Статья "Представление собственного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа Старошайговского района"
статья на тему

Гордеева Лидия Федоровна

В статье представлен опят работы по теме "Пути предупреждения ошибок на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

  МОУ «Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Старошайговского района Гордеевой Лидии Федоровны

Тема опыта «Система работы по предупреждению ошибок на уроках русского языка».

Современное   образования  ставит перед собой главную цель -  воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В школе учащиеся должны вовлекаться в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться понимать новое,  выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для усовершенствования учебно - воспитательного процесса.

      Главная задача моей педагогической деятельности – формировать функциональную грамотность учащихся, расширить их словарный запас, показать богатства русской речи, представить ученикам русскую литературу как сокровище общемировой культуры. Мои ученики должны уметь грамотно говорить и писать, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, а также мыслить. Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из лёгких. Довольно часто ученики хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы, но страдают от неумения грамотно писать. Главная моя цель – предупреждение орфографических ошибок. Нужно стараться предчувствовать их появление, чтобы предупредить. На мой взгляд, проблема, над которой я работаю уже несколько лет, и сейчас остаётся актуальной. Это связано с трудностями, которые испытывают учащиеся при изучении орфографии.

2. Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Формирование опыта происходило на базе малокоплектной сельской школы. С первых лет своей педагогической деятельности  я поставила перед собой цель- систематически и целенаправленно вести работу по развитию орфографической зоркости, грамотной устной и письменной речи. В течение времени я использовала различные методы и приемы для достижения своей цели.

3. Теоретическая база опыта.

Одной из основных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остаётся одной из загадок методики преподавания русского языка. На это указывается в работах Н.Н. Алгазиной, М.Т.Баранова, М.М.Разумовской, Н.Н. Приступы и других. Нельзя не заметить наличие ряда наиболее ярко выраженных точек зрения, о которых пишет, например, М.М. Разумовская: «Во-первых, сетуют на трудность самой русской орфографии, предлагают ее реформировать, упростить.

Во-вторых, критикуют (обычно лингвисты или лица, причастные к литературной деятельности) в целом школьные занятия русским языком, считая, будто львиная доля времени отводится на обучение правописанию в ущерб речевому развитию учащихся.

В-третьих, требуют пересмотреть (учителя, родители) нормы оценок письменных ученических работ в сторону их смягчения».

Представители грамматического направления в истории методики обучения языку убеждены, что становление грамотности происходит благодаря мышлению и что методика, таким образом, должна строиться на изучении грамматических правил.

«Антиграмматисты» тоже стремятся определить пути решения проблемы грамотности. Исходя из посылки, что психологическими механизмами становления грамотного письма являются наши зрительный и слуховой анализаторы, кинестезии, движение руки, которые обеспечивают запись и хранение в памяти орфографически  правильного образа слов.

Современная наука располагает лишь концепцией формирования механизмов орфографически грамотной письменной речи. В общем виде она сводится к следующим положениям: процессы обучения чтению и письму должны строится на фонемной основе.

При письме, когда звуковой образ слова распадается на составляющие его звуки, должны упреждаться те из них, которые находятся в слабой позиции. За этим упрежденим должна следовать мгновенная постановка звука в сильную позицию. Это требует умения определить, в сильной или слабой позиции находится звук, и установить, в какой морфеме расположен звук в слабой позиции. Вся эта работа, как мы видим, связана со сложными мыслительными процессами. Фундамент этих процессов составляет знания морфемных правил, на основе которых строится умственный прием. Изобретая виды тренировочных работ, надо закладывать в них условия, при которых в решении орфографических задач должны осуществляться умственные приемы. На продвинутых этапах обучения при ускорении темпа письма, должно ускоряться предупреждение ошибок, соответственно, разгружаться мышление.

Ученик должен предугадывать целые блоки слов, в которые входит один или более звуков в слабой позиции. В качестве таких блоков могут выступать отдельные  морфемы в чистом виде: приставки(под-, от- ,пере-, за- ), корни, в том числе и этимологические(-вож-,-да-),суффиксы (-ист-, -тель-).Кроме того, блоками могут быть устойчивые буквосочетания, в которые слились части корня и суффикс (ира, има, ита, ига, ила, каса, лага) или суффикс и окончание (аем, аете и. т.п..).

Естественно, необходимы запись и хранение этих блоков в долговременной памяти. Безусловно, это возможно в результате «беспрестанных упражнений». А общие теоретические положения не будут иметь никакой практической силы, пока не воплотятся в конкретную методику. Примерами и вариантами таких методик является книга Г.Г.Граника «Секреты орфографии», методика М.Т.Баранова, работы В.В.Бабайцевой.    

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание,  методы, приемы  воспитания и обучения.            

       Работая над методической проблемой «Система работы по предупреждению ошибок на уроках русского языка», стараюсь добиваться положительных результатов. Перед собой ставлю следующие основные задачи:- обеспечить освоение ключевых понятий современной русской орфографии; - целенаправленно и систематически формировать (от урока к уроку, даже когда тема урока не орфографическая) основные правописные и речевые умения и навыки: видеть и замечать орфограммы в тексте; воспринимать их на слух; классифицировать орфограммы при подчёркнутом внимании к морфемам; соотносить орфограммы с соответствующими правилами; доказательно обосновывать написанное; - формировать орфографическую зоркость, слуховую и зрительную память; - активно совершенствовать в процессе выполнения различных видов упражнений. Для того чтобы сформировать навык грамотного письма, провожу различные виды работ: выборочный, объяснительный, распределительный диктанты, использование карточек, дидактических игр. На каждом уроке, кроме контрольных диктантов, ведётся словарная работа с самопроверкой, с грамматическим заданием, с элементами игры ( «Я работаю волшебником», «Зоркий глаз», «Справочное бюро» (навыки работы со словарём), «Загадки» (отгадать загадки, записать ответ, обозначив в слове орфограмму). Такое разнообразие форм диктантов не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны. Необходимо воспитывать чувство орфографической уверенности как чувство собственного достоинства и часто говорить детям, что правила, которыми они должны овладеть, не очень трудны, что эти правила вполне доступны каждому. На уроках русского языка широко использую метод тестирования, который помогает мне при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у учащихся логическое мышление и внимательность.

