Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны
методическая разработка на тему

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение огромного количества различных приёмов, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta-14-15.docx111.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

Применение теории развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Описание педагогического опыта

 учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Яссиевич Светланы Юрьевны

                                                                       

   

                                          г.о.Саранск

                                     Содержание

   

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития теории критического мышления на уроках русского языка и литературы

1.1. Проблема развития теории критического мышления в современной педагогике и психологии

1.2. Условия и пути развития теории критического мышления при работе со школьниками

1.3. Методы и приёмы при применении теории критического мышления в процессе изучения русского языка и литературы в школе

Глава 2. Система работы учителя по применению теории критического мышления в процессе преподавания русского языка и литературы.

2.1. Эффективность форм, методов и средств  методики критического мышления при работе со школьниками

2.2. Результативность разработанной методики критического мышления при работе со школьниками

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение. Актуальность

   

  Отличительная черта современного общества – расширяющееся информационное пространство. Мы постоянно находимся в ситуации выбора информации, поэтому современному человеку необходимо умение не только получить некие сведения, но и критически осмыслить и грамотно их использовать. Очень часто скрытое информационное воздействие оказывает негативное влияние на жизнь людей; становится очевидной необходимость выработки такого способа отношения к информации, который мог бы помочь противостоять многим формам манипулирования взглядами людей и их внутренним миром. В связи с этим использование педагогической технологии критического мышления приобретает в настоящее время особую актуальность. Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний. Технология фокусирует внимание учащихся на проблемах и нахождении способов их решения. Центром внимания является ученик, а не изучаемая тема и набор знаний по ней.

Данное исследование посвящено особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в школе, а также выявлению  целесообразных методов и приемов преподавания русского языка и литературы  в рамках данной технологии.

    С учетом вышеизложенного нами сформулирована следующая проблема исследования: в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса сегодня лежит принцип гуманизации обучения, поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. «Школа должна вооружить ученика не только знанием учебных предметов, но и пониманием жизни, системой духовно-нравственных координат». Целью обучения сегодня является «целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы».

    Гипотеза исследования – применение теории критического мышления при работе с учащихся в процессе преподавания русского языка и  литературы будет наиболее эффективным, если реализовать комплекс педагогических условий:

- наличие системы научно-методического обеспечения процесса применения теории критического мышления при работе с учащимися;

- профессионально-педагогическую готовность учителя литературы к работе с учащимися по этой методике;

- активное включение родителей и учителей-предметников в процесс применения теории критического мышления при работе с учащимися;

- наличие научно-обоснованной системы работы с учащимися, предполагающей широкое использование возможностей применения методик, средств и приемов ТРКМ на уроках русского языка и литературы в школе.

  В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

- выявить особенности, цели, задачи и приемы ТРКМ как общепедагогической технологии.

-объяснить значение методики критического мышления.

- обосновать возможность и необходимость применения ТРКМ в процессе преподавания русского языка и литературы

- представить приемы ТРКМ, используемые на уроках, рассказать об их реализации на уроках при работе со школьниками.

   Таким образом, объектом исследования является процесс преподавания русского языка и литературы, а предметом - применение ТРКМ на уроках русского языка и литературы в школе.

    Критическое мышление это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология «Критического мышления» сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках русского языка и литературы, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ собственного педагогического опыта и опыта других учителей; наблюдение; беседа; анализ продуктов учебной деятельности учащихся.

   Инновационность исследования на уровне целеполагания - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; на уровне технологии реализации проекта - разнообразие методов, приемов, форм реализации принципов формирования мышления учащихся  посредством ТРКМ.

  Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели, раскрывающей методологические положения, педагогические пути и способы развития критического мышления школьников в процессе обучения.

Глава 1. Теоретические основы развития теории критического мышления на уроках русского языка и литературы

1.1. Проблема развития теории критического мышления в современной педагогике и психологии

Развитие современного образования идет по пути все большего разнообразия идей, подходов, содержания. Объем знаний, который человек может усвоить за период обучения в школе, ограничен. Современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе.

Цель конкретного человека состоит по существу в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть свои созидательные возможности и обеспечивающее одновременно адекватную оценку его вклада в развитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности.

   В связи с этим на первый план выходит задача формирования критического мышления и, прежде всего, таких ее компонентов, как способность к усвоению новой информации, адекватное усвоение текстов, интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, рефлексивность, являющиеся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

    Критическое мышление исторически выступало как наиболее практически ориентированное и педагогически значимое приложение теоретических результатов, полученных формальной и неформальной логикой. В своих работах Д. Дьюи высказал мнение о важности формирования критического мышления, так как «в процессе именно его развития ученик путем экспериментирования, исследования открывает для себя новые истины» [1, с. 45].

