рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа

Суходаева Ханда Доржеевна

рабочая программа класса предшкольной подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dou.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Рассмотрено  на МО нач.кл                                              Утверждено______        Директор школы Д.Г.Дамдинова

                                                              Приказ №                    30.08..2019г.

 

 

Рабочая  программа  по бурятскому языку

«Амар-мэндэ-э!»

для детей класса предшкольной подготовки

Разработала

Суходаева Х.Д.,

Учитель бурятского языка

и литературы

Аршан

2019г.

Пояснительная записка

Ознакомление детей с азами бурятского языка, культурой и традициями бурят - важная и интересная часть работы МБОУ «Аршанская СОШ им.П.М.Билдаева».

Актуальность: ФГОС ДО ставит сложные задачи: поддержать инициативу и интерес маленьких детей, развить коммуникативные и познавательные способности. Поставленные задачи могут быть реализованы, если процесс обучения будет познавательным и увлекательным, ребенок будет заниматься с удовольствием, усваивать информацию, развивать свои способности.

Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества.

  • дошкольном учреждении формируется объективное представление о языках и культурах, поэтому важно с первых дней пребывания ребёнка в классе предщкольной подготовки воспитывать у него уважение и интерес к бурятскому языку, в условиях билингвизма.

  • процессе овладения бурятским языком у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Овладение бурятским языком на элементарном уровне выступают в качестве первой ступени. На этой ступени закладываются основы коммуникативной компетенции.

Цель обучения: формирование интереса у детей дошкольного возраста к изучению (знанию) бурятского языка, бурятской культуры, традиций и быта.

Развитие        коммуникативной        компетенции        в        совокупности        ее        составляющих:

речевой, языковой, социокультурной, образовательной.

Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 2-х основных видах речевой деятельности (говорении).

Языковая компетенция-овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для детского сада, усвоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка; развитие способов выражения мышления в родном и изучаемом языке;

Социокультурная компетенция - приобщение дошкольников к культуре, традициям и реалиям региона/ республики изучаемого бурятского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Образовательная компетенция  дальнейшее развитие общих и специальных образовательных умений; ознакомление с доступными дошкольнику приемами и способами изучения языка и культуры.

Воспитательная цель: понимание важности изучения бурятского языка в современном обществе и потребности использования им как средством познания и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота: развитие системы нравственных, этических, эстетических ценностей. Воспитания у детей толерантного отношения к культуре бурят и контактирующих народов.

Развивающая цель: развитие дошкольника как личности: (языковые, интеллектуальные, познавательные способности).

Образовательная цель: общее образование; филологическое образование; социокультурное образование.

Валеологическая цель: создание благоприятной обстановки и гигиенических условий в классе, где проходят занятия; температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения, наличие/ отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.

Принципы.

  • соответствии с ФГОС ДО программа составлена на основе следующих принципов:

  • поддержка разнообразия личностных особенностей дошкольников в образовательном курсе бурятского языка («разнообразие детства»); - сохранение уникальности дошкольного возраста в образовательном курсе бурятского языка;

  • обогащение детского развития средствами дошкольного образовательного курса бурятского языка;

  • создание благоприятной социальной ситуации успешного развития каждого ребенка в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;

  • содействие сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом (воспитателем) и семьей в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;

  • приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, тоонто и республики в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;

-формирование познавательных интересов, действий и умений ребенка средствами его включения в различные виды деятельности в образовательном курсе бурятского языка;

-учет этнокультурной и социальной ситуации развития ребенка в образовательном курсе бурятского языка.

Учёт возрастных и психологических особенностей детей

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники  при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Условия реализации программы

Данная программа разработана на основе ООП МБОУ «Аршанская СОШ им.П.М.Билдаева», с учетом учебно-методического комплекса начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амармэндэ-э», под редакцией Г-Х.Ц.Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д.Шожоевой, учебно-методического пособия «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» под редакцией З.И.Пазниковой, С.А.Ступиной, Р.И.Карповой, «Сагаан дали», для дошкольного возраста.

ТСО: магнитофон, аудиозаписи, видеодиски, использование мультимедийного проектора и компьютера, телевизора.

Программа реализуется с начала учебного года, с сентября месяца в  классе предшкольной подготовки.

Один раз в месяц педагог выходит в класс предшкольной подготовки и организует образовательное событие в виде развлечения по ознакомлению детей с культурой, традициями и бытом бурят.

Содержание программы

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, тоонто, республике;

  • формирование основ собственной безопасности (в быту, среди людей, в природе);

  • овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения на основе первичных ценностно-нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

  • овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ;

  • развитие эмоционально-ценностного восприятия мира природы, произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального).

Организация образовательного процесса

Методы обучения:

-словесный,методы иллюстраций (плакаты, наглядный материал, табличные варианты),видеофильмы.

-игровые методы– подвижные (бурятские народные), дидактические и т.д. игры.

Используются приемы личностно-ориентированного подхода, ставящие в центр образовательной деятельности личность ребенка, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагают особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

Сроки и этапы реализации программы. Программа реализуется в течение двух лет и рассчитана:

  • на 33 часа (1 час в неделю);

Реализация ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание у детей чувства любви и привязанности к малой Родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностей идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру

  • сверстникам; использование знаний о родном крае в игровой деятельности; воспитание интереса и уважительного отношения к культуре и традициям Бурятии.