Использую такую форму работы как лингвистическая зарядка «Из букв, входящих в слово повествование, составьте существительные начальной  форме. Кто больше?» Такое задание имеет не только развлекательный (игровой), но и обозначающий характер, так как:

  1. слово, которое дано, требует внимание к орфографии
  2. выполнение задания привлекает внимание к буквенному составу слов.

полезно такие задания дополнить указанием: «Обозначьте морфемы в исходных и составленных словах».

Этот тип задания можно варьировать. Так, при изучении глагола полезно выполнить задание «Из букв, входящих в слово преподаватель, составьте глаголы в форме инфинитива. Кто больше? Обозначьте морфемы в составленных словах». Список составленных инфинитивов может включать около 30 слов. Нетрудно понять эффективность выполнения этого задания.

Считаю  полезными для общего развития школьников, для обогащения их активного словаря и т.д. разнообразные кроссворды, которые, несомненно воспитывают и орфографическую зоркость, внимание к буквенному составу слов.

Филологические кроссворды могут также закреплять некоторые знания лингвистического характера.

Особо хочется отметить роль средств наглядности в формировании орфографических навыков вообще и орфографической зоркости в частности.

Закреплению знаний учащихся по орфографии и пунктуации и объяснению ошибок помогают обобщающие таблицы, которые я часто использую. Таблицы используются как при объяснении нового материала, так и при закреплении и обобщении.

        С целью повышения интереса к преподаваемому предмету стараюсь разнообразить формы работы на уроке: применяю сигнальные карточки, с которыми дети с удовольствием работают; для контроля степени усвоения учащимися изучаемого или ранее изученного материала использую перфокарты; широкое применение в моей практике нашла работа с тестами, начиная с пятого класса.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, часто использую карточки для индивидуальной работы, составленные с учетом пробелов в знаниях того или иного ученика.  

Кроме использования системы упражнений, применения разного рода схем, таблиц, игровых упражнений, считаю очень важным элементом проверку работ учащихся и саму систему работы над ошибками. Необходимо обращать внимание детей на каждую ошибку, обязательно фиксировать правильное написание в памяти.

Стараюсь разнообразить уроки, применяя разные формы и методы обучения: индивидуальную, групповую работу. Для получения информации о качестве обучения учащихся в школе проводится мониторинг, в процессе которого определяется не только уровень подготовленности детей, но и выявляются факторы, влияющие на качество обучения.

5. Анализ результативности.  

         Различные формы,  методы,  применение новых технологий, используемые в работе позволяют  получать хорошие результаты при подготовке учащихся к промежуточной итоговой аттестации, развивают творческие способности детей.

Эффективность методической системы подтверждают  следующие показатели: прослеживается динамика участия учеников в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе, а также наличия победителей и    призёров; повышается способность учащихся самостоятельно получать знания, эффективно заниматься самообразованием. Основными параметрами результативности педагогической деятельности являются

Результаты ЕГЭ:

в 2013-2014 учебном году качество знаний- 100%, средний балл - 52;

в 2014-2015 учебном году качество знаний- 100%, средний балл - 67.

Интерес  к преподаваемому предмету определил дальнейшую профессию учениц: одна из  них учится в МГУ им. Н.П. Огарева на филологическом факультете,  другая на факультете начального образования в МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

 Мои ученики, успешно  окончив школу, продолжают обучение  в высших учебных заведениях  нашей республики. 

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

   Проблема формирования орфографической зоркости учащихся  сложна и многогранна.

Развитие орфографической зоркости не может быть результатом только одного, даже самого полезного, вида работ (упражнений). На развитие орфографической зоркости должен работать весь урок русского языка, все его упражнения в целом и каждое отдельное в частности. Только комплексное решение этой проблемы способно принести положительные результаты: сочетание списывание с морфемным анализом, записывание заученного наизусть, предупредительные и проверочные диктанты, обучение умению пользоваться словарями, работа над ошибками – все это в комплексе, в системе, обязательно помноженное на наблюдения и анализ им работ учащихся поможет детям осваивать премудрости русского языка.

В заключении хочется процитировать языковеда начала ХХ века А.Д.Алферова:

«Дело обучения правописанию может крепко стоять и правильно идти только в той школе, где оно составляет предмет заботы всей школы, где преподаватель арифметики в задаче требует орфографического письма и не считает эту сторону дела для себя посторонней… и каждый преподаватель долгом своим считает обращать внимание на правописание учащихся, когда с ним встречается; иначе учителю русского языка бывает трудно бороться с тем искажением его дела, которое может рядом с его работой идти на уроках других предметов»

8.Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях на сайте учителя, выступлениях на педагогическом совете, школьном и районном методическом объединении учителей. С публикациями представления педагогического опыта можно познакомиться на личном сайте учителя: httr://nsportal.ru//lidija-2

9.Наглядное приложение

   Урок русского языка в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе»  (». (http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/26/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Макаровой Евгении Сергеевны

Представленный педагогический опыт раскрывает: обоснование своей актуальности и перспективности, его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, условия формирования введущей идеи,...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....

Представление собственного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.

laquo;Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....