Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.
опыты и эксперименты по музыке по теме

Масляева Анжелика Ивановна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия

Масляевой Анжелики Ивановны

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия

Масляевой Анжелики Ивановны

Открыт мне музыки

Возвышенный покой…

С. Данилов.

     «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый     мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде         силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках», - так писал один из крупнейших  композиторов  современности  Д.Д. Шостакович.

     Каждый из нас, учителей -  музыкантов, уверен, что занимается самым важным   делом – приобщением  к искусству. Учащиеся с интересом слушают мои рассказы об искусстве, его значении в жизни современного человека. И это дает мне определенные основания для того, чтобы поделиться  лично  добытыми  сведениями,  высказать ряд суждений по этому вопросу.

     Размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама природа        музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает ее основную художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта ученика «упорядоченным опытом» воображаемой жизни.

     Ученик – это не сосуд, который можно наполнить, а факел, который        нужно зажечь. Воспитание творческой всесторонне развитой личности – современная задача школы, семьи и общества в целом. Существует целенаправленная   область  в  приобщении  учащихся  к  искусству. Учитель музыки должен представлять себе свою роль в этом процессе, понимать воспитательные и познавательные возможности музыки, видеть пути наиболее эффективного ее использования.

     Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и                     раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои                 знания им,  разбудить  в  них  добрые,  искренние  чувства, воспитывать и обучать,  исходя  из  их запросов  и  интересов.

     Уникальность учителя,  разумеется,  заключается  в  том, что он одновременно преподает и воспитывает. В своей  работе стараюсь  придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай                   воспитывая, воспитывай обучая». Не зря в свое время замечательный древнегреческий философ Аристотель сказал:  «Учителя, которым  дети обязаны  воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны    лишь рождением:  одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую                 жизнь».

     Музыка в школе привлекается как одно из средств воспитания                 школьника. Учитель, даже формально выполняющий содержание программы, выполняет эту задачу. Это в худшем случае. В идеале,                каждый учитель должен понимать, что при  правильном  использовании,  именно  музыка  обладает  огромным воздействием.  Она  больше,  чем   какое – либо  другое искусство,  обращена  непосредственно  к  чувству,  а  через него к  мысли  и к сознанию.

     Вызывая определенные чувства, музыка без навязчивости воспитывает определенные взгляды, вкусы, поэтому, когда на уроке музыки перед учащимися раскрывается красота народных песен, например, их разнообразие,  поэтичность,  у  учащихся  пробуждается интерес к  культуре своего народа.  Для того  чтобы не только слушать музыку,  но    и  исполнять  ее,  нужны  вокально – хоровые аспекты. 

        1.Воспитание единых певческих навыков у детей;

     2.Развитие интонационно-слуховых навыков;

     3.Тембральную слитность, легкость, прозрачность;

     4.Развитие высокой позиции звука;

     5.Освоение навыка кантилены (так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом).   Очень важно  учителю быть самому,  увлеченным,  именно той  музыкой,  которая помогает воспитывать  учащихся  в  нужном  направлении.

     Педагогическая проблема – проблема, над которой я работаю в                          течение нескольких лет -  «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования».

Актуальность и перспективы опыта.

     Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

     Моя задача, как и задача любого педагога – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Проведение уроков разных типов мене в этом помогает.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и примеров).

     Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Наличие теоретической базы опыта.

     Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2009 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я    использую при подготовке к урокам. Из всего многообразия современных типов урока предпочтение отдаю таким как:

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и вокально-хоровых навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- комбинированный урок;

 - уроки  контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- урок – семинар;

- урок концерт;

     Уроки изучения нового материала наиболее применимы в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к творчеству отдельных композиторов, музыкальных произведений, самостоятельная работа с учебником  по музыке, другими источниками. Отсюда и виды уроков, которые я применяю в рамках этого типа уроков:  урок – лекция, урок – семинар,  киноурок,  урок – концерт, урок комбинированный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

     Основными дидактическими задачами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются: 

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

 в) применение знаний на практике для углубления и расширения ране усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;  

д) контроль за ходом  изучения  учебного материала и совершенствования      знаний,  умений  и  навыков.

