Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны
материал

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».

  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и умения. «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

В данных условиях системно-деятельностный подход имеет следующие преимущества:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  •  возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_tnm.docx554.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова Надежда Михайловна

Информация о профессиональных достижениях

Информация о профессиональных достижениях

ТАРАСОВОЙ НАДЕЖДЫ  МИХАЙЛОВНЫ                    учителя физики                                                                         МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой»                     ГО «город Якутск»


Таблица 1

Информация о методической разработке

Название методической разработки

Рецензия

Место и годпубликации

Методика обучения учащихся решению экспериментальных задач по физике

Петрова Раиса Иннокентьевна, к.т.н., доцент кафедры Методики преподавания физики Физико-технического института Северо-Восточноного федерального университета им. М.К. Аммосова

Электронный ваковский научный журнал «Современные проблемы науки». – 2019. - №2. – С.82. – URL: https://sciense-education.ru/ru/article/view?id=28754

Наличие публикации методической разработки

На международном уровне:

  1. Tarasova N.M., Kirillina E.V. Experimental inquiry as a tool for raising students’ interest in leaning physics // “The Strategies of Modern Scince Development”, North Charleston, USA, 16-17 May 2018. – P. 139-142. URL: https://elibrary.ru/download /elibrary_36491335_29483926.pdf

На Всероссийском уровне:

  1. Тарасова Н.М., Петрова Р.И. Обучение физике в профильных классах путем решения экспериментальных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. - №3. – URL: http://e-koncept.ru/2018/186027.htm
  2. Тарасова Н.М., Петрова Р.И. Методика обучения учащихся решению экспериментальных задач по физике // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки». – 2019. - №2. – С.82. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28754
  3. Тарасова Н.М. Самые активные участники всех проводимых олимпиад // Н. Алексеева Инновационная образовательная система обучения 5-6 и 9 лет. – М.: Наука, 2017. – С. 157-162.
  4. Тарасова Н.М., Петрова Р.И. Обобщенные приемы решения экспериментальных задач // Синергетика в образовании: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы (Якутск, 27-28 марта 2018 г.). Киров: Издательство МЦИТО, 2018. С. 12-18. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35237449_70804879.pdf
  5. Тарасова Н.М. Технологическая карта индивидуальной работы [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/node/4997342
  6. Тарасова Н.М. Рабочая программа по физике 10 класс [Электроный ресурс]. URL:: https://nsportal.ru/node/4997380
  7. Тарасова Н.М. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны

На уровне муниципалитета:

  1. Тарасова Н.М., МОБУ Технический лицей Н.А. Алексеевой Компетенции, формируемые на уроках физики // Информационно-методический электронный журнал «Столичное образование». – 2020. -  №3-4. – С. 162-165.URL: http://yaguo.ru/files/so_3-4_sentyabr_2020.pdf

Проведение методических мероприятий, выступление на семинарах, конференциях по теме методической разработки

Таблица 2

Информация о методических мероприятиях по теме методической разработки

Название мероприятия

Дата проведения

Уровень мероприятия

Форма участия

“The Strategies of Modern Scince Development”, North Charleston, USA

16-17 .05.2018

Международный уровень

Онлайн

Всероссийская междисциплинарная научно-практическая конференция с элементами научной школы «Синергетика в образовании» выступление в секции «Внедрение синергетического подхода в систему образования» с темой «Обобщенные приемы решения экспериментальных задач»

27-28.03.2018

Всероссийский уровень

Очная

Участник вебинара «Новый, но знакомый учебник. Физика 7-9 (И.Н. Перышыкин, Е.М. Гутник, А.И. Иванов, М.А. Петрова)»

01.02.2021

Всероссийский уровень

Онлайн

Организация и проведение работы научно-образовательного центра «Академия успеха»

3-10.012020

Республиканский уровень

Очно

Участник республиканского семинара Долгих Е.Н. к.п.н. ведущего методиста по физике и дистанционному обучению корпорации «Российский учебник»

20.06.2017

Республиканский уровень

Очно

Участник городских педагогических чтений «Слепцовские чтения»

2018

На уровне муниципалитета

Очно

Распространение опыта использования методической разработки в профессиональном сообществе

Таблица 3

Информация о распространении опыта использования методической разработки

Название мероприятия

Дата проведения

Уровень мероприятия

Форма участия

Распространение опыта использования методической разработки в профессиональном сообществе «Образовательная социальная сеть www.nsportal.ru»

25.04.2021

Всероссийский уровень

Онлайн

Распространение опыта на сентябрьском совещании работников образования Намского улуса «Перспективы и возможности развития системы образования в новых условиях» секция «Эффективные методы и приемы обучения на уроках естественно-математического цикла»

15-16.09.2020

Республиканский уровень

Онлайн

Распространение опыта на городских педагогических чтениях «Слепцовские чтения»

2018

На уровне муниципалитета

Очно

Позитивная динамика уровня освоения образовательных программ обучающимися за последние три года

В лицее обучение ведется по методике Н.А. Алексеевой, согласно которой образовательный процесс 11-летней российской школы обучают за 5-6 и 9 лет. За такой сжатый срок выпускник может получить качественное образование не только при сильной методике, но и при сильном, знающем свое дело учителе. Каким является Н. М. Тарасова.

