Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире насчитывается около 350 000 тысяч видов растений, распространенных практически повсеместно.
Растения играют чрезвычайно важную роль, как обязательный компонент любого лесного сообщества. Одни растения способны создавать и накапливать огромную массу органических веществ (автотрофные растения), другие - разрушают их (гетеротрофные растения), возвращая в почву минеральные вещества, необходимые для питания зеленых автотрофных растений. Так совершается круговорот веществ в природе. Не менее важна роль растений как образователей леса, луга, степи и других растительных сообществ. При этом создаются не только разнообразные ландшафты Земли, но и определенные отношения между жизненными формами растений и животных, их приспособленность к определенным физико-химическим условиям среды.
Растения имеют и определенное экономическое значение. Прежде всего, они являются продуктом питания для человека. Кроме того, растения – источник кормового сырья, продуценты биологически активных веществ, которые с успехом используются в медицине. Среди растений имеются и вредоносные виды, вызывающие тяжелые, нередко со смертельным исходом, отравления. Эти виды представляют особый интерес для лесного хозяйства и медицины.
В основе использования растений человеком лежит химической состав растительных клеток. Он довольно интересен для лабораторных исследований школьников. В растительных клетках обнаруживают более 80 химических элементов и несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях и относятся к различным классам веществ. Таким образом, растительная клетка представляет собой своеобразную «природную лабораторию», где продуцируются и преобразуются различные химические соединения.
Целью программы – расширение и углубление знаний и умений учащихся в области химии, экологии и биологии по средствам изучения химических веществ, входящих в состав растительных клеток.
Основные задачи программы:
обучающие:
изучение особенностей строения и химического состава растительных клеток;
изучение основных групп растений памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор”;
обучение основным методам сбора, хранения, определения и изучения растений, различных систематических групп;
изучение различных классов органических веществ, входящих в состав растительных клеток;
изучение физико-химических методов выделения, распознавания и хранения органических веществ, входящих в состав растительных клеток;
расширение и углубление знаний о роли растений в природе и жизни человека.
развивающие:
расширение знаний о многообразии окружающего мира;
развитие познавательной активности;
формирование необходимых навыков проведения самостоятельной научно-исследовательской работы в полевых и лабораторных условиях;
формирование навыков работы с учебной и научной литературой;
развитие способностей к самостоятельному мышлению.
воспитательные:
воспитание ответственности и бережного отношения к природе;
формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
Программа кружка «Живая химия» рассчитана на 14 дней обучения. Программа ориентирована на учащихся 8-10 классов средней общеобразовательной школы. В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в ходе полевой практики в эколого-химическом летнем лагере члены кружка не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе химии, биологии и экологии, но и смогут овладеть навыками лабораторных и полевых исследований растений.
Количество часов занятий в неделю: 18 часов (18 занятий по 45 минут); за 14 дней: 36 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tesnik_yu._v._programma_letney_praktiki.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №26”
г. Калуги
Рассмотрено
на метод. объединении Согласовано “Утверждаю”
Протокол №2 от 28/09/2012 Зам. директора Директор МБОУ “СОШ №26”
г. Калуги
Приказ №153n от 29/09/2012
Синицына Ю. В. Климова Е. В.
Рабочая программа
кружка “Живая химия”
для учащихся 8-10 классов
на 2012-2013 учебный год
Разработчик программы
учитель химии
Тесник Юлия Валерьевна
Педагогический стаж 6 лет
2012 год
Учебная программа
кружка “Живая химия”
(летняя эколого-химическая практика для
учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы)
Ю. В. Тесник
учитель химии
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги
Пояснительная записка
Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире насчитывается около 350 000 тысяч видов растений, распространенных практически повсеместно.
Растения играют чрезвычайно важную роль, как обязательный компонент любого лесного сообщества. Одни растения способны создавать и накапливать огромную массу органических веществ (автотрофные растения), другие - разрушают их (гетеротрофные растения), возвращая в почву минеральные вещества, необходимые для питания зеленых автотрофных растений. Так совершается круговорот веществ в природе. Не менее важна роль растений как образователей леса, луга, степи и других растительных сообществ. При этом создаются не только разнообразные ландшафты Земли, но и определенные отношения между жизненными формами растений и животных, их приспособленность к определенным физико-химическим условиям среды.
Растения имеют и определенное экономическое значение. Прежде всего, они являются продуктом питания для человека. Кроме того, растения – источник кормового сырья, продуценты биологически активных веществ, которые с успехом используются в медицине. Среди растений имеются и вредоносные виды, вызывающие тяжелые, нередко со смертельным исходом, отравления. Эти виды представляют особый интерес для лесного хозяйства и медицины.
