Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

Основной задачей курса «Химия»  9 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.

Программа выполняет две основные функции:

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной  аттестации учащихся.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,  общей стратегии обучения, воспитания  и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._9-kl._po_khimii_2013-2014g.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

       Рассмотрено                                                Согласовано                                                    Утверждено

      на заседании МО                                        Зам.директора по УВР                                     Директор школы

 протокол №___                                          _____________/_____________/               ________________/

               от «___»____________20___г.                      «____»____________20___г.                            ______________/

                                                                                                                                                       «___»____________20___г.                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа

учебного курса химии в 9А,Б,В,Г классах

68часов (по 2 часа в неделю)

НА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Беляева Надежда Ивановна

Стаж: 20 лет, категория первая

Год аттестации: 2009

Зубова Поляна 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика:

   Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

Основной задачей курса «Химия»  9 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.

Программа выполняет две основные функции:

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной  аттестации учащихся.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,  общей стратегии обучения, воспитания  и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются: 
• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
• законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
• наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
      Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Данная рабочая программа:
• позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
• представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
• включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
• полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.


     Межпредметная естественнонаучная интеграция  позволяет на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
    Идет и
интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

 Результаты освоения курса:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Предполагаемые результаты обучения

      Результаты изучения курса «Химия» должны полностью соответствовать стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного процесса

         Учебный процесс при изучении курса химии в 9 классе строится мною с учетом следующих методов обучения:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента, алгоритмы описания химического объекта, алгоритм  рассказа о строении и свойствах химического элемента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

При работе в разных параллелях предусмотрен дифференцированный подход к учащимся: разные варианты контрольно-измерительных материалов.

Организационные формы обучения химии, используемые на уроках:

-  лекция,

-  практическая работа,

-  самостоятельная работа,  

-  внеаудиторная и "домашняя" работа.

Общее количество часов в соответствии с программой: 68 часов

 Количество часов в неделю по учебному плану: 2 часа

- контрольных работ: 5

- практических работ: 6

Система оценки достижений учащихся

       В своей работе на уроках химии я оцениваю прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, интернет-страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Придерживаюсь приоритета письменной формы оценки знаний над устной. Использую классическую 5-балльную шкалу в качестве основы.

Приоритетными формами итогового контроля являются:

- тестирование,

- самостоятельные и проверочные работы,

- контрольные работы,

-  лабораторные и практические отчёты,

- домашние общие и индивидуальные работы.

       

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Повторение основных вопросов курса 8 класса и

введение в курс 9 класса (6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

ТЕМА 1

Металлы (15 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

ТЕМА 2

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений (3 часа)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ТЕМА 3

Неметаллы (23 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

ТЕМА 4

Практикум № 2

Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

ТЕМА 5

Органические соединения (10 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

ТЕМА 6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем и разделов

Максимальная нагрузка учашихся

Теоретич. обучение

лабораторных и практических работ

контрольных работ

Самост. работ

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6 +1 (входная к.р.)

6

1 (входная)

1.

Металлы

15

14

6 лабораторных работ

1

2.

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

3

3 практических работы

3, 4

Неметаллы

26

22

7 лабораторных работ

3 практических работы

1

5.

Органические соединения

10

10

4 лабораторных работы

1 (на 20 минут)

6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

6

5

1

Итоговая контрольная работа

1

1

         Итого

68

57

17 лабораторных

6 практических работ

5

Календарно – тематический план.

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лабораторных и практических работ

Оборудование и реактивы

Контрольных работ

Самост. работ

Формы учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6+1

1.1 2.2

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2

Беседа

3.3

Переходные элементы

1

Лр 1. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств

Растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты

Исследовательская работа

4.4

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1

Лекция

5.5

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления.

1

Исследовательская работа

6.6

Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления

1

Исследовательская работа

7.7

Входная  контрольная работа

1

1

Тема 1.

 Металлы

15

1.8

Век медный, бронзовый, железный

1

Лекция

2.9

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

1

ЛР №2. Ознакомление с образцами металлов.

Медь, железо, цинк, олово, свинец.

Исследовательская работа

3.10

Химические свойства металлов.

1

ЛР №3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Д1. Взаимодействие натрия, лития  и кальция с водой (видео).

Д2. Взаимодействие металлов с неметаллами

Растворы соляной кислоты, хлорида меди (II), цинк.

Исследовательская работа

4.11

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение.

1

Д3. Образцы сплавов.

Образцы сплавов.

Лекция

5.12

Металлы в природе. Общие способы их получения.

1

Лекция

6.13

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

1

Д3. Образцы щелочных металлов.

Д4. Взаимодействие натрия с кислородом.

Натрий, фильтровальная бумага.

Исследовательская работа

7.14

Соединения щелочных металлов.Тестирование.

1

ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия.

Природные соединения натрия.

Исследовательская работа

8.15

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

1

Д5. Образцы щелочноземельных металлов.

