Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны
статья (7 класс) по теме

Козырева Людмила Анатольевна

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенствования качества обучения».

 

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

ХХI век – век информатизации. Современное общество заинтересовано в людях, которые могут  свободно ориентироваться в потоке информационной среды, найти  необходимую информацию с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств, использовать информацию, применяя  ее в различных областях. В связи с этим учитель потерял монополию на информацию, но он приобрел новые функции: экспертно-консультативные, исследовательские, координаторские. Социум стал требовать модернизации традиционной системы обучения, перехода на развивающее и личностно-ориентированное обучение с использованием новых информационных технологий.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Новизна, применение мультимедиа - технологий на уроках позволяет решать следующие цели:

ü совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

ü  усиление мотивации учения;

ü  улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

ü  повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

ü  демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Наличие теоретической базы опыта.

       Понятийный аппарат исследования следующий:

1.          Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

2.          Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельности.

3.          Мультимедиа – технологии – способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.

4.          Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на данном компьютере.

5.          Прикладное ПО – программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи. Это текстовые, графические редакторы, табличные процессоры, коммуникационные программы.

6.          Мультимедийные программы – программы, в которых объединена графическая, звуковая и видеоинформация.

    Обозначенная учебная информация позволила разработать методическую модель применения компьютера на уроке в процессе обучения математике.

Ведущая педагогическая идея.

Сущность, новизна и практическая значимость ИПО заключается в том, что на уроке  ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся,  дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров. Поэтому учебный процесс  должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации. 

Оптимальность и эффективность средств.

Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческого потенциала школьников на уроках математики будет эффективным, если:

ü модифицировать учебную программу и осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными способностями учащихся, для этого учителем апробирована программа использования ЦОРов на различных этапах урока;

ü делать акцент не только на формировании знаний, но и на развитии навыков творчества, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, для этого учителем на занятиях применяются новые современные технологии;

ü обеспечивать богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, для этого учителем разработаны разноуровневые задания для самостоятельных, проверочных работ, тестирования.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

  Основными результатами применения информационно-коммуникационных технологий  являются осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Дополнительный результат – умение свободно работать с информацией. Внешними результатами работы по формированию информационной и коммуникационной компетентностей учащихся, развития их творческих способностей является успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах; повышение качества ЗУН; положительная динамика поступления выпускников в ВУЗы на специальности информационно-технологического профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенствования качества обучения».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

ХХI век – век информатизации. Современное общество заинтересовано в людях, которые могут  свободно ориентироваться в потоке информационной среды, найти  необходимую информацию с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств, использовать информацию, применяя  ее в различных областях. В связи с этим учитель потерял монополию на информацию, но он приобрел новые функции: экспертно-консультативные, исследовательские, координаторские. Социум стал требовать модернизации традиционной системы обучения, перехода на развивающее и личностно-ориентированное обучение с использованием новых информационных технологий.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Новизна, применение мультимедиа - технологий на уроках позволяет решать следующие цели:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Наличие теоретической базы опыта.

       Понятийный аппарат исследования следующий:

  1. Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
  2. Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельности.
  3. Мультимедиа – технологии – способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.
  4. Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на данном компьютере.
  5. Прикладное ПО – программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи. Это текстовые, графические редакторы, табличные процессоры, коммуникационные программы.
  6. Мультимедийные программы – программы, в которых объединена графическая, звуковая и видеоинформация.

    Обозначенная учебная информация позволила разработать методическую модель применения компьютера на уроке в процессе обучения математике.

Ведущая педагогическая идея.

Сущность, новизна и практическая значимость ИПО заключается в том, что на уроке  ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся,  дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров. Поэтому учебный процесс  должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.  

Оптимальность и эффективность средств.

Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческого потенциала школьников на уроках математики будет эффективным, если:

  • модифицировать учебную программу и осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными способностями учащихся, для этого учителем апробирована программа использования ЦОРов на различных этапах урока;
  • делать акцент не только на формировании знаний, но и на развитии навыков творчества, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, для этого учителем на занятиях применяются новые современные технологии;
  • обеспечивать богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, для этого учителем разработаны разноуровневые задания для самостоятельных, проверочных работ, тестирования.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

  Основными результатами применения информационно-коммуникационных технологий  являются осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Дополнительный результат – умение свободно работать с информацией. Внешними результатами работы по формированию информационной и коммуникационной компетентностей учащихся, развития их творческих способностей является успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах; повышение качества ЗУН; положительная динамика поступления выпускников в ВУЗы на специальности информационно-технологического профиля.