В зарубежной педагогике 70—80-х годов ХХ века в практике школьного образования выделяются идеи развития критического мышления. Организация учебно-познавательной деятельности на его основе начинает разрабатываться как особое направление дидактических поисков. В начале 80-х годов в США и странах Западной Европы развитие критического мышления специально выделяется в перечнях декларируемых образовательных задач. В социально-педагогическом плане его важность связывается с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения. Широко используется методика формирования критического мышления, разработанная сотрудниками колледжа имени Хобарта и Уильяма Смита и Университета штата Северная Айова США (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером). Эта методика имеет целью формирование критического мышления у школьников, причем авторы рассматривают критическое мышление как условие успешности существования в мире бурно развивающихся науки и техники.

    Следует отметить, что критичность мышления, а именно — склонность к сомнению, формируются в человеке по мере расширения им границ познания окружающего мира. Способность анализа, критичного отношения к существующим и вновь возникающим парадигмам упорядочивает идущий к личности поток информации, так как критичность мышления позволяет человеку анализировать его, отбирать нужные факты, логически их осмысливать, делать выводы и обобщения, позволяет не верить слепо авторитетам, а формировать собственную точку зрения на явления жизни. В целом критическое мышление определяется как качество личности, проявляющееся в способности субъекта адекватно понимать мысль другого, выделять главную идею в содержании, осознавать и сопоставлять множество точек зрения, выдвигать тезис и аргументировать его. В понятии «критическое мышление» как в целостности представлены мотивационно-ценностный, интеллектуальный, деятельностный компоненты. Критическое мышление обеспечивает процессы самопознания, самообразования, самореализации личности.

    Мышление обучаемого в ходе собственного развития по-разному выявляет свое отношение к критике. Коржуев А.В. и Попков В.А. рассматривают несколько этапов формирования критического мышления. Начальный этап в формировании мышления можно назвать докритическим. Критика вообще не возникает в ситуации непосредственной включенности сознания человека в практику его жизнедеятельности. Иллюзорным становится утверждение об исходной критичности субъекта познания. В начальные моменты формирования интеллектуальных способностей просто не существует механизма, который делал бы возможным возникновение критики. Такие условия возникают при появлении объективно-формальных отношений. Интерес условия возникает при появлении объективно-формальных отношений. Интерес к формам собственного мышления реализуется в том числе и в критике данных форм. Это — формально-критический этап в развитии мышления. Критика приобретает односторонний характер, так как ограничивается выискиванием слабых сторон рассматриваемого объекта. В развитии ребенка это проявляется в критическом отношении ко всему и вся, когда позитивное заявление взрослого воспринимается как нравоучение и догматическое утверждение [3, с. 12].

   И, напротив, высшим этапом в развитии мышления является содержательно-критическое мышление. Этот тип мышления должен характеризовать студента вуза. Личность с данным типом мышления критикует уже не просто нечто другое, а возникает самокритика, в результате которой выясняются слабые стороны собственной концепции. Самокритика не сводится к простому отрицанию своей позиции, она предполагает позитивное решение. Реальная логика развития мышления идет именно в данном содержательно-критическом направлении. Этап «нигилистического критицизма» в развитии ребенка рано или поздно проходит, и после этого возможны два варианта становления личности: формально-догматический и содержательно-критический.

   Остановимся на критике в обучении. Известно, что она может быть внешней и внутренней. Первая связана с анализом формы, вторая — с рассмотрением содержания. Внешняя критика всегда произвольна, она носит ярко выраженный субъективный характер и воплощает в себе личностный произвол критикующего. Так критиковать не составляет большого труда, достаточно указать на несоответствие какого-либо положения теории практике. Критика будет действенной лишь в том случае, если удастся показать внутренние противоречия теории, которые являются не истоком ее жизненности, а показателем ее краха. До тех пор сумма фактов остается «внешнекритической массой» по отношению к данной теории. Внутренняя, или имманентная, критика берет совокупность фактов в их необходимой логике и отсюда выводит ложность теории. Содержательной становится только самокритика — критика себя как другого и другого как себя. Самокритика является важнейшей составляющей самообразования. Как самокритика есть высшая точка критики, так самообразование есть наиболее высокоорганизованное образование. Образование никогда не станет истинным, если оно не будет доведено до самообразования, а это последнее предполагает критическое отношение к достигнутому собственному уровню культуры. Эта самокритичность и становится импульсом к овладению все новыми областями знания и совершенствованию педагогического метода.