В настоящее время лицей полностью перешел на электронный журнал «Сетевой город», дающий большой спектр автоматизированных отчетов. В таблице 2.1 видим детализацию успеваемости по классам за 2020-2021 учебный год.

Таблица 4

Детализация успеваемости по классам/параллелям

(отчет взят из Сетевого города)

Класс

Период

Ко-во

учащихся

Оценки

н/а

осв.

% усп

“5”

“4”

“3”

“2”

1

7 (IX)

1 четверть

10

10

-

-

-

-

-

100,0

2 четверть

10

9

1

-

-

-

-

100,0

3 четверть

10

10

-

-

-

-

-

100,0

2

10(IX)

1 полугодие

14

14

-

-

-

-

-

100,0

3

10(VI)

1 полугодие

11

11

-

-

-

-

-

100,0

4

11(IX)

1 полугодие

10

10

-

-

-

-

-

100,0

5

11(VI)

1 полугодие

15

15

-

-

-

-

-

100,0

Рассмотрим динамику среднего балла учителя Н.М. Тарасовой (отчет взят из электронного журнала «Сетевой город»).

Таблица 5

Динамика среднего балла учителя за 2020-2021 учебный год

Классы

Четверть 1

Четверть 2

Четверть 3

Полугодие 1

7 (IX), Физика

5

4,9

5

7 (IX), ср.балл

4,95

4,95

4,95

10 (IX), Физика

5

10 (IX), ср.балл

5

10 (VI), Физика

5

10 (VI), ср.балл

4,92

11 (IX), Физика

5

11 (IX), ср.балл

4,99

11 (VI), Физика

5

11 (VI), ср. балл

4,95

11 (IX), Астрономия

5

11 (IX), ср.балл

5

11 (VI), Астрономия

5

11( VI), ср.балл

5

В лицее реализуется инновационная методика Н.А. Алексеевой (Динамическая электронная методическая система Н.А. Алексеевой), согласно которой параллельно реализуются 9 (IX) и 6 (VI) летние образовательные программы. В нумерации класса в скобках указана образовательная программа.

Как видно из таблицы, учитель Н.М. Тарасова добивается 100% успеваемости на уроках физики. Рассмотрим динамику среднего балла учителя (отчет взят из Сетевого города».

Физику в МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» начинают учить с 5–го класса. Поэтому, семиклассники повторив материал 7-го класса, изученный в 6-м классе, плавно переходят к изучению материала 8 класса. Ниже рассмотрим отчет успеваемости текущего учебного года по классам.

Подтверждающим документом 100% успеваемости является результаты Всероссийской проверочной работы (ВПР) в 7 классе и результаты Едтиного государственного экзамена по физике (ЕГЭ) за 11 класс.

Таблица 6

Анализ Всероссийской проверочной работы по физике

Год

Класс

Кол-во

Оценка «2»

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

2018-2019

7

12

-

2

4

6

2019-2020

7

16

-

5

7

4

2020-2021

7

10

-

-

3

7

Из таблицы видно, что результат ВПР по физике показал 100%  усвоения пройденного материала за 7 класс. Н.М. Тарасова учит только 7,10-11 классы. Поэтому на таблице представлены результаты ВПР только 7 класса.

Таблица 7

Анализ итогов Единого государственного экзамена по физике

Год

Кол-во

выпускников

Кол-во сдавших

ЕГЭ по физике

0-35

36-52

53-67

68-100

2017-2018

24

24

0

0

9

15

2018-2019

17

17

0

8

7

2

2019-2020

28

28

0

4

17

8

Из таблицы видно, что дисциплину «Физика» выбирают все выпускники в качестве предмета по выбору на ЕГЭ. Провалившие экзамен или не приступившие к ней учащиеся отсутствуют, что доказывает 100% успеваемость по данной дисциплине.

Конкурентоспособными считаются баллы набранные свыше 61 б. Таким образом, количество выпускников, набравших конкурентоспособные баллы на ЕГЭ по физике в процентном соотношении составляет (отчет взят ходатайстве ИРОиПК):

Выдержка из ходатайства Колодезника А.П., председателя РПК ЕГЭ по физике

Процент сдавших экзамен 61 и выше:

 Позитивная динамика качества знаний обучащихся за последние три года

        Таблица 8

Детализация по классам/параллелям

(отчет взят из Сетевого города)

Класс

Период

Ко-во

учащихся

Оценки

н/а

осв.

% кач.

% усп

СОУ

“5”

“4”

“3”

“2”

1

7 (IX)

1 четверть

10

10

-

-

-

-

-

100,0

100,0

100,0

2 четверть

10

9

1

-

-

-

-

100,0

100,0

96,4

3 четверть

10

10

-

-

-

-

-

100,0

100,0

100,0

2

10(IX)

1 полугодие

14

14

-

-

-

-

-

100,0

100,0

100,0

3

10(VI)

1 полугодие

11

11

-

-

-

-

-

100,0

100,0

100,0

4

11(IX)

1 полугодие

10

10

-

-

-

-

-

100,0

100,0

100,0

5

11(VI)

1 полугодие

15

15

-

-

-

-

-

100,0

100,0

100,0

Динамика творческой деятельности по предмету (проектов, исследований и т.п.)

        С 2018-2019 учебного года в лицее ежегодно организуется проектная деятельность учащихся. Надежда Михайловна Тарасова является организатором физико-технического цикла.

