Главные вкладки

    рабочая программа класса предшкольной подготовки
    рабочая программа

    Суходаева Ханда Доржеевна

    рабочая программа класса предшкольной подготовки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_dou.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            Рассмотрено  на МО нач.кл                                              Утверждено______        Директор школы Д.Г.Дамдинова

                                                                  Приказ №                    30.08..2019г.

     

     

    Рабочая  программа  по бурятскому языку

    «Амар-мэндэ-э!»

    для детей класса предшкольной подготовки

    Разработала

    Суходаева Х.Д.,

    Учитель бурятского языка

    и литературы

    Аршан

    2019г.

    Пояснительная записка

    Ознакомление детей с азами бурятского языка, культурой и традициями бурят - важная и интересная часть работы МБОУ «Аршанская СОШ им.П.М.Билдаева».

    Актуальность: ФГОС ДО ставит сложные задачи: поддержать инициативу и интерес маленьких детей, развить коммуникативные и познавательные способности. Поставленные задачи могут быть реализованы, если процесс обучения будет познавательным и увлекательным, ребенок будет заниматься с удовольствием, усваивать информацию, развивать свои способности.

    Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества.

    • дошкольном учреждении формируется объективное представление о языках и культурах, поэтому важно с первых дней пребывания ребёнка в классе предщкольной подготовки воспитывать у него уважение и интерес к бурятскому языку, в условиях билингвизма.

    • процессе овладения бурятским языком у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Овладение бурятским языком на элементарном уровне выступают в качестве первой ступени. На этой ступени закладываются основы коммуникативной компетенции.

    Цель обучения: формирование интереса у детей дошкольного возраста к изучению (знанию) бурятского языка, бурятской культуры, традиций и быта.

    Развитие        коммуникативной        компетенции        в        совокупности        ее        составляющих:

    речевой, языковой, социокультурной, образовательной.

    Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 2-х основных видах речевой деятельности (говорении).

    Языковая компетенция-овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для детского сада, усвоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка; развитие способов выражения мышления в родном и изучаемом языке;

    Социокультурная компетенция - приобщение дошкольников к культуре, традициям и реалиям региона/ республики изучаемого бурятского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

    Образовательная компетенция  дальнейшее развитие общих и специальных образовательных умений; ознакомление с доступными дошкольнику приемами и способами изучения языка и культуры.

    Воспитательная цель: понимание важности изучения бурятского языка в современном обществе и потребности использования им как средством познания и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота: развитие системы нравственных, этических, эстетических ценностей. Воспитания у детей толерантного отношения к культуре бурят и контактирующих народов.

    Развивающая цель: развитие дошкольника как личности: (языковые, интеллектуальные, познавательные способности).

    Образовательная цель: общее образование; филологическое образование; социокультурное образование.

    Валеологическая цель: создание благоприятной обстановки и гигиенических условий в классе, где проходят занятия; температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения, наличие/ отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.

    Принципы.

    • соответствии с ФГОС ДО программа составлена на основе следующих принципов:

    • поддержка разнообразия личностных особенностей дошкольников в образовательном курсе бурятского языка («разнообразие детства»); - сохранение уникальности дошкольного возраста в образовательном курсе бурятского языка;

    • обогащение детского развития средствами дошкольного образовательного курса бурятского языка;

    • создание благоприятной социальной ситуации успешного развития каждого ребенка в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;

    • содействие сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом (воспитателем) и семьей в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;

    • приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, тоонто и республики в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;

    -формирование познавательных интересов, действий и умений ребенка средствами его включения в различные виды деятельности в образовательном курсе бурятского языка;

    -учет этнокультурной и социальной ситуации развития ребенка в образовательном курсе бурятского языка.

