Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka._obshchestvoznanie_podgotovka_k_ege..doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей приказом по школе № _______
_______________________ от «____» ___________ 200__ г.
Протокол № ____
от «____» ____________ 200__ г.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора школы по ВР
________________ С.А.Степанова.
«_____» _____________ 200__ г.
Рабочая программа
кружка Обществознание
(подготовка к ЕГЭ)
10-11 классы.
Всего 120 часов; 2 аудиторных занятия в неделю.
(2009-2010 уч.г. = 60 часов; 2010-2011 уч.г.=60 часов)
Учитель истории, обществознания и права: Сабаева Н.Ф.
г.Губкинский
2010 г.
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ.
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Особенностью программы является
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» предлагается для учащихся 10-11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ЕГЭ. Курс рассчитан на 120 часов при проведении 2 аудиторных занятий в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю, по 60 часов в каждом учебном году и составляет 120 часов за 2 года.
Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» и Тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» для
учащихся 10-11 классов (120 часов). Программа утверждена на заседании педсовета школы (Протокол №1 от 11.09.2008 г.).
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
Активные-
● семинар
● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМ ЕГЭ).
Форма подведения итогов:
-пробный экзамен по обществознания (по КИМ ЕГЭ).
Содержание изучаемого курса
10 класс (60 часов).
Тема 1. Основы философии. 5 часов.
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов.
Тема 3. Основы культурологи. 5 часов.
Тема 4. Основы социологии. 10 часов.
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов. 24 час.
Резервное время учителя. 4 часа.
11 класс (60 часов).
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов.
Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов.
Тема 7. Право. 9 часов.
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа.
Итоговое занятие. 1 час.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы занятия. | Количество часов | Дата проведен. | Примечания |
10 класс. | ||||
Тема 1. Основы философии. 5 часов. | ||||
1 | Философия, её разделы и роль в обществе. | 1 | ||
2 | История философии | 1 | ||
3 | Основные проблемы философии. | 1 | ||
4-5 | Решение тренировочных заданий. | 2 | ||
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов. | ||||
6 | Формационный и цивилизационный подходы к истории. | 1 | ||
7-8 | Древние цивилизации. | 2 | ||
9 | Цивилизации эпохи средневековья. | 1 | ||
10 | Современные цивилизации. | 1 | ||
11 | Глобальные проблемы современности. | 1 | ||
12-13 | Решение тренировочных заданий. | 2 | ||
Тема 3. Основы культурологи. 5 часов. | ||||
14 | Основы теории культуры. | 1 | ||
15 | Компоненты культуры. | 1 | ||
16 | Компоненты духовной жизни общества. | 1 | ||
17-18 | Решение тренировочных заданий. | 2 | ||
Тема 4. Основы социологии. 10 часов. | ||||
19 | Предмет и методы социологии. | 1 | ||
20 | Социальная структура. Стратификация общества. | 1 | ||
21 | Понятие и теории личности. | 1 | ||
22-23 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | ||
24 | Масса и массовое сознание. | 1 | ||
25 | Социальный конфликт. | 1 | ||
26 27 28 | Решение тренировочных заданий. | 3 | ||
Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 24 час. | ||||
29-34 | Решение заданий части А. | 6 | ||
35-39 | Решение заданий части В. | 5 | ||
40--49 | Решение заданий части С. | 10 | ||
50-56 | Правила написания эссе по обществознанию. | 7 | ||
57-60 | Резервное время учителя. | 4 | ||
11 класс. | ||||
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов. | ||||
1 | Экономика. | 1 | ||
2-3 | Основные экономические системы и законы их функционирования. | 2 | ||
4-5 | Факторы современного производства. | 2 | ||
6-7 | Переходная экономика. | 2 | ||
8-9 | Деньги. Инфляция. | 2 | ||
10-11 | Государство и экономика. Налоги и налогообложение. | 2 | ||
12 | Рынок труда. Доходы населения. | 1 | ||
13 | Решение тренировочных заданий. | 1 | ||
Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов. | ||||
14 | Политическое устройство общества. | 1 | ||
15-16 | Государство, его признаки и функции. | 2 | ||
17-18 | Форма государства. | 2 | ||
19-20 | Механизм (аппарат) государства. | 2 | ||
21-22 | Система разделения властей. | 2 | ||
23-24 | Демократия, её формы и признаки. | 2 | ||
25-26 | Институты прямой демократии. | 2 | ||
27-28 | Власть и политика. Политические партии. | 2 | ||
29 | Политика и общественное сознание. | 1 | ||
30 | Решение тренировочных заданий. | 1 | ||
Тема 7. Право. 9 часов. | ||||
31 | Теория права. | 1 | ||
32 | Основы конституционного права. | 1 | ||
33-34 | Основы правового положения человека и гражданина. | 2 | ||
35-36 | Основы гражданского, семейного и трудового права. | 2 | ||
37-38 | Основы уголовного, административного и муниципального права. | 2 | ||
39 | Решение тренировочных заданий. | 1 | ||
Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа. | ||||
40-41 | Решение заданий части А. | 2 | ||
42-46 | Решение заданий части В. | 5 | ||
47-56 | Решение заданий части С. | 10 | ||
57-59 | Правила написания эссе по обществознанию. | 3 | ||
60 | Итоговое занятие. | 1 |
Уровень подготовки учащихся
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся :
- В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Список литературы:
Основная литература:
- А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2005г.
- А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2005 г.
- И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007г.
- Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2006, 2007 гг.
Дополнительная литература:
- П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.
- П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.
Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...
Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год
Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...
Рабочая программа кружка по английскому языку «Занимательный английский» ( 2 классы)
Данная программа предназначена для учащихся 2-х и3х классов начальной общеобразовательной школы, изучающих английский язык. Занятия кружка проводятся с I по IV четверти (32 занятия). Программа ра...
Рабочая программа кружка "История в кино и книгах" 5 класс
Кружок привязан к курсу истории Древнего мира и призван дополнить учебную программу, оживить исторических персонажей, познакомить детей с классикой исторического кино и литературы....
Рабочая программа кружка "История в кино и книгах" 4 класс
Кружок призван дать обзор курса Всемирной истории, перекликаясь с программой предмета "Окружающий мир" 4 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку для 9-11 класса «Юный лингвист» Исмагиловой Алсу Нуретдиновны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных пред
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемы...