Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку для 9-11 класса «Юный лингвист» Исмагиловой Алсу Нуретдиновны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных пред
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

    Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

    Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

    Задачи:

    ·         подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

    ·         сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

    ·         научить пользоваться справочной литературой и словарями;

    ·         потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

    В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

                Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

                Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

                Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

                В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

    ·         знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

    ·         знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;

    ·         уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

    ·         уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

    К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.

    Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9-11 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_podgotovki_shkolnikov_k_predmetnoy_olimpiade.docx32.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    кружка по русскому языку для 9-11 класса

    «Юный лингвист»

    Исмагиловой Алсу Нуретдиновны,

     учителя высшей квалификационной  категории

    МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова

     с углубленным изучением отдельных предметов

     Республики Татарстан»

    Пояснительная записка

            Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

    Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

    Задачи:

    • подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
    • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
    • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
    • потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

    В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

            Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

            Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

            Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

            В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

    • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
    • знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
    • уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
    • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

    К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.

    Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9-11 классов.

    Учебно-тематическое планирование кружка

    «Юный лингвист»

    Наименование тем курса

    Кол-во

    часов

    Виды деятельности

    Форма                контроля          

    Дата проведения

    План

    Факт

    1

    Введение. Разные виды олимпиадных заданий

    1

    Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению

    лекция с элементами беседы, выполнение заданий

    Из истории русского языка(5ч.)

    2

    История языка. Откуда есть пошла славянская письменность.

    1

    работа с источником информации: составление тезисов лекции

    творческая работа

    «Прогулка по славянским местам»

    3

     Языки мира. Карта языков мира. Родственные    связи языков.

    1

    решение

    лингвистических

    задач

    игра

    «Переводчик»

    4

    Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

    1

    составление опорного конспекта

    устное выступление

    5

    Классификация      и происхождение славянских языков.

    1

    выпуск

    лингвистической

    газеты

    конкурс газет

    6

     Учёные-лингвисты.

    1

    проектная деятельность

    презентация, буклет

    Культура речи (6ч.)

    7

    Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

    1

    тестовая работа

    тест

    8

     Трудные случаи

    акцентуации.

    1

    работа со словарем

    защита

    орфоэпического словаря

    учащегося

    9

    Интерпретация поэтического текста.

    1

    составление плана

    работа с клише

    творческая работа

    10

    Лексические нормы литературного  русского языка.    

    1

    решение лексических задач

    тест

    11

    Грамматические, синтаксические          нормы литературного  русского языка.    

    1

    решение грамматических, синтаксических

    задач

    тест

    12

    Творческая работа «Я                      работаю корректором».

    1

    работа с текстом

    статья в

    школьную

    газету

    Морфология и орфография русского языка(3ч.)

    13

    Виды разборов. Морфологический разбор.

    1

    морфологический тренинг

    тест

    14

     Занимательные задачи по русскому языку по теме «Морфология»  

    1

    морфологическая дуэль

    словарный

    диктант

    15

    Морфологическая игра «Гонка за лидером»

    1

    решение

    задач повышенной сложности

    игра «Гонка за лидером»

    Фонетика и орфография русского языка (3ч.)

    16

    Визитная карточка проекта. Фонетический разбор.

    1

    решение фонетических задач

    тест

    17

    Поиск информации в сети Internet.

    Фонетический разбор

    1

    решение фонетических задач

    заполнение таблицы

    18

    Обработка информации. Завершение работы над проектами.

    1

    решение задач повышенной сложности

    словарный диктант

    Синтаксис и пунктуация русского языка (3ч.)

    19

    Словосочетание и предложение. Виды предложений.

    1

    тренировочные упражнения.

    работа в группах

    20

    Синтаксические синонимы.

    1

    конструирование предложений и словосочетаний

    работа в группах

    21

    Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.

    1

    решение задач повышенной сложности

    самостоятельная работа

    Морфемика и словообразование русского языка (2ч.)

    22

    Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования.

    1

    тренировочные упражнения.

    работа в группах

    23

    Работа со словообразовательным словарём.

    1

    исследовательская работа

    взаимозачёт

    Стилистика и культура речи (2ч.)

    24

    Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

    1

    тренировочные упражнения

    самостоятельная работа

    25

    Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы

    1

    тренировочные упражнения

    работа в группах

    Литературоведение и работа с текстом(9ч.)

    26

    Тропы. Фигуры речи.

    1

    работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий

    взаимозачёт

    27

    Определение художественно-выразительных средств в тексте

    1

    работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий

    взаимозачёт

    28

     Создание сочинения-миниатюры                  по определенной     теме     с использованием заданных тропов.

    1

    сочинение-миниатюра

    сочинение-миниатюра

    29

    Крылатые      слова      и выражения.

    1

    исследовательская работа

    публичное выступление на заседании

    кружка «Олимп»

    30

    Фразеологизмы. История происхождения

    1

    исследовательская работа

    устное сообщение

    31

    Комплексный     анализ художественного текста. План.

    1

    составление тезисов лекции

    работа по плану

    32

    Комплексный     анализ художественного текста. Опыт анализа.

    1

    работа с текстом

    Подготовка к практической работе

    33

    Комплексный     анализ художественного текста. Практическая работа.

    1

    работа с текстом

    Практическая работа.

    34

    Выполнение примерных олимпиадных заданий.

    1

    самооценивание и взаимооценивание работ учащихся

    Литература для учителя. 

    1. Ю.Г. Кадькалов. Начальный курс науки о языке. Книга 2. Русский язык. Очерки истории. Саратов. «Научная книга».2002.
    2. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
    3. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
    4. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
    5. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
    6. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.

    Литература для учащихся. 

    1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
    2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
    3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
    4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
    5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.
    6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.
    7. Казбек- Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
    8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
    9. Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.
    10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение», 1976г.
    11. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1994г.
    12. Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс, 1998г.
    13. Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.
    14. Различные справочники и словари.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна

    Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...

    Исследовательская работа Русский костюм в сказках А.С.Пушкина, подготовила ученица 6 класса МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2" Коптяева Татьяна

    Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравятся сказки А.С.Пушкина. Читая сказки Александра Сергеевича, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев...

    ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

    Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....