Рис. 2.1 – Охват учащихся проектной деятельностью

Ежегодно в лицее организуются инженерные бои для учащихся 9-10 классов, в которых принимают участие все желающие учащиеся.

Рис. 2.2 – Охват учащихся 9-11 классов игрой “Инженерные бои”

Рост мотивации к изучению предмета

        О росте мотивации к изучению предмета “Физика” в Техническом лицее Н.А. Алексеевой служит результативное участие учащихся в олимпиадах различного уровня.

Рис. 2.3 – Результативность участия на олимпиадах по Физике за последние 3 года

Олимпиады муниципального уровня:

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников;

Олимпиады и конкурсы регионального этапа:

  • Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников;
  • Республиканская олимпиада по термодинамике и механике (организатор ФТИ СВФУ);
  • Республиканский конкурс “Кулунчук” по физике среди учащихся 7-9 классов (методический совет учителей физики города Якустка);
  • Республиканский интернет олимпиада по физике, посвященная ко Дню рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева (организатор Верхневилюйская республиканская гимназия-лицей им. М.А. Алексеева);
  • Олимпиада “Дьо5ур” (организатор “Республиканский лицей-интернат);
  • Северо-Восточная олимпиада школьников по физике.

Олимпиады всероссийского уровня:

  • Многопрофильная инженерная олимпиада “Звезда” (из Перечня РСОШ);
  • Окрытая межвузовская олимпиада “Будущее Сибири” по физике” (из Перечня РСОШ);
  • Олимпиада ОРМО по физике (из Перечня РСОШ по физике);
  • Олимпиада ТУСУР по физике;
  • Всесибирская олимпиада по физике.

Таблица 9

Количество победителей и призеров по конкурсным меприятиям, в которых отражены метапредметные компетенции учащихся

Количество победителей и призеров

Многопрофильная инженерная олимпиада “Звезда” по профилю Техника и технологии (физика и другие технические направления науки)

2018-2019

2019-2020

2020-2021

10

2

5

Многопрофильная инженерная олимпиада “Звезда” по профилю Естественные науки (физика и математика)

2018-2019

2019-2020

2020-2021

1

1

1

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по астрономии (физика и астрономия)

2018-2019

2019-2020

2020-2021

4

2

6

Политехническая олимпиада (физика, математика, черчение)

2018-2019

2019-2020

2020-2021

5

8

9

Астротурнир среди школ города Якутск

2018-2019

2019-2020

2020-2021

-

-

4

        Так, Бессонов Вячеслав ученик 9 класса в 2018-2018 уч.г. на региональном этапе Всероссийской олимпиады школников стал призёром. В 2019-2020 уч.г. двое учащихся Уаров Капитон 9 кл и Хван Александр 10 кл принимали участие на заключительной политехнической олимпиаде школьников. На астротурнир начали участвовать с 2020-2021 уч.г. и все учащиеся награждены грамотами.

Многопрофильная инженерная олимпиада Звезда в 2019-2020 учебном году не входил в перечень РСОШ, поэтому количество участников на отборочном этапе уменьшилось до 5 человек, поэтому и призёров закючительного этапа меньше.

Позитивная динамика участия обучающихся в конкурсных мероприятиях в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету

Позитивной динамикой участия учащихся во внеурочноой деятельности является результативность на различных конкурсах и олимпиадах.

Таблица 10

Динамика участия в конкурсных мероприятиях

Наименования мероприятия

Уровень мероприятия

Форма проведения мероприятия

Количество участников

2018-2019 учебный год

Международный онлайн конкурс Фоксфорд

Международный

Онлайн

15

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Техника и технология»

Всероссийский

Очно

32

Турнир М.В. Ломоносова по физике

Всероссийский

Очная

56

Олимпиада по механике и термодинамике среди учащихся 10-11 классов

Республиканский

Очная

9

Республиканская интернет-викторина по физике, посвященная ко Дню рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева

Республиканский

Онлайн

5

Инженерный бой «Юный техник»

Внутришкольная

Очная

24

Аналитическое тестирование по методике Н.А. Алексеевой по физике на английском языке

Внутришкольная

Очная

43

2019-2020 учебный год

Международный онлайн конкурс Фоксфорд

Международный

Онлайн

21

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Техника и технология»

Всероссийский

Очно

12

Республиканская интернет-викторина по физике, посвященная ко Дню рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева

Республиканский

Онлайн

12

Инженерный бой «Юный техник»

Внутришкольная

Очная

42

Аналитическое тестирование по методике Н.А. Алексеевой по физике на английском языке

Внутришкольная

Очная

43

2020-2021 учебный год

Международный онлайн конкурс Фоксфорд

Международный

Онлайн

36

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Техника и технология»

Всероссийская

Очно

56

Республиканский конкурс «Кулунчук» по физике среди учащихся 5-7 классов

Республиканский

Онлайн

38

Республиканская интернет-викторина по физике, посвященная ко Дню рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева

Республиканский

Онлайн

27

Инженерный бой «Юный техник»

Внутришкольная

Дистанционный

46

        Кратко о конкурсных мероприятиях:

        Международный онлайн конкурс Фоксфорд дает возможности:

- бесплатного участия с возможностью выиграть ценные призы;

- возможность выполнять задания в любое время;

- нестандартные задачи на основе школьной программы;

- возможность проверить свои силы на заданиях базового и повышенного уровней;

- соревнование с участниками из 44 стран;

- дипломы, грамоты, сертификаты;

- онлайн рейтинг участников.