     Этот тип урока я разбиваю на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков. Отмечу, однако, что уроки «чистого» повторения или формирования умений и навыков, как свидетельствует реальная школьная практика, менее эффективны и поэтому они, как и уроки, например, целевого применения усвоенного и другие аналогичные им, входят в состав уроков совершенствования знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются:

 а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных угадаек);

б) урок-концерт;

в) урок-экскурсия; г) урок-семинар.

      Уроки типа обобщения и систематизации нацелены на решение двух основных  дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы,  имеющим решающее значение для овладения предмета, и проверки и оценки знаний,  умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.

 Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Каждый раз при проведении таких уроков заранее обозначаю вопросы –проблемы для повторения, указываю заранее источники, музыкальные произведения, которыми учащимся необходимо воспользоваться, провожу при необходимости обзорные лекции, проверяю задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, провожу консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даю рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом.

      Комбинированный урок – это наиболее распространенный вид урока в моей практике. В качестве основных элементов этого урока являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению  и  усвоению;

г) первичное  закрепление  нового материала и   организация     работы по выработке у учащихся умений и навыков применения  знаний  на практике;  д)  задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

     При подготовке к комбинированному уроку я четко определяю целевые установки урока, чему должна научить школьников, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

     Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий  изучаемого курса. В своей практике провожу такие виды уроков контроля и коррекции: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос,  угадайка,  нотная грамота,  сочинения, тесты, исполнение музыкальных произведений;  Все эти и другие виды уроков провожу  после изучения целых разделов, крупных тем. На уроках    контроля наиболее ярко проявляется степень готовности у учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической, вокально-хоровой деятельности в различных ситуациях обучения.

     Урок объяснение нового материала. Вокально-хоровая работа над музыкальным произведением

     Объяснение нового материала провожу методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших классах – в форме лекции, включающей в себя элементы беседы. Придавая своему изложению проблемный характер, стремлюсь привлечь внимание учащихся к музыкальной литературе, даю общую ориентировку в печатных источниках, связываю новое с ранее усвоенным. После изучения некоторых тем провожу уроки – семинары. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала. Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, оформлять свои мысли,  дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Значительное место в работе учащихся на семинарах отводится их выступлениям с сообщениями и рефератами, докладами, подготовленными под моим руководством. Часть этих сообщений,  рефератов или докладов могут быть посвящены новой проблеме и предназначаются они для введения класса в новую тему, с которой ему предстоит встретиться на следующем уроке. Обязанность учителя способствовать развитию творческих качеств, а так же музыкальных  способностей учащихся  Развитие музыкальных способностей обогащают личность  ребенка,  его духовную жизнь через открытие  перед ним чудесного мира музыки. Я тесно взаимосвязываю классные и внеклассные занятия.    Во-первых, использую одни формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что создаёт возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.

     "Песня - есть кристально-чистый жанр, отражающий всё наше великое сегодня, прекрасное вчера и чудесное завтра. Большое в малом. Значит,  песня - прежде всего художественное произведение, где на протяжении немногих тактов автор обязан дать сгусток чувств, образов и настроений. Песня, наконец, должна быть пронизана огромной искренностью"...             (И. О. Дунаевский)

     Работая с детьми над песней, я выделяю следующие важные для меня аспекты:

     1. Эмоциональное восприятие песни.

     2. Разучивание мелодии и запоминание слов.

     3. Вокально-интонационная работа.

     4. Драматургия песни.

     5. Художественное исполнение.

     Главным при разучивании любого произведения является, конечно, его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолеют любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть, и сказку рассказать, показать репродукции картин, подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени я уделяю на занятиях разговорам об искусстве,                              о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах!

    Песня "Журавли" Мурадели стала поводом для серьёзного разговора о патриотизме, о любви к своей родине, к отчему дому.

    Песня "Мама»  Ю. Чичкова как бы подтолкнула нас к разговору о материнской любви и ласке. Задуматься, сопереживать, соучаствовать - вот цель моей любой музыкальной работы! Во имя этой цели приходится искать ассоциации в жизни, в других искусствах.