    Учёт возрастных и психологических особенностей детей

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники  при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

    Условия реализации программы

    Данная программа разработана на основе ООП МБОУ «Аршанская СОШ им.П.М.Билдаева», с учетом учебно-методического комплекса начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амармэндэ-э», под редакцией Г-Х.Ц.Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д.Шожоевой, учебно-методического пособия «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» под редакцией З.И.Пазниковой, С.А.Ступиной, Р.И.Карповой, «Сагаан дали», для дошкольного возраста.

    ТСО: магнитофон, аудиозаписи, видеодиски, использование мультимедийного проектора и компьютера, телевизора.

    Программа реализуется с начала учебного года, с сентября месяца в  классе предшкольной подготовки.

    Один раз в месяц педагог выходит в класс предшкольной подготовки и организует образовательное событие в виде развлечения по ознакомлению детей с культурой, традициями и бытом бурят.

    Содержание программы

    • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, тоонто, республике;

    • формирование основ собственной безопасности (в быту, среди людей, в природе);

    • овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения на основе первичных ценностно-нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

    • овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ;

    • развитие эмоционально-ценностного восприятия мира природы, произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального).

    Организация образовательного процесса

    Методы обучения:

    -словесный,методы иллюстраций (плакаты, наглядный материал, табличные варианты),видеофильмы.

    -игровые методы– подвижные (бурятские народные), дидактические и т.д. игры.

    Используются приемы личностно-ориентированного подхода, ставящие в центр образовательной деятельности личность ребенка, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагают особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

    Сроки и этапы реализации программы. Программа реализуется в течение двух лет и рассчитана:

    • на 33 часа (1 час в неделю);

    Реализация ФГОС ДО:

    Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание у детей чувства любви и привязанности к малой Родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностей идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру

    • сверстникам; использование знаний о родном крае в игровой деятельности; воспитание интереса и уважительного отношения к культуре и традициям Бурятии.

    Познавательное развитие предполагает приобщение детей к истории родного края, формирование представлений о традиционной культуре через ознакомление с родной природой.

    Речевое развитие включает развитие речи, мышления, первичного восприятия диалектной речи через знакомство с культурой Бурятии, осуществление своего речевого и неречевого поведения в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями бурят.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает приобщение детей к музыкальному творчеству родного края, воспитание любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций родного края, формирование практических умений по приобщению к различным народным декоративно прикладным видам деятельности.

    Физическое развитие включает развитие физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы народов Бурятии.

    Оценка результатов деятельности

    Требования ФГОС к результатам освоения развивающей программы «Амар-мэндэ-э!»» для дошкольников представляют собой не нормативно закрепленные знания или компетенции, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ФГОС ДО подчеркивает, что достигаемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для диагностирующих или иных выводов. Они не служат основой объективной оценки соответствия детских достижений, установленным требованиям. Главным итогом дошкольного образования следует считать активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе.

    • целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования по изучению бурятского языка, культуры,

    традиций (Приложение 1):

    -Знает (называет) фамилию и имена выдающихся людей РБ; -Может подпевать слова Гимна РБ; -Знает (называет) цвета государственного флага РБ;

    -Называет имена собственные, имена сказочные (Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо); -Знает на бурятском языке название одежды;

    -Знает на бурятском языке название частей тела (голова, рука, нога); -Может называть на бурятском языке основные цвета;

    -На бурятском языке счет до 10;

    -Употребляет слова бурятского этикета в ситуациях общения (при встрече, при прощании);

     -Употребляет слова благопожелания;

    -Знает национальные бурятские праздники;

    -Может назвать и поиграть в национальную бурятскую игру;

    -Может назвать блюда бурятской кухни. Употребляет слово «Эдеэн» (пища);

    -Ответить на типичные вопросы: «Шинии нэрэ хэн бэ?», «Энэ хэн бэ?», «Энэ юун бэ?»; -Проговаривает на бурятском языке названия некоторых домашних и диких животных;

    -Может нарисовать элементы бурятского орнамента.

    Список используемой литературы

    1. Буряад  хэлэнэй программа (Хүүгэдэй саадта аман хэлэлгэ хүгжүүлгэ) / Д.Д. Могоева,- Буряадай номой хэблэл. 1988.