В основе использования растений человеком лежит химической состав растительных клеток. Он довольно интересен для лабораторных исследований школьников. В растительных клетках обнаруживают более 80 химических элементов и несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях и относятся к различным классам веществ. Таким образом, растительная клетка представляет собой своеобразную «природную лабораторию», где продуцируются и преобразуются различные химические соединения.
Целью программы – расширение и углубление знаний и умений учащихся в области химии, экологии и биологии по средствам изучения химических веществ, входящих в состав растительных клеток.
Основные задачи программы:
обучающие:
изучение особенностей строения и химического состава растительных клеток;
изучение основных групп растений памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор”;
обучение основным методам сбора, хранения, определения и изучения растений, различных систематических групп;
изучение различных классов органических веществ, входящих в состав растительных клеток;
изучение физико-химических методов выделения, распознавания и хранения органических веществ, входящих в состав растительных клеток;
расширение и углубление знаний о роли растений в природе и жизни человека.
развивающие:
расширение знаний о многообразии окружающего мира;
развитие познавательной активности;
формирование необходимых навыков проведения самостоятельной научно-исследовательской работы в полевых и лабораторных условиях;
формирование навыков работы с учебной и научной литературой;
развитие способностей к самостоятельному мышлению.
воспитательные:
воспитание ответственности и бережного отношения к природе;
формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
Программа кружка «Живая химия» рассчитана на 14 дней обучения. Программа ориентирована на учащихся 8-10 классов средней общеобразовательной школы. В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в ходе полевой практики в эколого-химическом летнем лагере члены кружка не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе химии, биологии и экологии, но и смогут овладеть навыками лабораторных и полевых исследований растений.
Количество часов занятий в неделю: 18 часов (18 занятий по 45 минут); за 14 дней: 36 часов.
Области применения программы.
Программа может быть реализована в профильных классах средних общеобразовательных учреждений, во внеклассной работе по предмету.
Программа имеет региональный компонент. Отдельные темы могут быть использованы для организации исследовательской работы учащихся. Результаты самостоятельных научных исследований послужат основой для докладов на семинарских занятиях, олимпиадах, конференциях учащихся.
Организация работы по программе.
Основной объем теоретических и практических занятий проводится в аудиторно-лабораторных условиях. Практические работы, составляющие полевой практикум, выполняются в ходе экскурсий по памятнику природы Федерального значения “Калужский Городской бор”. В полевых условиях также можно провести и некоторые теоретические занятия. Выбор условий проведения занятия зависит от содержания занятия, погодных условий и контингента учащихся.
Основные формы деятельности.
Лекционные и лабораторно-практические занятия;
Занятия в полевых условиях: экскурсии, экспедиции;
Научно-исследовательская работа;
Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;
Итоговая конференция.
Ожидаемые педагогические результаты:
Расширение и углубление содержания химического, экологического и биологического образования.
Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой природы в результате изучения памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор”;
Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ в области химии, биологии и экологии;
Профессиональная ориентация учащихся, проявивших интерес и способности к исследовательской работе;
Участие учащихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе | ||
теория | практика | экскурсии | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Растения | 4 | 1 | 3 | - |
3 | Общая характеристика растений | 11 | 1 | - | 10 |
4 | Химические вещества в растительных клетках | 4 | 1 | 3 | - |
5 | Растения в жизни человека | 16 | 1 | 13 | 2 |
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 час)
Разнообразие жизни на Земле. Царства живой природы. Место растений в системе живой природы. Особенности растений.
Тема 2. Растения (4 часа)
Теоретические занятия.
Ознакомление с частями клетки растений. Изготовление препаратов и рассматривание их под микроскопом. Изучение основных методов сбора, хранения, определения и изучения растений, различных систематических групп. Работа с определителями.
Практические занятия:
Изучение строения клеток растений.
Подготовка и изготовление оборудования для сбора и хранения растений.
Работа с определителями.
Тема 3. Общая характеристика растений (11 часов)
Теоретические занятия.
Многообразие и классификация растений. Определение понятия «экологическая группа». Основные экологические группы растений.
Экскурсии:
Изучение многообразия растений - экскурсия по “Калужскому Городскому бору” кварталы 5,10;
Изучение многообразия растений - экскурсия по “Калужскому Городскому бору” кварталы 6,11;
Изучение многообразия растений - экскурсия по “Калужскому Городскому бору” кварталы 16, 14;
Изучение многообразия растений - экскурсия по “Калужскому Городскому бору” кварталы 23, 24.
