Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.о. Саранск Республики Мордовия Афониной Натальи Валентиновны
статья

Афонина Наталья Валентиновна

Публичное представление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstvlenie_19.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя  русского языка и литературы Афониной Н.В.

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в системе личностно- ориентированного обучения».

Актуальность и перспективность опыта.

   Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях  значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций. Одной из таких ключевых компетенций является коммуникативная.
       Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
   В  процессе обучения были выявлены следующие проблемы:

  • Неумение выражать свои  чувства и представления  о мире различными способами, свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач;
  • Неумение адекватно, корректно   выстраивать отношения  со сверстниками и взрослыми;
  • Перегруженность содержания   школьного   образования;
  • Сохранение и укрепление здоровья школьников с учетом их возрастных  особенностей.
     Практика показывает, что у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, а это  мешает осуществить обучение языку как средству общения.
      

      В начале работы над проблемой  было обращено внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли  свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались  заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись  в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали  большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Условия формирования опыта. На формирование опыта оказала влияние стратегия развития системы основного общего образования в России на современном этапе. В обучении часто возникала проблема: противоречие  между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня  и требованием общества – развитие  языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Поэтому наше ШМО выбрало методический темой своей работы «Формирование коммуникативной компетенции на уроках предметов гуманитарного цикла в процессе личностно- ориентированного обучения»

 Данная тема соотносится  с  методической темой, над которой  работает вся школа   «Оптимизация качества образования и воспитания в условиях личностно - ориентированного обучения»                                               Современные педагогические технологии, разнообразие форм проведения урока стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают творческую активность. Современной личности необходимы:

-высокий уровень коммуникативной компетентности, независимость     собственных суждений;

 - уважением к мнению других людей;

 - стремление к максимальной реализации своих возможностей,

    открытость для восприятия нового опыта

 - способность делать осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

-  владение  нормами литературного языка, способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

-   умение решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

     Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.

Цель педагогического  опыта -  определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Задачи :

  • определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
  • повысить  интерес к русскому языку и литературе и развивать  мотивацию учебной деятельности;
  • повысить  результативность обучения;
  • включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
  • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Объект изучения: образовательный процесс.

Предмет изучения: коммуникативная деятельность школьников на уроке

Предполагаемый результат : Если целенаправленно и систематически использовать возможности  гуманитарных дисциплин  для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им

  • значительно повысить качество знаний по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, иностранному языку;
  • адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои  чувства и представления о мире различными способами;
  • свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач. 
  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Теоретическая база опыта .

Компетенции являются важными результатами образования, они должны быть сформированы у всех обучающихся, пронизывать все предметы, проходить через все уровни образования, так как в процессе преподавания любого предмета можно развивать информационную, коммуникативную, языковую компетенцию и т. д. В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» указано, что общеобразовательное образование должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

   Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.В.Шадрикова, П.М.Эрдниева, И.С. Якиманской. Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в их работах.   Проблема развития  ключевых компетенции в процессе обучения рассматривается в работах дидактов (И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина) и методистов (А.Д.Дейкиной, Л.Д.Ходяковой).

А.В. Хуторский отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

 Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

Технология опыта.  

     Как  сделать так, чтобы учащимся было интересно учиться, чтобы их творческий потенциал был реализован максимально полно? Каковы способы реализации поставленных задач?

1.Современные  образовательные  технологии:

  • Технология развития критического мышления.
  • Исследовательская  деятельность.
  • Блочное обучение.
  • Технология  интегрированного обучения.
  • Проектные технологии.
  • Информационные технологии.
  1. Коммуникативно- ориентированные задания:
  • Выделение главных мыслей текста.
  • Прогнозирование.
  • Диалог с текстом.
  • Включение воображения.
  • Работа над сочинением.
  • Драматизация.
  • Словесное рисование.

Применение новых образовательных технологий.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, которая представлена на схеме

Стадии  (фазы) учебного занятия.

Стадии

Задачи

Содержание

Первая стадия «Вызов»

  1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Вторая стадия

«Осмысление»

(реализация смысла)

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2)Помочь соотнести старые знания с новыми.

  Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

Третья стадия «Рефлексия»

1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает  креативность восприятия, - именно поэтому данный этап  называю сотворчество.

Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания,  и как ты их сможешь применить. Примером может служить урок литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»

Интеграция как современная технология обучения.

    Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться главной. В основе нашего ШМО лежит принцип интеграции (русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык, национальный язык)  Выделяются интегрированные уроки самых различных форм. Вот некоторые из них:

    - Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. (Обобщающий урок в 8 классе «Культура XIX века» литература, история, искусство)

    - Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся (Урок русского языка в 9 классе «Простые лики красоты» русский язык, литература, история, живопись).

    - Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы (Урок литературы в 8 классе «Берегите в себе человека» (размышление по рассказу А.П.Чехова «О любви» литература, русский язык, музыка)

    - Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания («Экологическая газета», «Экологическая сказка» русский язык, биология)

    -Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Учёный совет» и др.

    -Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование,  анализ первоисточников, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. (Урок русского языка «Большой России малый уголок» сочинение в публицистическом жанре)

    - Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок- гостиная («Болдинская осень»,  «Все мысли о тебе, моя Россия», " Всё начинается с любви", " Чудесная сказка зимы")

ИКТ технологии и их возможности.   

  •      Информационно-коммуникационные технологии повышают профессиональный уровень самого учителя. В 8-9 классах можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока, строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др.

Уроки с использование ИКТ разные по форме: уроки с мультимедийными пособиями, уроки с использованием компьютерной презентации (уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, лекция, урок-обобщение, научная конференция, защита проектов, презентация, дискуссия в режиме Интернет-конференции), урок защиты проектных работ, урок с использованием компьютерных форм контроля. Все ранее перечисленные уроки проводились с использованием ИКТ технологии. Примером таких уроков может служить урок " Путешествие по лексике", " Загадка русской души"( по произведениям Н.С.Лескова").