   Таким образом, мы приходим к выводу, что в большинстве случаев проблемы формирования критического мышления связаны с формализмом в знаниях школьников, который проявляется в виде:

1.неумения применять теорию на практике;

2.преобладания памяти над пониманием.

  Главным «бедствием» школы действительно остается то, что педагогические задачи преимущественно используются для закрепления готовых знаний, используются готовые задачи, школьников не учат моделированию и составлению текстовых задач, вопросы и задания используются лишь для контроля предметных знаний, умений и навыков, а не для диагностики уровня.

1.2. Условия и пути применения теории критического мышления при работе со школьниками

   Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.  Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

   Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

 Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

  Работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

   Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.

1.3 Методы и приёмы при применении теории критического мышления в процессе изучения русского языка и литературы в школе
   

    В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно "учиться", т.е. "учить себя", не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Именно гуманитарные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ребёнка к социализации, успешной жизни в обществе. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о практической ориентированности школьных курсов. И здесь, наиболее адекватно данной цели использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации, как развитие критического мышления, интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение.

     Основные положения технологии развития критического мышления.

    Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

     Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

     Признаки критического мышления:

- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.

- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).

- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).

- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.

- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).

     Основная идея - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

    Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

     Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, - это "ключевые слова", работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

     Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

     Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

     Возможные приёмы и методы:

- составление списка "известной информации", рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

     Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально - в парах - группах.

    Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

     Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

      Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

    Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

     Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

     Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

     Деятельность учащихся: учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

      Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

    Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально - в парах - группах.

Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе "уводят" учащихся от содержания. Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.

    На уроках можно работать с двумя видами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

   Описание основных, наиболее часто применяемых приёмов данной технологии:

    Название - Характеристика - Применение

"Корзина" идей, понятий, имен на доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в "корзинке" все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. "Вызов", "Рефлексия".

     Составление кластера (пучок, созвездие), то есть схемы. В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. "Вызов", другие этапы урока, домашнее задание.

    Учебный мозговой штурм (1 этап) - создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап - коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап - выбор наиболее перспективных решений. "Вызов", "Осмысление".

   Ассоциации: "Какие ассоциации связаны с …"? " Что вы знаете о …"? "Вызов".

"Дерево предсказаний", "Ствол дерева" - тема, "ветви" - предположения, "листья" - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.  "Вызов", "Рефлексия", домашнее задание.

    "Карта познания". От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски) отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются "ветви" второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания "карты" меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. "Вызов", "Рефлексия".

    "Перепутанные логические цепочки". Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. "Вызов", "Рефлексия".

   Пометки на полях (инсерт).  Учащиеся читают текст, делая пометки:

"v" -известная информация;

"+" - новая информация;

"?" - непонятная информация;

" " - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.  После работы с текстом - обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. "Осмысление", "Рефлексия".

     Составление маркировочной таблицы "ЗУХ" ("ЗХУ") - одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: "З(наю) - У(знал) - Х(очу узнать)" или "З(наю) - Х(очу узнать) - У(знал)" своими словами, без цитирования исходного текста. "Осмысление", "Рефлексия", контроль знаний, домашнее задание.

     Лекция с остановками. После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. "Осмысление".

     Эффективная лекция с использованием "бортового журнала". Во время лекции ученики работают с таблицей: "известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии "вызов") - новая информация". 1 вариант использования приема - работа в парах: один ученик ставит "+" и " -" в левой колонке, другой - записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. "Осмысление".

    Чтение с остановками. Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) "Осмысление".

    Работа в динамических парах /группах ("обучение сообща"). "Зигзаг" (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые - со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. "Осмысление".

Игра "Как вы думаете" ("обучение сообща"). Класс делится на группы по 4 - 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: "никогда - иногда - всегда". Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.  "Осмысление", "Рефлексия".

       Написание синквейна (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное - тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово - резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

     Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

"Рефлексия". Составление таблицы "тонких" и "толстых" вопросов. "Толстые" вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). "Тонкие" вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… "Рефлексия".

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема) Пишущий выбирает для себя роль, то есть сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. "Рефлексия".

    Дискуссия. Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант - перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы "за" и "против". Все этапы, особая модель "Зигзаг".

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп

2 этап - рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы.

3 этап - возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение. Осмысление.

    "Кубик". Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос - выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление. Рефлексия

   "Карусель". Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление.