Познавательное развитие предполагает приобщение детей к истории родного края, формирование представлений о традиционной культуре через ознакомление с родной природой.

Речевое развитие включает развитие речи, мышления, первичного восприятия диалектной речи через знакомство с культурой Бурятии, осуществление своего речевого и неречевого поведения в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями бурят.

Художественно-эстетическое развитие предполагает приобщение детей к музыкальному творчеству родного края, воспитание любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций родного края, формирование практических умений по приобщению к различным народным декоративно прикладным видам деятельности.

Физическое развитие включает развитие физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы народов Бурятии.

Оценка результатов деятельности

Требования ФГОС к результатам освоения развивающей программы «Амар-мэндэ-э!»» для дошкольников представляют собой не нормативно закрепленные знания или компетенции, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ФГОС ДО подчеркивает, что достигаемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для диагностирующих или иных выводов. Они не служат основой объективной оценки соответствия детских достижений, установленным требованиям. Главным итогом дошкольного образования следует считать активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе.

  • целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования по изучению бурятского языка, культуры,

традиций (Приложение 1):

-Знает (называет) фамилию и имена выдающихся людей РБ; -Может подпевать слова Гимна РБ; -Знает (называет) цвета государственного флага РБ;

-Называет имена собственные, имена сказочные (Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо); -Знает на бурятском языке название одежды;

-Знает на бурятском языке название частей тела (голова, рука, нога); -Может называть на бурятском языке основные цвета;

-На бурятском языке счет до 10;

-Употребляет слова бурятского этикета в ситуациях общения (при встрече, при прощании);

 -Употребляет слова благопожелания;

-Знает национальные бурятские праздники;

-Может назвать и поиграть в национальную бурятскую игру;

-Может назвать блюда бурятской кухни. Употребляет слово «Эдеэн» (пища);

-Ответить на типичные вопросы: «Шинии нэрэ хэн бэ?», «Энэ хэн бэ?», «Энэ юун бэ?»; -Проговаривает на бурятском языке названия некоторых домашних и диких животных;

-Может нарисовать элементы бурятского орнамента.

Список используемой литературы

  1. Буряад  хэлэнэй программа (Хүүгэдэй саадта аман хэлэлгэ хүгжүүлгэ) / Д.Д. Могоева,- Буряадай номой хэблэл. 1988.

2.        Буряад хэлэн.        Ород хэлэтэй хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ        программа.

С.Ц.Содномов. Ж.Ё.Раднаева.-Улаан-Удэ: Бэлиг, 2003.

  1. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения./Э.П.Нанзатова, С.Ц.Содномов, Ж.Д.Дамбаева - Улан-Удэ: Бэлиг, 2003.

  1. Обучение детей бурятскому языку в комплексе «детский сад-школа» / Э.П. Нанзатова - Улан-Удэ: Бэлиг, 1994.

  1. Барбаадай (пособие для воспитателей) / Ц Д.Д. Дондокова - Улан-Удэ: 1987.

  1. Методика развития речи детей / А.М.Бородич – Москва: Просвещение: -211

с.1981 г.

  1. Буряад эхин hургуулиин номуудые хэрэглэхэ тухай (методическазаабаринууд).

  1. У Байкала мы живем (рабочая тетрадь по ознакомлению детей с культурой народов Бурятии) / Е.А.Швейкина, З.И.Пазникова. - Улан-Удэ: БГУ, 2012.-

34с.:ил.;

  1. УМК «Амармэндэ-э» /сост. Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева.-Улаан-Удэ: Бэлиг, 2014.;

  1. Золотая книга о бурятах / В.Алагуева. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2017. – 64 с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-1);

  1. Серебряная книга о бурятах / В.Алагуева. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2017. – 64

с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-2);

  1. Бронзовая книга о бурятах/ В.Алагуева., П.Алугев - Улан-Удэ: НоваПринт,

2017. – 64 с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-3);

месяц

тема

Цель

Количество

часов(по 1

часу в неделю)

«Танилсалга»

введение в пграмму

2

-

(«Знакомство»)

Сентябрь

октябрь

«Манайнааданууд»

познакомить детей с народными

3

(«Наши игры»)

играми бурят.

Практическая деятельность. Лепка. Аппликация.

2

Ноябрь

-декабрь

«Миниибэе» («Части

обогащение словаря за счет

4

тела»)

введения новых слов на бурятском

языке

Практическая деятельность. Раскраска.

3

- март

Государс

познакомить детей с цветами

2

твенная символика РБ

Государственного флага РБ на

бурятском языке

-февраль

«Эдеэн» («Пища»)

введение в словарь детей название

2

блюд бурятской кухни

«Сагаалган» («Белый

познакомить детей с традициями

2

месяц»)

бурят

Январь

Практическая деятельность. Лепка. Раскраска. Рабочая

4

тетрадь «У Байкала мы живем»

«Миниигэр» («Моя

научить детей проговаривать

2

семья»)

слова: аба, эжы, ахай, абгай и т.д.

-май

«Гэрэй ба зэрлиг

амитад"

Научить детей проговаривать:

2

 (дикие и домашние

хуса (баран),тахяа (курица), үнеэн

Апрель

животные)

(корова),морин (лошадь), баабгай

(медведь), шандаган (заяц), үнэгэн

(лиса).

Практическая деятельность. Рисование. Рабочая тетрадь

4

«У Байкала мы живем»

Итого

33