Д6. Взаимодействие кальция с водой.

Д7. Взаимодействие магния с кислородом.

Кальций, кристаллизатор, вода, фенолфталеин, магниевая лента, ножницы для сжигания.

Исследовательская работа

9.16

Соединения щелочноземельных металлов.

1

ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений кальция.

Природные соединения кальция.

Исследовательская работа. Контроль знаний.

10.17

Алюминий, его физические и химические свойства.

1

ЛР №5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.

Исследовательская работа

11.18

Соединения алюминия.

1

ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.

Природные соединения алюминия.

Исследовательская работа

12.19

Железо, его физические и химические свойства. Генетические ряды железа (II) и железа (III).

1

Д8. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений железа.

ЛР №6. Качественные реакции на ионы Fе 2+ и Fе3+.

Сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, природные соединения железа, жёлтая и красная кровяные соли.

Исследовательская работа

13.20

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы».

1

Тестирование

14.21

Решение задач на определение выхода продукта реакции.

1

15.22

Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

1

1

Тема 2.

 Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

3

1.23

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»

1

Исследовательская работа

2.24

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

1

Исследовательская работа

3.25

Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

1

Исследовательская работа

Темы 3 - 4.

«Неметаллы» и Практикум

 «Свойства неметаллов и их

Соединений»

26

1.26

Общая характеристика неметаллов.

1

Лекция

2.27

Водород.

1

Лекция

3.28

Общая характеристика галогенов.

Тестирование.

1

Д9. Образцы галогенов – простых веществ

Д10. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. (видео)

Д11. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. (видео)

Лекция

Контроль знаний.

4.29

Важнейшие соединения галогенов.

1

ЛР №7. Качественная реакция на хлорид – ион.

Д12. Образцы природных соединений хлора

Растворы хлорида натрия и нитрата серебра. Природные соединения хлора.

Исследовательская работа

5.30

Кислород.

1

Лекция

6.31

Сера, её физические и химические свойства. 

1

Д13. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. (видео)

Д14. Образцы важнейших сульфатов

Лекция

7.32

Оксиды серы (IV)  и (VI). Серная кислота и её соли.

1

ЛР №8. Качественная реакция на сульфат – ион

Растворы сульфата натрия и нитрата бария.

Исследовательская работа

8.33

Практическая работа №4 по теме «Подгруппа кислорода»

1

Исследовательская работа

9.34

Азот и его свойства.

1

Лекция

10.35

Аммиак и его свойства.

1

Лекция

11.36

Соли аммония, их свойства.

1

ЛР №9. Распознавание солей аммония

Хлорид аммония, гидроксид натрия, спиртовка, спички, держатель. 

Исследовательская работа

12.37

Азотная кислота и её свойства

1

Д15. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью

Азотная кислота (конц.), медь.

Лекция

13.38

Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.

1

Д16. Образцы важнейших нитратов

Лекция

14.39

Фосфор, его физические и химические свойства.

1

Лекция

15.40

Соединения фосфора.

1

Д17. Образцы важнейших фосфатов

Лекция

16.41

Углерод, его физические и химические свойства.

1

Д18. Поглощение углём растворённых веществ или газов.

Д19. Восстановление меди из её оксида углём (видео).

Активированный уголь, окрашенный раствор.

Лекция

17.42

Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств.

1

ЛР №10.  Получение углекислого газа и его распознавание.

Мрамор, раствор соляной кислоты, лучинка, спички.

Исследовательская работа

18.43

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»

1

Растворы карбоната калия и соляной кислоты.

Исследовательская работа

19.44

Угольная кислота и её соли.

1

Д20. Образцы важнейших карбонатов

ЛР №11. качественная реакция на карбонат – ион

Исследовательская работа

20.45

Кремний, его физические и химические свойства.

1

Д21. Образцы природных силикатов и соединений кремния.

ЛР №12 Ознакомление с природными силикатами

Исследовательская работа

21.46

Силикатная промышленность.

1

Д22. Образцы стекла, керамики, цемента

ЛР №13 Ознакомление с продуктами силикатной промышленности.

Коллекция «Силикатная промышленность»

Исследовательская работа

22.47 23.48

Решение расчётных задач.

2

Тестирование

24.49

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппы азота и углерода»

1

Исследовательская работа

25.50

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы»

1

Тестирование

26.51

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

1

1

Тема 5. Органические соединения

10

1.52

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

1

Лекция

2.53

Предельные углеводороды – метан и этан

1

Д23. Модели молекул метана и других углеводородов

ЛР №14. Изготовление моделей молекул углеводородов

Исследовательская работа

3.54

Непредельные углеводороды – этилен.

1

Д24. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. (видео)

ЛР №14. Изготовление моделей молекул углеводородов

Проектная деятельность

4.55

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.

1

Д25. Образцы этанола и глицерина

Д26. Качественная реакция на многоатомные спирты

ЛР №15. Свойства глицерина

Этиловый спирт и глицерин, сульфат меди, гидроксид натрия.