        Многопрофильная инженерная олимпиада Звезда проводится по ряду предметов и направлений для учащихся 6-11 классов. Соревнование проходит в два этапа по естественным наукам (математика и физика) и по направлению «техника и технологии». Отборочный этап проходит очно в школах, на площадках вузов-организаторов, региональных площадках или в заочной форме в онлайн-режиме. Финал проводится очно в вузах-организаторах олимпиады и на региональных площадках.

Республиканская олимпиада по физике «Механика и термодинамика» Физико-технического института для обучающихся общеобразовательных (10 – 11 кл) и специальных средних профессиональных организаций в рамках многопрофильной инженерной олимпиады СВФУ им. М.К. Аммосова. Основная цель олимпиады по физике «Механика и термодинамика» ФТИ СВФУ им. М.К. Аммосова – формирование интереса у молодежи к инженерной деятельности и их мотивация к поступлению на технические направления подготовки и специальности Физико-технического института и других институтов (факультетов) СВФУ.

Республиканская интернет-викторина по физике среди учащихся 7-9 классов, посвященная ко Дню рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева. Цель Викторины: вовлечение детей Республики Саха (Якутия) в общественную жизнь региона, направленную на укрепление государственности и единства народов Республики (Саха (Якутия) в составе Российской Федерации.

Турнир имени М.В. Ломоносова – ежегодное многопредметное соревнование по математике, физике, астрономии и наукам о Земле, химии, биологии, истории, лингвистике, литературе. Цель Турнира — дать участникам материал для размышлений и подтолкнуть интересующихся к серьёзным занятиям. Задания ориентированы на учащихся 6–11 классов. Можно, конечно, прийти и школьникам более младших классов (только задания для них, возможно, покажутся сложноватыми) – вообще, в Турнире может принять участие любой школьник. Программа во всех местах проведения Турнира одинакова.

Республиканский конкурс «Кулунчук»  проводится с целью развития и поддержки интереса младших школьников к изучению физики. В отличие от олимпиад участниками конкурса могут быть все желающие учащиеся 5-7 классов. Конкурс не предполагает предварительного отбора и последующего отсева участников. Конкурс проводится в один и тот же день через интернет. Каждый участник выполняет задание самостоятельно. Участникам конкурса предлагается задание из 30 вопросов. Каждый вопрос содержит 5 вариантов ответа, среди которых только один правильный. Объём и содержание задания не предполагают его полного выполнения. В задании допускаются вопросы, не входящие в программу обучения. Самостоятельная и честная работа над заданием – главное требование к организаторам и участникам конкурса. Предусматривается дисквалификация участников и учреждений образования, нарушивших данное требование. Игру-конкурс «Кулунчук» организует городское методобъединение учителей физики, соорганизаторами являются управление образования города Якутска и НО "Целевой фонд будущих поколений РС(Я)".

Инженерный бой «Юный техник» организуется с целью выявления талантливых школьников, проявляющих интерес к проектно-исследовательской деятельности и достижениям науки и техники в области технологий и материалов для экстремальных условий работы, повышения их образовательного, профессионального, научного уровня и развития творческой активности. Принять участие могут учащиеся 9-11 классов. Команды состоят из 4-х человек. Участники должны иметь базовые знания в области физики, математики, химии, биологии и астрономии, уметь ориентироваться в научных темах, грамотно и адекватно доказывать свою позицию, уметь аргументировать свое мнение и выступать перед публикой.

Ежегодно в лицее проводится аналитическое тестирование по авторской методике Н.А. Алексеевой по физике на английском языке. Автор методики убеждена, что для будущих инженеров важно профессиональное владение техническим научным английским языком. Данное тестирование проводится с целью мониторинга освоения навыков использования научных терминов и умения использовать их в решении физических задач.

Результаты участия в конкурсных мероприятиях различного уровня

Информация о победителях и призерах в различных конкурсных мероприятиях в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету

Таблица 11

Динамика результативного участия учащихся на олимпиадах

ФИ участника

Класс

Наименование мероприятия

Уровень мероприятия

Статус

2018-2019

1

Бессонов Вячеслав

8

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Техника и технология»

Всероссийский

Победитель

2

Инхеев Артур

8

Победитель

3

Соловьева Регина

8

Победитель

4

Попова Алина

8

Диплом 2 степени

5

Чемоханова Валерия

9

Диплом 3 степени

6

Львова Изабелла

11

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Техника и технология»

Всероссийский

Диплом 3 степени

7

Ноговицына Александра

11

Диплом 3 степени

8

Платонов Валерий

11

Диплом 3 степени

9

Потапова Лена

10

Диплом 3 степени

10

Старостина Алина

11

Диплом 3 степени

11

Чайковский Виталий

11

Победитель

12

Стрюкова Вера

11

Победитель

13

АдександровАйхал

7

Северо-Восточная олимпиада школьников по физике

Республиканский

Призер

14

Данилов Семен

7

Призер

15

Софронова Кристина

7

Призер

2019-2020

1

Ксенофонтова Людмила

11

Республиканская олимпиада по Механике и термодинамике

Республиканский

Призер

2

Осипов Данил

11

Призер

3

Проценко Антонина

10

Призер

4

Бессонов Вячеслав

11

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Техника и технология»