    Стратегия "Галерея". После "карусели" вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ. Рефлексия.

     Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Глава 2. Система работы учителя по применению теории критического мышления в процессе преподавания русского языка и литературы.

2.1. Эффективность форм, методов и средств  методики критического мышления при работе со школьниками на уроках русского языка и литературы

 

Система работы учителя и ее эффективность

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

  • критическое мышление есть мышление самостоятельное;
  • информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
  • критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
  • критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
  • критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Цели и задачи технологии развития критического мышления

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Задачи – научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  • Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

   Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  метапредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

2.2. Результативность разработанной методики критического мышления при работе со школьниками

Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. По ходу освоения той или иной технологии, когда она, обретая личностные характеристики, превращается в методику, учитель находит свои дидактические приёмы, которые позволяют превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы в старших классах.  Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».

Вот как прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными» в 9 классе.

Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»

На каждой парте распечатка:

- Дополнение – отвечает на вопросы кто? что?

-Что, как, будто, чтобы, ли – это союзные слова.

-Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.

-Определение отвечает на вопрос чей?

-Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.

-На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».

- Прочитайте все верные утверждения.

-Все согласны с данными утверждениями?

-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

-Все согласны с данными утверждения?

Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.

Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».

    Наиболее приемлемым на уроках русского языка  считаю такой прием, как чтение с пометами  - «инсерт» и маркировочная таблица. Пример работы с информационным текстом на уроке русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным». Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала. Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластер – это прием, который является помощником в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Если использовать этот прием в системе как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, то для выпускников это будет хорошим материалом при подготовке к экзаменам.

При изучении темы «Определение» в 8 классе по русскому языку на стадии осмысления возможно оформление кластера. Предлагается детям записать ключевые вопросы, решить задачу урока, обменяться в группах знаниями и оформить кластер. Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.

http://festival.1september.ru/articles/410327/img1.gif

Далее идет самостоятельная работа - написание научной статьи в учебник об определении как второстепенном члене предложения. Предлагается обсудить тексты в группах - заслушивается статья. Что можно дополнить? С чем не согласны? Следующий прием - маркировка текста с иcпользованием значков:

“V” - знал

“+” - новое

“-” думал иначе

“?” - не понял

Затем опять оформление кластера, проверка правильности составления и продумывание  дополнительных теоретических сведения об определении.

- Какие определения называются согласованными? Несогласованными?

- Установим причинно-следственные связи.

http://festival.1september.ru/articles/410327/img2.gif

И на этапе  рефлексия можно написать синквейн. Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный. Например,

Определение.

Согласованное и несогласованное.

Рисует, конкретизирует, характеризует.

Обозначает признак предмета, явления.

Эпитет.

Прием «ИНСЕРТ» можно использовать на уроке литературы при изучении творчества А. С. Грибоедова на стадии  реализации замысла.

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.

Способ ИНСЕРТ: + «знаю»! «интересно», - «не знаю, думал иначе»? «не понял».

Вот урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас  давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием «Толстых и тонких вопросов». Я попрошу команды придумать по одному «тонкому и толстому» вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

«Тонкие» вопросы:

«Толстые» вопросы:

Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?

Было ли...?  Верно ли ...? Мог ли…?

Дайте три объяснения, почему...?  Объясните, почему...?  Почему, вы думаете...?  В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...?  Согласны ли вы ...?

Примеры вопросов учащихся:

- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?

- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу, в отличие от Пугачева?

- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?

- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.

Стратегия  «фишбоун»  позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.
«Фишбоун» - «скелет рыбы».

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

Аргумент 1: «Скука».
Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания».
Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».
Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство».
Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского,  совершая при этом огромную жизненную ошибку».
Аргумент 5: «Лишний человек».
Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»
Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления .Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».

Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Уже после года применения в работе различных  приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся  дала положительный результат.

                                         Заключение

     Я считаю, что использование разнообразных приемов, методов, технологий на уроках – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

Новизна моего опыта заключается:

1. В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого ученика, к условиям  учебного заведения, в котором я работаю.

2. Во внедрении в мою педагогическую деятельность  приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.

  3. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.

4. В использовании нетрадиционных типов уроков.

5. Уроки носят характер преобразующей деятельности обучающихся. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе.  

     Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой.   Самое же главное – на таких уроках дети учатся  самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

    В ходе курсовой  работы выполнены поставленные задачи, а именно: рассмотрено понятие «критическое мышление», рассмотрены  приёмы преподавания литературы и русского языка в рамках рассматриваемой технологии.
   В ходе  исследования технологии развития критического мышления
сделаны следующие выводы:

Во-первых, педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими.  Во-вторых, технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Список литературы

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: "Открытое общество", 2006.