Метод проектов.

     Метод проекта наиболее ярко демонстрирует социально- коммуникативную роль языка. В технологии учебного процесса данный метод развивает в учениках  самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе – вот суть метода проектов.

( Урок литературы в 10 классе  по творчеству Ф.М.Достоевского «Мир романа «Преступление и наказание» проходил как защита исследовательских проектов»)

     Очень важно, чтобы в процессе обучения ученик чётко представлял, что возможности, которые  даёт знание языка, необходимы ему для самореализации и успешности в дальнейшей жизни.

Устная компетенция:

  • Все формы  учебного диалога
  • Доклады и сообщения
  • Учебные исследования и учебные проекты
  • Опросы, беседы, интервью, обсуждение, дискуссии, диспуты
  • Защита  исследовательских  работ
  •  Выступления в качестве ведущих

Письменная компетенция:

  • Анкетирование или  письменное интервью.
  • Размещение  текстов на Интернет - форуме.

      Электронная почта

  • Заметки, статьи  в СМИ.
  • Написание текстов различных стилей и жанров.
  • Написание сочинения- рассуждения при сдаче ЕГЭ и ГИА.

Результативность работы.

  • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
  •  более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
  •  повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
  • повысился уровень коммуникативной компетенции:

Результативность деятельности учащихся по русскому языку и литературе. Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние 5 лет. 

Учебный год

Учебная нагрузка

класс

     Количество сдававших   ЕГЭ

Средний балл по республике по стобальной шкале

Средний балл учеников

2014-2015

2 ч.

11А

13 человек

64

68

  • результатах итоговой аттестации в форме ОГЭ:

Учебный год

Учебная нагрузка

класс

Количество            сдававших   ОГЭ

Средний балл по республике по 5-бальной шкале

Средний балл учеников

2016-2017

2ч.

32 человек

3,7

4

Результаты участия обучающихся во  Всероссийской

предметной олимпиаде.

Ф.И. учащегося

Класс

Название мероприятия

Результат

год

Келейникова Ю.

7

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2014-2015

Филиппова А.

11

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2014-2015

Кузьмин Н.

11

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по русскому языку

Призёр

2014-2015

Гуськов И.

8

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по русскому языку

Призёр

2015-2016

Сорокин Р.

7

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2016-2017

Келейникова Ю.

9

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2016-2017

Гуськов И.

10

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по русскому языку

Призёр

2017-2018

Сорокин Р.

8

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по русскому языку

Призёр

2017-2018

Афонина А.

7

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2017-2018

Сорокин Р.

7

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2017-2018

Келейникова Ю.

9

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2017-2018

Афонина А.

8

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2018-2019

Сорокин Р.

9

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2018-2019

Келейникова Ю.

11

Муниципальный тур Всероссийской предметной  олимпиады по литературе

Призёр

2018-2019

                                                                                        

Позитивные результаты внеурочной деятельности

обучающихся по учебным предметам

Ф.И. учащегося

Класс

Название мероприятия

Результат

    год

Надёжин П.

11

Городской конкурс стихов, посвящённый 200-летию со Дня рождения М.Ю.Лермонтова

Победитель

2014-2015

Филиппова А.

11

Всероссийская НПК " Живая культура: традиции и современность"

Диплом III степени

2014-2015

Афонина А.

5

"Живая классика"

Призёр

2015-2016

Келейникова Ю.

9

Всероссийский конкурс сочинений

Победитель

2016-2017

Афонина А.

6

"Живая классика"

Призёр

2016-2017

Афонина А.

6

Конкурс сочинений, посвящённых подвигу М.Девятаева

Победитель

2016-2017

Колесников Е.

6

Конкурс сочинений, посвящённый 200-летию Ф.Ф.Ушакова

Призёр

2016-2017

Афонина А.

7

"Живая классика"

Призёр

2017-2018

Афонина А.

8

Всероссийский конкурс сочинений

Призёр

2018-2019

Различные формы и методы работы  применяются  не только на уроках, но  и на факультативных и элективных занятиях, темы которых углубляют и дополняют учебную деятельность: «Риторика»5-7классы, «История зарубежной литературы» 5-7 классы, «Культура речи. Языковая норма» 8-9 классы, «Практическая стилистика», «Основы делового общения» 10-11, Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.

Опыт работы  обсуждался на заседании школьного МО учителей (протокол № 4 от 20.04.2017г.)

Методическая ценность. Представление опыта работы.

 Данная методическая разработка (или ее компоненты) были представлены на разных уровнях:

 - опыт обсуждался на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы (протокол № 4 от 20.04.2017г.)

 - система работ по данной проблеме  была представлена на  НПК  в рамках курсов повышение квалификации. Тема выступления: «Реализация межпредметных связей как один из способов формирования коммуникативной компетенции учащихся»

- публикация на сайте МРИО открытого урока" Большой России малый уголок".

Заключение

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Поэтому  особую важность приобретает формирование на уроках русского языка  коммуникативной  компетенции..

Формирование коммуникативной компетенции не только помогает подготовиться к успешной сдаче  ЕГЭ и ГИА, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным  жизненным обстоятельствам.  И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Список  использованной литературы 

1.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.

2.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.

3.Колшанский Г.В.  Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
4. Ладыженская Т.А.  Методика преподавания русского языка. – М., 1990

5.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.

 1993, №3. – С.31-38

6. Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17

7. Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011
8.Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского района Республики Мордовия. Лискиной Елены Александровны. Февраль, 2023год.

Публичное представление  собственного инновационного педагогического опыта  учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ»  Торбеевского района Республики Мордовия...