Всероссийский

Диплом 3 степени

52020-2021

1

Павлов Назар

10

Республиканская олимпиада Дьогур

Республиканский

Победитель

2

Охлопкова Мария

10

Призер

3

Кононов Борис

10

Призер

4

Степанов Михаил

10

Призер

5

Михалева Оксана

10

Призер

6

Шарапова Карина

10

Призер

7

Ильина Айталина

10

Республиканская олимпиада Дьогур

Республиканский

Призер

8

Иванов Иван

10

Призер

9

Говоров Михаил

10

Призер

10

Хван Александр

10

Призер

11

Николаев Валентин

10

Призер

12

Терентьева Виктория

9

Победитель

13

Адамова Виктория

9

Победитель

14

ЛитвинцеваСардаана

9

Призер

15

БаишевАйтал

9

Призер

16

Архипова Дарья

9

Призер

17

Романова Луина

9

Призер

18

Саввина Регина

9

Призер

19

Скрябина Юлиана

9

Призер

20

Иванов Владислав

8

Призер

21

Павлов Богдан

8

Призер

22

Тарасова Яна

8

Призер

23

Васильева Кира

7

Победитель

24

Герасимов Денис

7

Победитель

25

Крыловецкий Тимур

7

Призер

26

Винокуров Эдуард

7

Призер

27

Филиппова Снежана

7

Призер

28

Софронова Кристина

11

Северо-Восточная олимпиада школьников по физике

Республиканский

Призер

29

Степанов Михаил

10

Многопрофильная инженерная олимпиада Звезда по профилю Техника и технология

Всероссийский

Диплом 2 степени

30

Павлов Назар

10

Диплом 3 степени

31

Кононов Борис

10

Диплом 3 степени

32

Проценко Антонина

11

Диплом 3 степени

33

Колпаков Артем

5

Республиканская олимпиада «Кулунчук» по физике среди 5-7 классов

Республиканский

Победитель

34

Плотникова Диана

5

Призер

35

Хван Алексей

6

Победитель

36

Петров Артем

6

Призер

37

Бессонов Леонид

6

Призер

38

Герасимов Денис

7

Победитель

39

Анемподистов Георгий

7

Призер

40

Крыловецкий Тимур

7

Призер

41

Герасимов Денис

7

Республиканская олимпиада по физике среди 7-9 классов, посвященная Дню рождения народному учителю СССР М.А. Алексеева

Республиканский

Победитель

42

Трофимова Айкуо

7

Призер

43

Иванов Альберт

8

Призер

Результаты участия во всероссийской олимпиаде школьников

        

На Всероссийской олимпиаде школьников (ВОШ) учитель Тарасова Н.М. готовит учащихся по дисциплинам “Физика” и “Астрономия”, а также принимаем участие в республиканской политехнической олимпиаде. На муниципальный этап выходят победители и призёры школьного этапа текущего года и победители и призёры олимпиады “Сириус” и муниципального этапа ВОШ прошлого года.

Рис. 3.2 - Результаты участия школьников на ВОШ

Как видно из диаграммы количество победителей и призёров муниципального этапа ВОШ из года в год возрастает. На региональный этап ВОШ выходят не все призёры, а лишь те, кто набрал нужное количество баллов. Из вышедших на региональный этап ВОШ примерно 25% становится призёром. В таблице 3.3 представлена информация о призёрах.

