлять самоконтроль.

 

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно -информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

В процессе работы необходимо реализовать такие стороны учебного процесса, как единство обучения, воспитания, развития личности, а также повышение интереса учащихся к предмету. Поэтому необходимо своя методика уроков, дополнительных занятий, индивидуальных занятий.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Организация проблемно – поисковой деятельности требует работы с дополнительной учебной литературой, справочниками, помогает отрабатывать умения выделять в тексте главное и второстепенное, составлять план, выявлять проблемы, стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

К недостаткам проблемного подхода следует отнести слабую управляемость мыслительным процессом. Однако в этом заключено и его преимущество, так как творческое мышление требует больше свободы. Осуществление проблемного подхода требует гораздо больше времени  

5.Условия реализации изменений (включая личностно -профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Использование элементов традиционных педагогических методик, а также инновационных подходов, способствуют решению учебных задач, активизация познавательной деятельности учащихся, развитию умения творчески мыслить, формированию интереса к предмету.

 Описание инновационного опыта учителя.

Успех в изучении такого сложного предмета как химия зависит от условий, в которых оно протекает. Необходима правильная организация учебного времени, благоприятная коммуникативная обстановка на уроке. Надо тщательно анализировать учебный материал каждой темы, систему упражнений, практических и лабораторных работ по формированию необходимых навыков и развитию практических умений учащихся: умения логично и последовательно излагать мысли; развивать абстрактное мышление на закрепление вопросов строения и свойств органических и неорганических веществ, требующих сочетания практических действий с теоретическими знаниями; упражнения и экспериментальные задачи.

Проблемно – поисковая деятельность учащихся по сравнению с другими методами имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся, способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность; развивает умение творчески мыслить.

Необходимо научиться выявлять проблему. Это происходит двумя способами можно поставить проблему с помощью вопросов, или ученик, сталкиваясь с трудностью, формулирует для себя задачу, которую нужно решить, чтобы двигаться дальше. Проблемно – поисковые задания – дифференцированы и имеют три уровня сложности. Программа А оценивается на «5», рассчитана на сильного учащегося, который может найти выход из нестандартной ситуации, реализуя свой творческий потенциал. Программа В оценивается на «4», рассчитана на среднего учащегося, включает элементы творчества. Программа С оценивается на «3», рассчитана на слабого учащегося, основана на репродукции пройденного материала. Но каждый учащийся вправе самостоятельно оценивать свои силы и выбрать любую из предложенных вариантов.

В методике обучения химии описываются этапы осуществления проблемного обучения. Но не обязательно, что бы на уроке использовались все эти этапы. Можно включать отдельные вопросы проблемного характера.

Учащимся демонстрируются или сообщаются факты, которые им неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний.

Можно использовать противоречия между имеющихся знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. (Может ли при пропускания оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор?)

Объяснять факты на основании известной теории.

С помощью известной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой.  (Будет ли уксусная кислота как кислота органическая проявлять общие свойства кислот?)

Нахождение рационального пути решения. (Даны три пробирки с веществами. Определить эти вещества наиболее коротким путем.)

Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Учащиеся думают дома, используют дополнительную литературу.

К недостаткам проблемного подхода следует отнести слабую управляемость мыслительным процессом. Но надо помнить, что творческое мышление требует свободы. И осуществление проблемного подхода требует гораздо больше времени. 

     

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы