Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Аверкиной Елены Александровны МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
учебно-методический материал по теме

Представление педагогического опыта.

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Представление   собственного  инновационного педагогического опыта учителя   русского языка и литературы

Аверкиной Елены Александровны  МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

                Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Проблема, над которой я работаю, - «Формирование гражданственности средствами литературы».

        Актуальность   и перспективность.

         Молодое поколение переживает глубокий духовный кризис. В современных условиях молодежь не имеет четких нравственных ориентиров, все чаще отдает предпочтение бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствиями, что приводит к утрате общественных ценностей. К тому же в  СМИ вполне определенно внушается, что во имя достижения перед собой целей в этом мире не нужно обременять себя проблемами нравственного характера, внушается пренебрежительное отношение к выполнению своего гражданского долга и своих конституционных обязанностей, пропагандируется праздный образ жизни. У большинства подростков сохраняется равнодушие, безразличие, неуважение к старшему поколению, историческому прошлому. Поэтому гражданское воспитание учащихся в современных условиях приобретает особую значимость.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

            Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и особенно воспитанию детей.  

Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития гражданской личности, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков – основ развития творческих способностей учащихся при использовании проблемного обучения.  

        Цель опыта:    создание условий для формирования социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать выбор и нести за него ответственность, сознающей и способной отстаивать свою гражданскую позицию и гражданские права.

         Задачи: 

 - изучить и проанализировать теоретические источники, практические материалы по проблеме формирования у учащихся гражданственности и патриотизма;

 -  разработать модель гражданско-патриотического воспитания детей в условиях интеграции учебной и внеурочной деятельности;

  - вовлечь учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность;

 - распространить опыт среди коллег.

            Технология опыта отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. На своих уроках я применяю разные технологии.  При формировании нравственных качеств личности использую:

1. Проблемное обучение. Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы.

 2. Технология исследовательского обучения и проектные методы обучения. Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося.  

В старших классах в процессе самостоятельной творческой учебной деятельности очень эффективна проектная деятельность. Такая форма организации учебной работы способствует развитию у обучающихся исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.

   3. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы). Использование  наглядных  опорных схем при анализе художественных произведений    демонстрирует  особенности развития сюжета произведения, особенности взаимоотношений и характеров героев, что позволяет формировать у учащихся логику, доказательность суждений.

4. Игровые технологии позволяют разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся.  

5. Кейс-технологии позволяют  проиллюстрировать учебные ситуации, могут  стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя.

6. Современные технологии контроля и оценки. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы. Проводится тестирование с применением ИКТ.

        Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа. Для решения этой проблемы использую технологию гуманно-личностного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.  

         Одними из важных условий развития нравственных качеств личности на уроке литературы является развитие коммуникативного умения сопереживать художественному образу, определять настроение текста и авторские эмоции; объяснять свои чувства, возникшие при чтении.

Для развития этого использую технологию «медленного чтения» – погружения в художественный текст,  когда из разрозненных слов, фраз, отрывков текста в воображении читателя формируется целостный образ удивительного мира, в котором можно жить, общаться, находить друзей. В этом мне помогает методический прием домысливания продолжения и окончания художественного произведения, которое дает возможность ребенку самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества, вступить в диалог с писателем

Наличие теоретической базы опыта.

   Содержание работы, направленной на патриотическое и гражданское  воспитание учащихся,  и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т.Барановым, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Ильиной, Т.А.Ладыженской.   Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:

Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, его судьбы.

Экскурсионно–туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, села.

Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса.

Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, воспитание силы, ловкости, дисциплинированности.

Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в её защите и изучение природы родного края.

         Трудовое воспитание выступает, как составная часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков

Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей, изучение родословной.

         Гражданско–патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов.

        В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:

- теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;

 - деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;

- личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.

          Исходя из разных подходов к определению понятия «гражданственность», ученые выделяют основные компоненты его структуры. Так  Г.С. Довгаль, Н.А. Климова, Г.Г. Солодова к основным компонентам «гражданственности» относят гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства, гражданские поступки. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

        Результативность.

        Изучение за период с 2012-2016 г. уровней сформированности нравственной и гражданской позиции  обучающихся выявило повышение уровня нравственной воспитанности.

           С  помощью теста «Гражданственность и патриотизм» было проверено, насколько сформированы у обучаемых представления о  своих правах и обязанностях как гражданина своей страны; умения использовать действующее законодательство Российской Федерации, правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.  Полученные результаты показывают, что изменился набор жизненных ценностей учащихся. Ценностные приоритеты определяются так: любовь, семья, здоровье, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений. 