    2.        Буряад хэлэн.        Ород хэлэтэй хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ        программа.

    С.Ц.Содномов. Ж.Ё.Раднаева.-Улаан-Удэ: Бэлиг, 2003.

    1. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения./Э.П.Нанзатова, С.Ц.Содномов, Ж.Д.Дамбаева - Улан-Удэ: Бэлиг, 2003.

    1. Обучение детей бурятскому языку в комплексе «детский сад-школа» / Э.П. Нанзатова - Улан-Удэ: Бэлиг, 1994.

    1. Барбаадай (пособие для воспитателей) / Ц Д.Д. Дондокова - Улан-Удэ: 1987.

    1. Методика развития речи детей / А.М.Бородич – Москва: Просвещение: -211

    с.1981 г.

    1. Буряад эхин hургуулиин номуудые хэрэглэхэ тухай (методическазаабаринууд).

    1. У Байкала мы живем (рабочая тетрадь по ознакомлению детей с культурой народов Бурятии) / Е.А.Швейкина, З.И.Пазникова. - Улан-Удэ: БГУ, 2012.-

    34с.:ил.;

    1. УМК «Амармэндэ-э» /сост. Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева.-Улаан-Удэ: Бэлиг, 2014.;

    1. Золотая книга о бурятах / В.Алагуева. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2017. – 64 с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-1);

    1. Серебряная книга о бурятах / В.Алагуева. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2017. – 64

    с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-2);

    1. Бронзовая книга о бурятах/ В.Алагуева., П.Алугев - Улан-Удэ: НоваПринт,

    2017. – 64 с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-3);

    месяц

    тема

    Цель

    Количество

    часов(по 1

    часу в неделю)

    «Танилсалга»

    введение в пграмму

    2

    -

    («Знакомство»)

    Сентябрь

    октябрь

    «Манайнааданууд»

    познакомить детей с народными

    3

    («Наши игры»)

    играми бурят.

    Практическая деятельность. Лепка. Аппликация.

    2

    Ноябрь

    -декабрь

    «Миниибэе» («Части

    обогащение словаря за счет

    4

    тела»)

    введения новых слов на бурятском

    языке

    Практическая деятельность. Раскраска.

    3

    - март

    Государс

    познакомить детей с цветами

    2

    твенная символика РБ

    Государственного флага РБ на

    бурятском языке

    -февраль

    «Эдеэн» («Пища»)

    введение в словарь детей название

    2

    блюд бурятской кухни

    «Сагаалган» («Белый

    познакомить детей с традициями

    2

    месяц»)

    бурят

    Январь

    Практическая деятельность. Лепка. Раскраска. Рабочая

    4

    тетрадь «У Байкала мы живем»

    «Миниигэр» («Моя

    научить детей проговаривать

    2

    семья»)

    слова: аба, эжы, ахай, абгай и т.д.

    -май

    «Гэрэй ба зэрлиг

    амитад"

    Научить детей проговаривать:

    2

     (дикие и домашние

    хуса (баран),тахяа (курица), үнеэн

    Апрель

    животные)

    (корова),морин (лошадь), баабгай

    (медведь), шандаган (заяц), үнэгэн

    (лиса).

    Практическая деятельность. Рисование. Рабочая тетрадь

    4

    «У Байкала мы живем»

    Итого

    33


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по предшкольной подготовке детей

    Программа по предшкольной подготовке детей разработана с целью приведения в соответствие  современным требованиям деятельность ОУ по предшкольному образованию; создания механизмов, обеспечи...

    Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

    Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

    Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса.

    Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса. Данный факультатив  развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универса...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс

       Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...

    Программа «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»

    Программа«Психологическое сопровождениедетей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»...

    Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.

    Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....

    Рабочая программа по лыжной подготовке для групп начальной подготовки

    Данная программа может быть использована в работе тренерами-преподавателями спортивных школ....