Таблицв 12

Информация о победителях и призерах ВОШ за последние 3 года

ФИ участника

Класс

Наименование мероприятия

Уровень мероприятия

Статус

2018-2019

1

Бессонов Вячеслав

8

Муниципальный этап ВОШ по астрономии

Муниципальный

Призер

2

Скрыбыкина Виталина

11

Призер

3

Александров Айхал

7

Муниципальный этап ВОШ по физике

Муниципальный

Призер

4

Фролов Федор

11

Призер

5

Ноговицына Александра

11

Призер

6

Парников Эрдан

9

Муниципальный этап ВОШ по политехнической олимпиаде

Муниципальный

Призер

7

СлепцоваДайаана

11

Призер

8

Чайковский Виталий

11

Призер

9

Платонов Валерий

11

Призер

10

Стрюкова Вера

11

Призер

2019-2020

1

Фролов Владимир

9

Муниципальный этап ВОШ по физике

Муниципальный

Призер

2

Ильина Айталина

9

Муниципальный этап ВОШ по политехнической олимпиаде

Муниципальный

Призер

3

Степанов Михаил

9

Призер

4

Хван Александр

9

Призер

5

Проценко Антонина

10

Призер

6

Латышев Михаил

10

Призер

7

Иннокентьева Тамара

10

Призер

8

Кириллин Роман

11

Призер

9

Бессонов Вячеслав

11

Призер

10

Говоров Михаил

9

Муниципальный этап ВОШ по астрономии

Муниципальный

Призер

11

Бессонов Вячеслав

11

Призер

12

Бессонов Вячеслав

11

Региональный этап ВОШ по астрономии

Региональный

Призер

2020-2021

1

Латышев Михаил

11

Муниципальный этап ВОШ по политехнической олимпиаде

Муниципальный

Призер

2

Рожин Артем

11

Призер

3

Хван Александр

10

Призер

4

Степанов Михаил

10

Призер

5

Шарапова Карина

10

Призер

6

Охлопкова Мария

10

Призер

7

Михалева Оксана

10

Призер

8

Уаров Капитон

9

Призер

9

Терентьева Виктория

9

Призер

10

Адамова Виктория

9

Призер

11

Проценко Антонина

11

Муниципальный этап ВОШ по физике

Муниципальный

Призер

12

Хван Александр

10

Призер

13

Павлов Назар

10

Призер

14

Адамова Виктория

9

Призер

15

Попов Илья

8

Призер

16

Рожин Артем

11

Муниципальный этап ВОШ по астрономии

Муниципальный

Призер

17

Латышев Михаил

11

Призер

18

Иннокентьева Тамара

11

Призер

19

Иванов Иван

10

Призер

20

Говоров Михаил

10

Призер

21

Крыловецкий Тимур

7

Победитель

22

Хван Александр

10

Региональный этап ВОШ по физике

Региональный

Призер

Системная  диагностика на выявление потребностей для адресной работы с различными категориями обучающихся

На начало учебного года проводится диагностический контроль уровня формирования компетенций, по результатам которого распределяем обучающихся по уровням сформированности успешности обучения (рис. 4.1).

Как видно из рис.4.1 на начало учебного года отсутствуют обучающиеся с высоким уровнем сформированности успешности обучения физике, вместо этого высокий процент у диаметрально противоположного уровня (низкий уровень).

Рис. 4.1 – Уровень сформированности успешности обучения на начало учебного года

Н.М. Тарасова создали три временные группы. В первую группу входят учащиеся с низким уровнем сформированности успешности обучения физике, во вторую группу входят учащиеся с высоким уровнем, и в третью группу вошли те, кто показал средний уровень.

Необходимо также отметить то, что в первую группу вошли учащиеся, поступившие в наш лицей в этом учебном году. В нашем лицее обучение ведется только по 1 профилю – техническому, поэтому после 9-го класса многие учащиеся переходят в другие школы (выбирают другой профиль обучения) или поступают в колледж. Поэтому ежегодно сталкиваемся с проблемой разноуровневой подготовки учащихся.

По результатам диагностического контроля уровня сформированности компетенций 4 учащиеся с высоким уровнем, 10 учащихся со средним уровнем и 8 учащихся показали низкий уровень сформированности успешности обучения.

Дальнейшее обучение организовано по индивидуальным образовательному маршруту. В течении обучения, системно проводится тематический мониторинг знаний умений оьучающихся. В процессе обучения обучающийся может перейти на более высокий уровень, так если в начале со слабым уровнем знаний было 5 обучающихся, то к концу года в этой группе обучается только 1 обучающийся:

Рис. 4.2 – Рост уровня сформированности успешности обучения (1 группа)

Обучающихся с высоким уровнем успешности обучения принято называть одаренными.

Одаренный ученик должен обладать помимо индивидуальных способностей, суммой знаний, умений и навыков. Чаще встречается специальная одаренность, т.е. одаренность к определенному направлению деятельности и реже – общая одаренность к разным видам деятельности.

В классе встречается от 1-5 учащихся, кто знает больше, чем учебный материал, умеет больше, чем требуется, у такого обучающегося сформирован навык самообразования.

Результаты реализации программы для адресной работы с различными категориями обучающихся

Результатом  адресной работы учителя являются итоги Всероссийской проверочной работы по физике (7 класс) и Единого государственного экзамена по физике (11 класс).

Талица 13

Анализ Всероссийской проверочной работы по физике

Год

Класс

Кол-во

Оценка «2»

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

2018-2019

7

12

-

2

4

6

2019-2020

7

16

-

5

7

4

2020-2021

7

10

-

-

3

7

Из таблицы видна динамика качества усвоения пройденного материала за 7 класс. Н.М. Тарасова учит только 7,10-11 классы. Поэтому на таблице представлены результаты ВПР только 7 класса.

Таблица 14

Анализ итогов Единого государственного экзамена по физике

Год

Кол-во

выпускников

Кол-во сдавших

ЕГЭ по физике

36-52

53-67

68-100

2017-2018

24

24

0

9

15

2018-2019

17

17

8

7

2

2019-2020

28

28

4

17

8

Доказательством повышение мотивации является участие в конкурсах и олимпиадах. Так как наша школа с профилирующим уклонам к техническим наукам наши обучающиеся участвуют в олимпиадах по физики, астрономии, а также по политехнической олимпиаде, отраженные в критериях 2 и 3.

Использование в практике работы учителя образовательных технологий, способствующих высокой мотивации к учению, способности к творческому саморазвитию, критическому и системному мышлению, межличностному взаимодействию и сотрудничеству.

На своих уроках Надежда Михайловна Тарасова использует методическую систему формирования успешности обучения физике с использованием личностно-ориентированного подхода с применением синергетических приёмов работы.

Таблица 5.1

Таблица 15

Образовательные технологии, применяемые на уроках физики

Современные образовательные технологии и методики

Описание внедрения технологий и методик

Результат использования технологий и методик

1.

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности учащихся по их решению

Развитие мыслительных способностей, творческое усвоение знаний и способов деятельности

2.

Дифференцированный подход к обучению

Система разноуровневых заданий

Освоение учебной программы всеми учащимися

3.

Проектные методы обучения

Работа над индивидуальными и групповыми проектами

Раскрытие творческого потенциала учащихся

4.