        О формировании морально-этических идеалов позволяют судить творческие работы учащихся.   Так в 2015 году Советникова Карина стала победителем Всероссийского литературно-творческого конкурса «Созвездие талантов» в номинации «И божество, и вдохновенье» со стихотворением «Герои войны», а  Арюкова Эльвина в той же номинации стала призером за стихотворение «Нельзя забыть войну».

         Лауреатом  II степени   Всероссийского литературно-творческого конкурса «Созвездие талантов» в номинации «И божество, и вдохновенье» со стихотворением «Жизнь имеет смысл» в 2014 стала Аверкина Алина.

         В 2015 -2016 годах Арюкова Эльвина - победитель  муниципального конкурса творческих работ «Искусство слова» в номинации «Поэзия».

        В 2014 г. Аверкина Алина- победитель  Всероссийского  конкурса «Таланты России» в номинации «Поэзия» со стихотворением «Горжусь своей Россией».

        В 2015 году Лобанова Татьяна стала победителем «Регионального Российского конкурса «Наказу героев верны» в номинации «Помнить историческое победное прошлое Родины – память ВОв 1941-1945 гг.

Также в 2014 г. она стала победителем республиканского конкурса «Я горжусь великой Россией» в номинации «Видеоинтервью с ветераном ВОв»

 В 2015 году Лобанова Т. Стала победителем районного конкурса сочинений, посвященного 70-ой годовщине Победы в ВОв.

         В 2015 году Панкратова Ника - призер  районного конкурса сочинений, посвященного 71-ой годовщине Победы в ВОв, а  Советникова Карина – победитель.

         Интересным, на мой взгляд, был районный конкурс творческих работ на русском языке, посвященный 90-летию со дня рождения мордовского писателя М. Петрова, в котором Советникова Карина заняла 1место в номинации «Поэтическое творчество» в 2014 г. со стихотворением «Алёна Арзамасская»  и награждена благодарностью Поволжского центра культур финно-угорских народов.

         Мои ученики приняли участие в творческом конкурсе  Русского географического общества Российского государственного университета туризма и сервиса «Великая Победа», в республиканском конкурсе, посвященном юбилею Эрьзи, юбилею Эрмитажа, «Альбус», «Олимпус», «Русский медвежонок», «Базовые ценности» и тд.

         Не менее важным считаю олимпиадное движение. Панкратова Ника – победитель олимпиады по русскому языку в 2015 г. муниципального тура,

 Советникова Карина – призер  муниципальной олимпиады по литературе в 2013 г., победитель в 2015 и в 2016 г., дважды участница республиканского тура, в 2016 г стала призером муниципальной  олимпиады по русскому языку.

        Выразительное чтение, артистичность, умение держаться на сцене, музыкальность  успешно демонстрируют наши школьники на муниципальных Литературных праздниках.

Так  команда  школа являлась многократным победителем    в праздниках

  • «Пусть жизнь приносит людям счастье…», посвященном 130-летию со дня рождения    А.П. Чехова;
  • «Я лучшей доли не искал», посвященном  130-летию творчества  

А.А. Блока;

  • «Сыны Отечества», посвящённом «800- летию «Слова о полку Игореве»,   «400-летию со дня освобождения Москвы ополчениями Минина и Пожарского»,   « 200-летию со дня Бородинского сражения»;
  • «Наше культурное наследие»,  посвященном 205-ой годовщине со дня рождения  Н.В.Гоголя.

А  также школа получила гран-при в праздниках

  • « В гостях у детских  писателей», посвященном писателям-юбилярам:                       С.Я. Маршаку,   С.В. Михалкову, Э.Н. Успенскому   и «Созвучье слов живых», посвященном юбилею М.Ю. Лермонтова.
  • В 2016 г. наша школа стала победителем в Литературном празднике, посвященном 190-летию  со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Наше культурное наследие» 

         Отмечается положительная динамика результатов обучения по русскому языку и литературе.

Выпускники учатся на филологическом факультете в МГУ им. Огарёва, в других вузах республики, где востребованы русский язык и литература.

Возможность тиражирования.

        Опытом  своей  работы я охотно  делюсь  с коллегами. Провожу  открытые уроки, занятия  творческих мастерских, выступаю на  педсоветах  и  методических  объединениях учителей школы, района.   В 2014 году стала победителем муниципального конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений. Имею свои публикации.

на сайте nsportal.ru/averkinae.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны

Тема педагогического опыта: «Использование  современных  образовательных технологий на уроках русского языка  и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...