Тема 4. Химические вещества в растительных клетках (4 часа).
Теоретические занятия.
Особенности химического состава растительных клеток. Типы питания растений. Запасные питательные вещества. Биологически активные вещества.
Практические занятия:
Изучение химического состава растительных клеток.
Тема 5. Растения в жизни человека (16 часов)
Теоретические занятия.
История использования растений человеком. Употребление растений в пищу. Растения съедобные и несъедобные. Растения в медицине. История открытия антибиотиков. Использование антибиотиков для лечения людей и животных. Растительные индикаторы. Использование растений в текстильной промышленности.
Практические занятия:
Кислоты в растениях.
Углеводы в растениях.
Витамины в растениях.
Биологически активные вещества лекарственных растений.
Бактерицидные свойства мохообразных.
Получение индикаторов из цветов, ягод, плодов некоторых растений и
исследование их кислотно-основных свойств.
Получение красителей из растительного сырья.
Экскурсии:
Лекарственные растения “Калужского Городского бора”.
Рекомендуемая литература.
1. Артамонов В.И. Занимательная физиология растений. – М.: Агропромиздат, 1991. – 336 с.
2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, - 1977.
3. Баржанский Л.М.; Домашние опыты по химии. Под ред. А.В. Сиволобова - Издательство Осоавиахима: - 1928. - 66с.
4. Бухольцев А.Н. Физиология растений. Познавательные задачи. – Улан-Удэ, 1993. – 124 с.
5. Быков И.П. Исследовательские лабораторные работы по физиологии растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001.-166 с.
6. Гэлстон А., Девис Г., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения. – М., Мир. 1983. – 549 с.
7. Егоркин В.Ф., Кирюшкин Д.М., Полосин B.C.; Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы. - Просвещение, 1965 - 288с.
8. Иллюстрированный определитель растений Средней России. Том 1. Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (однодольные)/ Губанов И. А., Киселева К. В., Новиков В. С. , Тихомиров В. Н. – М.: КМК, Институт технологических исследований, 2002. – 528 с.: ил.
9. Кузнецов В.В. Физиология растений / В.В. Кузнецов, Г.А. Дмитриева. – М.: Высшая школа, 2005. - 736 с.
10. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
11. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине Издательство: Нива России , 1992 г.
12. Машковский М. Д. Лекарственные средства. – М.: Медицина, 1977. - 611с.
13. Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. - АСТ, 2007 – 96с.
14. Ольгин О.М. Опыты без взрывов (Серия: "Научно-популярная библиотека школьника").- Химия, 1986 – 192с.
15. Определитель высших растений Северо-Запада европейской части РСФСР (Ленинградская, Псковская и Новгородская области)/ Миняев Н. А., Орлова Н. И., Шмидт В. М. и др. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1981. – 376 с.
16. План лесонасаждений памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор” (Лесоустройство 2006г.), масштаб 1: 5000
17. Полевой, В.В. Физиология растений / В.В. Полевой. – М.: Высшая школа, 2006. - 464 с.
18. Проект организации и ведения лесного хозяйства памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор” Городской управы Городского округа города Калуги. Том I: Пояснительная записка, 2006, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГУП “Западное государственное лесоустроительное предприятие”
19. Проект организации и ведения лесного хозяйства памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор” Городской управы Городского округа города Калуги. Том II: Таксационное описание, учет лесного фонда, ведомости проектируемых мероприятий, 2006, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГУП “Западное государственное лесоустроительное предприятие”
20. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, - 1996.
21. Шульпин Г. Б. Химия для всех : [Основные понятия и простейшие опыты] / Г. Б. Шульпин ; Перевела с рус. Н. Фросина. - М.: Мир, - 1989 – 230 с., ил.
22. Якушкина, Н.И. Физиология растений / Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтенко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 463 с.
23. http://med.siteedit.ru
24. http://www.bibliotekar.ru/lekarstvennye/2.htm
25. ttp://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_ 14699/index.htm
26. http://avk1961.narod2.ru/Vneklassnaya_rabota/
Vneklassnaya_rabota_po_himii/Zanimatelnie_opiti_po_himii_i_samodelnie_pribori/
27. http://rudocs.exdat.com/docs/index-283284.html?page=3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 5 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Курс строится на индуктивной о...
Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений...
Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса:- краткая характеристика:Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о про...
Рабочая программа по физике в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад ...
Рабочая программа по алгебре в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно испол...
Рабочая программа по геометрии в 8 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о п...
Рабочая программа по физике в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явлен...