Использование в обучении игровых методов

Использование занимательных заданий

Повышение интереса к обучению

5.

Обучение в сотрудничестве

Организация

Расширение познавательных задач; повышение эффективности обучения; сплочение и развитие ученического коллектива

6.

Информационно-образовательные технологии

Использование компьютерных технологий

Повышение эффективности образовательного процесса

7.

Здоровьесберегающие технологии

Проведение физкультминуток

Соблюдение СанПиН

Применение этих технологий способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный уровень интереса, развивает навыки самостоятельной работы, дает в руки учителя инструмент для индивидуальной работы с учащимися, для педагогического творчества. 

Методическая система успешности обучения физике представляет собой совокупность целей, критериев и подходов, обусловленные механизмами реализации и систематическим контролем, при котором обучающиеся реализуют имеющиеся у них способности.

Методическая система формирования успешности обучения каждого ученика основана на следующих принципах

. Использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения в педагогической деятельности

        Учителем Н.М. Тарасовой применяются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

        Н.М. Тарасова в педагогической деятельности применяет разные технологии в образовательном процессе, которые предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика, его подготовки.

Таблица 16

Современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики

Современные образовательные технологии и методики

Описание внедрения технологий и методик

Результат использования технологий и методик

1.

Комплексные кейс-технологии.

Каждый кейс представляет собой завершенный программно-методический комплекс, где все материалы взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

- Возможность обучения в индивидуальном темпе, самостоятельно определяя время и скорость изучения дисциплин.

- Гибкость и свобода, предоставляемая технологий, позволяет учащимся сформировать индивидуальную программу, наполненную теми дисциплинами, которые, по мнению учащегося, наиболее важны для изучения.

- Технологичность. Использование в образовательном процессе современных и актуальных технологий.

- Комфортные условия для творческого самовыражения каждого учащегося.

2.

Компьютерные сетевые технологии

Использование разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников, виртуальных лабораторных работ и электронной методической литературы, которые учащиеся могут пользоваться в процессе обучения.

- Самостоятельное усвоение знаний.

– Доступность. Возможность обучаться вне зависимости от времени и места нахождения.

- Мобильность. Процесс взаимодействия с педагогом осуществляется при необходимости и по конкретному вопросу.

Использование ИКТ

- Для дистанционного обучения платформы Я класс;  Фоксфорд; Учи ру.

- для онлайн уроков платформы zoom;discord.

Прогнозирование результатов внедрения и реализации различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

Таблица 17

Прогнозирование результатом внедрения и реализации различных образовательных технологий

Образовательные технологии

Прогнозируемый результат

Системно-деятельностный подход

  • Качественное усвоение пройденного материала обучающимися;
  • Формирование УУД.

Проблемное обучение

  • Развитие у обучающихся критического мышления;
  • Умение находить решение в критических ситуациях;
  • Умение анализировать и делать выводы из предложенной информации.

Дифференцированный подход в обучении

  • Возможность обучающимся усваивать материал на собственном уровне и получить среду для дальнейшего развития.

Проектная деятельность

  • Обучающийся включается в научно-исследовательскую деятельность;
  • Учиться работать в команде.

Дистанционные технологии

  • Повышается ИКТ компетенции обучающихся;
  • Формируются умения добывать, анализировать и вычленять главноую информацию в среде Интернет.

. Демонстрация лучшей педагогической практики (транслирование лучшего опыта, проведение мастер-классов, выступление на семинарах, совещаниях и конференциях, публикации в СМИ  и т.п.) на различных уровнях

Н.М. Тарасова систематически транслирует опыт работы, участвуя на различных семинарах, конференциях, публикую опыт работы на различных уровнях.

Таблица 18

Перечень мероприятий, в которых учитель распространил свой опыт

Название мероприятия

Уровень мероприятия

Тема доклада (публикации)

Подтверждающий документ

“The Strategies of Modern Scince Development”, North Charleston, USA

Международный

Experimental inquiry as a tool for raising students’ interest in leaning physics

Публикация в материалах конференции

Электронный научный журнал «Современные проблемы науки»

Всероссийский

Методика обучения учащихся решению экспериментальных задач по физике

Публикация в журнале

Научно-методический электронный журнал «Концепт»

Всероссийский

Обучение физике в профильных классах путем решения экспериментальных задач

Публикация в журнале

Всероссийская научно-практическая конференция с элементами научной школы «Синергетика в образовании»

Всероссийский

Обобщенные приемы решения экспериментальных задач

Сертификат участник и диплом победителя

Н. Алексеева Инновационная образовательная система обучения 5-6 и 9 лет.