Исследовательская работа

5.56

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

1

Д27. Получение уксусно – этилового эфира ( видео)

Лекция

6.57

Жиры

1

Д28. Омыление жира (видео)

Лекция

7.58

Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации.

1

Д29. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Д30. Горение белков (шерсти и птичьих перьев) (видео)

Д31. Цветные реакции белков (видео)

Исследовательская работа

8.59

Понятие об углеводах.

1

Д32. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

Д33. Качественная реакция на крахмал

ЛР №16. Взаимодействие глюкозы с раствором гидроксида меди (II) без нагревания и при нагревании.

ЛР №17. Взаимодействие крахмала с йодом.

Глюкоза, нитрат серебра, аммиак, спиртовка, спички, сульфат меди, гидроксид натрия, крахмальный клейстер, раствор йода.

Исследовательская работа

9.60

Полимеры.

1

Лекция

10.61

Обобщение знаний по органической химии. Контрольная работа №3 по теме «Органическая химия»

1

На 20 минут.

Тестирование

Тема 6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

6

1.62

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Значение периодического закона

1

Лекция

2.63

Химическая связь и кристаллические решётки. Взаимосвязь строение и свойств веществ.

1

Исследовательская работа

3.64

Оксиды, гидроксиды и соли в свете ТЭД.

1

Групповая работа

4.65

Оксиды, гидроксиды и соли в свете представлений о процессах окисления – восстановления.

1

Групповая работа

5.66

Генетические ряды металлов, неметаллов, переходных элементов.

1

Групповая работа

6.67

Итоговая контрольная работа за курс основной школы.

1

Контроль знаний

7.68

Итоговый урок.

1

1

Групповая работа

ИТОГО:

68

6

5

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ (текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

     1.  Входная контрольная работа

  1. Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Металлы», «Неметаллы», Органические соединения» (на 20 минут)
  2. Итоговая контрольная работа.

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Перечень учебно-методического обеспечения

-О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2005 г.

- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 9 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,2006 г.- 400с.

-Химия.8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику  Габриеляна О.С. «Химия. 9»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2004.-128с.

-О.Г.Блохина. Я иду на урок химии: 8-11 классы. Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2002 г.

-И.И.Новошинский.

Сборник самостоятельных работ по химии для 8-11 классов. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.

-А.Е.Насонова. Химия в таблицах. 8-11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001 г.

- О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова  «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004г.

Список литературы

Литература, использованная при подготовке рабочей программы:

 - Общеобразовательная типовая государственная программа МО РФ,2004 г.;

-  О.С. Габриелян « Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2005 г.;

- Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С.Габриеляна; И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской). М.: «Глобус», 2008 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

-О.С. Габриелян.

Химия. 9 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007-2010 г.

-Е.П. Ким. Химия. 8-11 классы. Практические работы. Саратов: Лицей, 2006 г.

Образовательные диски:

  1. Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004 г.
  2. Школьный курс химии 2009. Электронные пособия, домашние задания, коллекции рефератов, программы.
  3. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 9 класс. Просвещение МЕДИА, 2007 г. (диск 1,2,3).
  4. Самоучитель. Химия для всех – 21 век. ООО «Хронобус»,2003 г.

Материально- техническое обеспечение

1.Печатные пособия

1.1.  Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

1.2.  Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8-11 кл)

2.     Учебно-лабораторное оборудование

2.1.  Набор  моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.

2.2.  Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).

2.3.  Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».

3.     Учебно-практическое оборудование

3.1. Набор «Кислоты».

3.2. Набор  «Гидроксиды».

3.3. Набор  «Оксиды металлов».

3.4. Набор  «Металлы».

3.5. Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы».

3.6. Набор  «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».

3.7. Набор  «Карбонаты».

3.8. Набор «Фосфаты. Силикаты».

3.9. Набор «Соединения марганца».

3.10. Набор  «Соединения хрома».

3.11. Набор  «Нитраты».

3.12. Набор  «Индикаторы».

3.13. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Компьютер и мультимедийный  проектор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучений данного предмета в 9 классе обучающиеся должны

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Программа составлена с учетом актуальных тенденций ФГОС.

Документы

  Закон «Об образовании»

  Приказ Минобразования России  от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

  Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03 –51 -10/14 –03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

  Приказ Минобразования России от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных  программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

 Федеральный  компонент  государственного  образовательного  стандарта  общего  образования. Химия. Москва, 2005  год.

«Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Образовательные сайты:

1.http://www.chemistry.narod.ru/

2.http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/

3.http://www.kontren.narod.ru/rass/ikt-f.html

4.http://www.hemi.nsu.ru/

 5.http://hemi.wallst.ru/

6.http://chimia24.ucoz.ru/index/0-2

7.http://powerpt.ru/prezentacii-po-himiy/page/2/

8.http://chemistry.videouroki.net/

9.http://www.fptl.ru/Chem%20block_Himija%20v%20internete.html

10.http://www.chemistry.ssu.samara.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...