Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны
статья по физике на тему

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».

1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и умения. «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

В данных условиях системно-деятельностный подход имеет следующие преимущества:

·         придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

·         более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

·          возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

·         существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

·         обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppo_na_sayt.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования»

 ГО «город Якутск»

Титовой Натальи Аркадьевны 

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».

  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и умения. «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

В данных условиях системно-деятельностный подход имеет следующие преимущества:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  •  возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

  1. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Новизну опыта определяет совершенно новая  парадигма образования, которая  выстраивается в систему: потребность – переживание – действие.

Системный и деятельностный подходы вносят существенные изменения в технологию обучения. Это выражается в новых принципах построения содержания учебного предмета, способе его предоставления учащимся, формах его освоения и деятельности по его освоению. Ведущими дидактическими принципами являются:

принцип системности – благодаря которому, объекты рассматриваются как системы на разных уровнях;

принцип единства знания и деятельности – деятельность учащегося, организованная учителем, производит знание. Только те знания, которые человек получает в результате своей деятельности, сохраняются надолго.

При системно-деятельностном подходе к обучению:

  • изменяются цели обучения – главная установка идет на формирование системного мышления учащегося, определяющего новые характеристики усваиваемых знаний и умений;
  • изменяется содержание обучения – оно охватывает не только знания об изучаемом предмете (их научное содержание), но и знания методологические – о деятельности, производящей предметные знания, о способе ее организации, логике системного исследования предмета;
  • изменяются методы обучения – они опираются на ориентировочно-исследовательскую деятельность, формирующую знания и способ мышления как ориентировочную основу усваиваемых умений; при этом логика программы исследования выражает единство всеобщего метода системного анализа объектов и его особенностей при изучении конкретного предмета;
  • учебные средства приобретают новые функции – их используют как средство организации и управления формируемой деятельностью (планирование, контроль выполнения, оценка и коррекция);
  • изменяются оценочные  параметры усвоенных знаний, умений, способностей.

  1. Теоретическая база опыта

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.

Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На оперционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.

Системно-деятельностный подход к результатам образования, означает, в частности, что изменяется представление о содержании образования. Его состав, в соответствии с принятым подходом к формированию стандарта и конкретизирующей его системой нормативных документов, определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.

Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

- на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.

Деятельностная форма результатов образования предполагает ряд существенных изменений в образовании. Например, эти изменения коснутся системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе не только оценки индивидуальных достижений обучающихся, но и деятельности педагога, образовательного учреждения. Изменения в обязательном порядке будут затрагивать вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований Стандарта к результатам, в том числе и использование современных технологий деятельностного типа, к которым можно отнести технологии, основанные на уровневой дифференциации, на создании учебных ситуаций, на реализации проектной и исследовательской деятельности, на кооперации в обучении и др. Изменения будут происходить и в подходах к пониманию и оценке профессиональной педагогической компетентности, так как современный педагог должен уметь проектировать и организовывать образовательный процесс в соответствии с системно-деятельностным подходом, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий у учащихся своего класса, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

При организации системно–деятельного подхода на уроках физики  я использую следующие технологии:
   Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 6 классе при изучении гипотез эволюции растений, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.
     Технология разноуровневого обучения. Данное обучение  осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней. При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. 
    Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно.

    Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.
    Например, при изучении темы «Величины, характеризирующие колебательное движение» в 9 классе озвучиваю определения периода и частоты, основываясь на котором обучающие выводят формулу и связь между данными величинами. В процессе беседы я не комментирую высказывания обучающихся.
    При изучении темы «Относительность движения» даю вопрос для обсуждения  «Можно ли утверждать, что сидя за партой, вы совершаете движение? Или находитесь в состоянии покоя?»

Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
   Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
   Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.     Особое значение в изучении биологии и химии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению.

     Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности.

  1. Ведущая педагогическая идея.

Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.


  1. Оптимальность и эффективность средств.

При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.

а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Примерная схема урока

1 - устная работа;

2 - работа в парах;

3 - самостоятельная работа;

4 - фронтальная работа

5 - заключительный этап: итог урок( рефлексия, самооценка)

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике.

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

  1. Результативность опыта.

В МОБУ «Центр образования» поступают обучающиеся с 14 лет по направлению КДН УО г. Якутска. В основном это ребята, которые имеют перерыв в обучении, оставленные на повторное обучения, имеющие низкую мотивацию к учению. Многим из них приходится помимо учебы работать. И поэтому очень важно заинтересовать их, увлечь изучением физики, дать возможность почувствовать себя успешными сперва на уроке, а потом дерзнуть участвовать на конкурсах.  

В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удается:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;  

      - повысить качество знаний учащихся.   Использование данной методики за 3 последних учебных года способствовало:

-    повышению качества усвоения знаний по физике;

-    развитию самостоятельности;

-   повышению их творческой активности.

основное общее образование (7-9 классы)

Учебный год

Успеваемость по предмету

всего

уч-ся

успевают

%

успеваемости

на

4 и 5

%

на

4 и 5

1

2014-2015

122

104

85,2

29

23,8

2

2015-2016

119

104

87

38

32

3

Первое полугодие 2016-2017

103

93

90

28

27

среднее общее образование (10-12 классы)

Учебный год

Успеваемость по предмету

всего

уч-ся

успевают

%

успеваемости

на

4 и 5

%

на

4 и 5

1

2014-2015

200

163

81,5

56

28,0

2

2015-2016

194

148

76

55

28

3

Первое полугодие 2016-2017

267

227

85

85

31

Участие обучающихся в  олимпиадах и конкурсах по годам:

Учебный год

Название конкурса, олимпиады

 участники

Победители (уровень)

класс

Кол-во

1

2013-2014

Международные и всероссийские дистанционные конкурсы «Мир конкурсов» Всероссийский дистанционный конкурс «Атомная энергетика –пространство возможностей будущего»

8

1

Сейидова Юлия – 2 место (российский)

Итого

1

1

2

2015-2016

ФГОС тест

8

1

Буденкова Ольга (2 место по региону; 41 место по России)

9

2

Анищенко Вячеслав (2 место по региону; 41 место по России)

10

1

0

11

3

1.Кинкалак Денис (2 место по региону; 35 место по России);

2. Оконешникова Туяра (3 место по региону; 37 место по России)

итого

7

4 (республика)

3

1 полугодие 2016-2017 г

ФГОС тест

7

1

Михайлова Ирина (2 место по региону; 6 место по России)

8

5

  1. Малютина Ирина (1 место по региону; 41 по России);
  2. Бодрягин Евгений (2 место по региону; 42 по России)

9

1

0

10

5

Петренко Анастасия (1 место по региону; 24 по России);

11

2

Мазур Валерия (2 место по региону; 32 по России);

итого

14

5 (республика)

Сдача ОГЭ:

Учебный год

Кол-во обучающихся

% успеваемости

% качества

2015-2016

2

100

0

  1. Возможность тиражирования.

С публикациями о представленном собственном  инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя    http://nsportal.ru/tnastorm 

  1. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы  работы с учащимися

Основные формы и приемы работы с учащимися представлены на различных семинарах, научно – практических конференциях, показаны на открытых уроках ОУ и во время  выступление на республиканских семинарах и форумах вечерних школ.

Директор школы                                     Д.Д. Борисов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития обр...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....

План работы со слабоуспевающими учащимися по по физике учителя МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны на 2020-2021 уч. год

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.МОБУ «Центр образования открывает свои двери перед обучающимися, которые по тем или...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...