Всероссийский

Самые активные участники всех проводимых олимпиад

Публикация в монографии Н.А. Алексеевой

Профессиональное сообщество

Образовательная социальная сеть nsportal

Всероссийский

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны

Свидетельство о публикации

Профессиональное сообщество

Образовательная социальная сеть nsportal

Всероссийский

Технологическая карта индивидуальной работы

Свидетельство о публикации

Профессиональное сообщество

Образовательная социальная сеть nsportal

Всероссийский

Рабочая программа по физике  класс

Свидетельство о публикации

Сентябрьское совещание работников образования Намского улуса «Перспективы и возможности развития системы образования в новых условиях»

Республиканский

Эффективные методы и приемы обучения на уроках естественно-математического цикла

Сертификат о распространении опыта

Информационно-методический электронный журнал «Столичное образование»

На уровне муниципалитета

Компетенции, формируемые на уроках физики

Публикация в журнале

Городские Слепцовские педчтения

На уровне муниципалитета

Ключевые моменты в подготовке ЕГЭ по физике

Сертификат о распространении опыта

Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях

Таблица 19

Участие в профессиональных конкурсах

Наименование конкурсного мероприятия

Уровень мероприятия

Подтверждающий документ

1

XII Международная профессиональная олимпиада учителей «Профи – 2019»

международный

сертификат участника

2

Всероссийское тестирование «Педэксперт» по направлению оценка уровня квалификации педагогов по профилю Физика

всероссийский

диплом победителя

3

Деловая игра «Профи-учитель»

республиканский

справка участника

Тарасова Н.М. систематически участвует в деловой игре Профи-учитель, организуемый Министерством образования и просвещения Республики Саха (Якутия).

        В 2019-2020 учебном году приняла участие в XII Международной профессиональной олимпиаде учителей «Профи-2019» по физике, где на заключительном этапе заняла 97-ое место среди 695 учителей физики. Организатор олимпиады НИУ ВШЭ.         В отборочном этапе данного конкурса для учителей принимали участие 8500 учителей со всех регионов Российской Федерации и стран СНГ, ближнего зарубежья. Во второй тур вышли около 4000 учителей физики. Данный конкурс проходит каждые 3 года.

        Во Всероссийском тестировании «Педэксперт» по направлению оценка уровня квалификации педагогов по профилю Физика Н.М. Тарасова заняла 1 место.

        Н.М. Тарасова успешно участвует в деловой игре «Профи-учитель».

Участие в работе экспертно-аналитического сообщества, предметных экзаменационных комиссий, предметных жюри  на различных уровнях.

Таблица 20

Участие в работе экспертно-аналитического сообщества

Экспертно-аналитическое сообщество

Уровень участия

1

Эксперт регинальной предметной комиссии ЕГЭ по физике

регинальный

2

Организатор и член жюри республиканской олимпиады “Кулунчук” по физике среди 5-7 классов

республиканский

3

Член жюри муниципального этапа всероссийскй олимпиады школьников по физике

муниципальный

4

Член жюри муниципального этапа всероссийскй олимпиады школьников по астрономии

муниципальный

5

Член жюри муниципального этапа всероссийскй олимпиады школьников по политехническому направлению

муниципальный

6

Член экспертной комиссии астрономического турнира, посвященного к 60-летию полета человека в космос

муниципальный

7

Член экспертной комиссии Физико-технического института СВФУ по педагогическому направлению

муниципальный

Наличие программы профессионального саморазвития или профессионального роста        

С момента работы в МОБУ “Технический лицей Н.А. Алексеевой” Н.М. Тарасова внедряет динамическую методическую электронную систему Н.А. Алексеевой в образовательном процессе. Тема её самообразования “Методическая система формирования успешности обучения физике в средней школе”.

Таблица 6.4

Анализ самообразования

Мероприятия

Сроки

Достигнутый результат

Изучение научно-педагогической и методической  литература по теме самообразования

2016-2017

Изучены научно-педагогческая и методическая литература

Констатирующий этап

2016-2017

Изучение передового опыта российских и зарубежных учителей физики

Создание модели методической системы формиования успешности обучения физике в средней школе

2016-2018

Разработала цельи задачи, определены принципы,  составлены обобщенные приемы, принят план работы с одаренными детьми и план коррекционной работы с отстающими учащимися

Педагогический эксперимент

2017-2019

Проведен и апробирована методическая система формирования успешности обучения физике в средней школе

Внедрение метолдической системы формирования успешности обучения физике в средней школе

2019- по сей день

Ведется работа по внедрению методической системы формирования успешности обучения физике в средней школе

Данная методическая система формирования успешности обучения физике базируется личностно-ориентированный подход, заключающийся:

-  в обучении и воспитании в духе сотрудничества и сотворчества учителя и ученика;

- в стимулировании познаний в любых видах учебной деятельности в форме поддержки и одобрения;

- в удовлетворении потребностей и интересов обучающихся;

- в знании и учете индивидуальных особенностей обучающихся;

- в успешном обучении обучающихся на доступном для них уровне;

- в чутком отношении к чувствам и переживаниям, возможность видеть и развивать способности обучающихся;

- в создании образовательных условий, при которых учитель помогает школьникам выработать собственное мнение, умения применить усвоенные знания и способы деятельности.

В отличие от традиционного метода обучения, ограниченного фиксированными параметрами условий обучения и широким разбросом результатов, данная методическая система основана на вариации и дифференциации заданий, что должно способствовать полному усвоению учебного материала всеми обучающимися.

Тема самообразования оформлена как магистерская диссертация и защищена в 2019 г на кафедре “Методики преподавания физики” Физико-технического института ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Электронная версия автореферата и диссертации хранятся в фонде электронной библиотеки СВФУ

Подтверждаю подлинность данных                                                           Н.А. Алексеева

Директор МОБУ «Технический лицей

Н.А. Алексеевой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Смирновой Светланы Георгиевны

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний». Вопросы формирования познавательной активности уча...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики Бойтуновой А.В.

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Проектно-исследовательская деятельность по физике"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...


 

Комментарии