2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2009.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология. СПб.: Скифия, Альянс "Дельта", 2008.

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс "Дельта", 2003.

5. Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.

6. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608с.

 7. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

8.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М., 1999. — 192 с.

9.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. — М., 2000. — 624 с.

10.Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. — 2001. — № 5. — С. 55—58.

11.Халперн Д. Психология критического мышления. — М., 2000. — 512 с.

12. Интернет-ресурсы

Приложения

Алгоритм создания письменного текста

1. Инвентаризация.

Это работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.

2. Составление чернового текста.

Это работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный экспериментальный  характер. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап ещё можно назвать «Свободное письмо» (письмо на время, без остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возникают неожиданные идеи, образы.

Если пользоваться свободным письмом как приёмом «инвентаризации», можно сделать «опись» своих мыслей по данному предмету, а потом составить черновой текст, в котором будут использованы самые удачные идеи, возникающие в ходе свободного письма.

Чтобы боязнь сделать ошибку не мешала возникновению образов и идей, достаточно крупными буквами озаглавить лист словом «Черновик».

3. Правка.

Это улучшение текста, стремление чётко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованным, проходят ещё через два этапа.

4. Редактирование.

На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию.

Навыки редактирования состоят из трёх моментов:

-забота о том, чтобы произведение было правильным;

-умение видеть ошибки;

-умение исправить ошибки.

5. Издание.

Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.

Издание можно провести в различных формах: стендовая публикация, публикация в сборнике, читка в «писательском кресле». Для этого необходимо выбрать один стул (если нет кресла), который будет служить центром сцены, и на котором будет сидеть доброволец, (обратите на это внимание, так как читать вслух свои сочинения ребята должны по желанию), зачитывающий своё сочинение.

Приложения 1

               Анализ результатов стартовой диагностики учащихся 5 класса

    Обучение русскому языку и литературе в 5 классе ежегодно начинается со стартовой диагностики умений и навыков, полученных учащимися в начальной школе. Для более глубоких и прочных знаний учащимся необходимо иметь базовые навыки чтения и понимания текста. Уровень этих базовых знаний определяется с помощью диагностики. За основу приняты измерения следующих показателей:

  1. Техника чтения.
  2. Понимание текста.
  3. Уровень письменной речи.

                               

Выводы:

При переходе из начальной школы учащиеся хорошо владеют навыками скорочтения, и в основном все выполняют норму техники чтения. Но чтение учащихся, как правило, механическое, без глубокого осмысления прочитанного, а часто и без понимания того, что прочитали. Поэтому пересказ текста идет либо очень близко к прочитанному или вовсе пересказ затруднен. Выделение главной мысли и передача ее своими словами дается немногим и вызывает наибольшие затруднения при работе с текстом.

Основными целями занятия с применением технологии развития критического мышления являются:

  • Развитие критического мышления;
  • Развития творческого потенциала будущего исследователя;
  • Развитие умений сотрудничать и работать в группе;
  • Развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;

Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:

  • Информационные учебные тексты;
  • Повествовательные тексты;
  • Проблемные тексты.      

Приложение 2

       

  Памятка «Правила написания синквейнов».

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.
  5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Схема:                                                                           Пример синквейна:                            

Существительное.                                                     Зима.

Прилагательное, прилагательное.                           Холодная, снежная.

Глагол, глагол, глагол.                                               Замораживает, веселит, искрится.

Предложение - отношение к теме.                       Я очень люблю зиму.

Синоним к первой строке.                                      Снежно.

                                                                                         

Приложение 3

                       Результативность применения ТРКМ

   Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

      Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.

Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.

Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания  творческого характера: составить ребусы, кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе, карточку по заданной тематике.

   Технология РКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.

Родителям и учителям бывает трудно работать с подростками, имеющими нарушения письменной речи. Статья раскрывает вопрос о возможности предоставления помощи учащимся средней общеобразовательной школы у...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

«Русский язык может быть интересным». (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ). Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МКС(К)ОУ общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» г. Коломны Московской области.

Аннотация.Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Киржаевой Марии Семёновны

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...

Представление педагогического опыта учителя эрзянского языка МБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Тутушкиной Марии Викторовны.

Представление педагогического опыта учителя эрзянского языкаМБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Чамзинского муниципального района Республики МордовияТутушкиной Марии ...