Описание опыта работы.

Сущностью инновационного опыта является деятельность учителя по созданию условий  для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся; совершенствованию взаимодействия учителя и учеников в процессе внедрения новых  технологий обучения; развитию способностей школьников  и  воспитанию  у них трудолюбия,  работоспособности, требовательности к себе. Веяния века информационных технологий и современный уровень развития техники требуют изменения образования в целом для подготовки компетентных, творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему способностей и творчества, так как для решения этих проблем требуются люди, обладающие  оригинальным мышлением. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. В свете развития этой задачи я внедряю в учебный процесс информационно - коммуникационные технологии. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас я стараюсь оптимально и органично ввести новые технологические средства в  традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Я использую компьютерные технологии в процессе обучения  с различными целями:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления изученного материала;
  • для улучшения контроля знаний учащихся;  
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Использование сопровождающих презентаций на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти, позволяет вносить элемент новизны при решении задач, разрешает разнообразить цветовую гамму и делает процесс работы наглядным, помогает мне сконцентрировать внимание на основных моментах. Учащиеся получают для самостоятельного решения задачи теоретического и практического плана. Работа по решению каждой задачи строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения задачи. Новые информационные технологии и новые формы обучения положительно воспринимаются детьми. Компьютер превращает математику из теоретического, сухого предмета, оперирующего аксиомами и теоремами, в живой, экспериментальный. Материал становится для учащихся доступным и понятным. После таких уроков учащиеся глубже начинают вникать в суть самого предмета, проявляют интерес к нему.

Программа PowerPoint позволяет создавать мне как учителю не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений, построения сечений и многих других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Цифровые образовательные ресурсы составляю для мультимедиа-сопровождения уроков математики, которые  выполняют иллюстративную функцию в образовательном процессе. Возможности компьютера, как наглядного пособия  качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации  позволяют показать динамику математических преобразований.   Таким образом, разработана методика использования анимационных слайдов с элементами мультипликации.

Кроме того, разработала и применяю интерактивные презентации-тесты. С компьютером  на уроке работают и учитель и обучающиеся. Прежде, чем пригласить поработать за компьютером ученика, я ставлю перед ним цель: не просто щелкать мышкой, разыскивая верный ответ, а рассуждать вслух. Как на телевизионной передаче «Кто хочет стать миллионером», участники программы рассуждают вслух. Зрители и телезрители желают услышать логические шаги поиска ответа. Такая же роль и у ребенка, который будет работать за компьютером. Главное не просто найти правильный ответ, а обосновать, рассуждать вслух, выстраивать логическую цепочку рассуждений – именно это ценно для коллектива класса.

Такие программы особенно актуальны сейчас, когда на всех ступенях обучения в школе для контроля ЗУН применяются тестовые формы. С введением Единого государственного экзамена в школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим важно начать работу над этой формой контроля в 5 – 9 классах. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена. Презентация-тест позволяет представить обучающимся на уроке значительно больший объем заданий-тестов.

В организации внеклассной работы одним из направлений создания новых форм обучения учащихся является участие в Интернет - конкурсах и олимпиадах Центра творческих инициатив «Snail», в заочных конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России» и др. Участники должны показать неожиданные решения, нестандартные подходы, интересные находки. Проведение такого вида соревнований дает возможность проявить себя учащимся, которые остаются за бортом традиционных олимпиад, а также сравнить свои знания не только с уровнем знаний одноклассников, но и с успехами сверстников из других регионов. Для участия нужно не так уж много: доступ на сайт в сети Интернет и помощь заинтересованных взрослых в организации доступа к олимпиаде. Призовые результаты настраивают ребят на новые достижения и привлекают новых участников.

Разработаны программы кружковой работы «Математика и компьютер», программы элективных курсов.

В рамках внеклассной работы организовано Ученическое Математическое Общество (УМО), результатом деятельности которого стало написание исследовательских работ, умение решать нестандартные задачи.

              Используя  все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет  удовольствие и восхищение от  таких  многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым  переводя образовательный процесс на  более высокий уровень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны

Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны «Организация практической д...

Характеристика-представление на учителя информатики и математики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыреву Людмилу Анатольевну

Козырева Людмила Анатольевна в МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» работает с 1999 года после окончания в 1989 году МГПИ имени М.Е.Евсевьева по специальности «Математика и физика»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...


 

Комментарии