      Вот мы учим "Мой край" Н. Рубашевского на стихи Л. Моклицы. Как добиться воспроизведения лирически-светлой картины природы? Мы сначала беседуем о природе, о любимых уголках своей местности, о Родине, о том, как прекрасна жизнь. И только в этой атмосфере добра и любви к своему краю можно добиться всех оттенков исполнения. В заключительном слове я подвожу итоги работы класса, расставляю акценты на обсуждаемых вопросах, оцениваю вокальные данные отдельных учащихся, выставляю им оценки.

     Зачетный урок-концерт я провожу по завершении работы над крупной темой или разделом курса  Музыкальный репертуар должен быть продуман заранее. Учащиеся должны понимать в чем художественная ценность того или иного музыкального произведения. Главная цель урока-концерта состоит в постоянном, чутком и вдумчивом отношении к тем процессам, которые происходят в музыкальном искусстве и в музыкальной практике. Мы живём в  России, а пение исстари было очень  распространено. К сожалению, уходит в прошлое поющая Россия, в песнях раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравственность и наполнявшая душу любовью, открывающей вокруг себя красоту мира, людей своей Родины.

      Как сохранить и возродить великие традиции русского хорового пения? Как приобщить детей к пению? Как научить их петь красиво, правильно, так, чтобы пение доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью   Множество мнений, взглядов, методов, а мы все ищем один "рецепт" - но, увы, его нет, и, вероятно, быть не может. Не создано пока ещё такой чудодейственной методики, которая в руках любого грамотного музыканта-хормейстера гарантировала бы стопроцентный успех певческого воспитания.

     До сих пор остаётся спорным эталон звучания детского голоса детского хора. Чисто или фальшиво поёт хор - это ясно всем, а вот звук! Часто хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам: четыре голоса лучше, чем три, три - лучше двух и т.д. А ведь главная задача хора - во время пения творить музыку, музицировать! Бывает, и одноголосное пение, ярко раскрывающее содержание музыки, может поспорить с "крепким", но невыразительным трехголосием.

     Ведь пение - это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся и на наших глазах развивающаяся, трепетная музыкальная мысль, эмоция, вызывающая ответные мысли и эмоции.   Моя деятельность основывается на музыкальном развитии детей, обучающихся в школе. В процессе работы я пришла к выводу, что каждый класс - это свой творческий коллектив, который требует определённого уровня отношения к музыкальным занятиям. Я бы сказала высокого профессионального уровня.

Оптимальность и эффективность средств.

    Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

    Внедрение ИКТ на уроках музыки помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе  с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть музыкальные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания  благоприятных условий для работы.

    Для меня компьютер на уроке это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогического общения в интерактивном режиме.

Результативность опыта.

     Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие, музыкальные способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на городских, республиканских, всероссийских предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов. Так, в 2010 году ученица      7 класса Радаева Анна заняла 2 место в городской предметной  олимпиаде   по музыке,  в 2012 году ученица 6 класса Агапова Дарья  стала лауреатом в номинации    «За мастерство импровизации», в 2013 году ученица 7 класса Чимизгина  Дарья заняла 3 место в республиканской предметной олимпиаде по музыке, в 2011 году Афанасьев Евгений занял 3 место во всероссийской олимпиаде искусств, в 2010 году ансамбль занял 1 место во всероссийской олимпиаде искусств, в 2013 году в городском конкурсе эстрадной песни «Музыкальный снегопад» Алямкин Никита завоевал самую высшую награду Гран-при, дуэт Балаева Ирина, Земисов Алексей занял 1 место, в 2013 году в республиканском конкурсе патриотической песни дуэт Варакин Даниил, Алямкин Никита занял 1 место, Балаева Ирина заняла 1место, в международном фестивале патриотической песни «Наследники победы» ансамбль «Русь» занял 2 место, Алямкин Никита 2 место, в 2012 году в международном фестивале «Национальное достояние» Афанасьев Евгений занял 2 место, трио «Успех» 2 место, в 2011 году во всероссийском фестивале «Пластилиновая ворона» трио «Успех» занял 2 место. Афанасьев Евгений стал обладателем Гран-при в 2010 году и т.д.

     Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие, музыкальные способности школьников.     Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Одухотворенного человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать. Закончить хочу словами Шопенгауэра: "Для нашего счастья то, что есть в человеке, без сомнения, важнее того, что есть у человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....