Тарасова Надежда Михайловна

сайт учителя физики

Ствол должен быть гибким, а корни крепкими.

Профессия: Учитель физики

Профессиональные интересы: Методика преподавания, демонстрационные эксперименты

Увлечения: Спорт

Страна: Россия

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: Якутск

Место работы: МОБУ "Технический лицей Н. А. Алексеевой "

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nadezhda-tarasova-mihaylovna

О себе

Стаж 21 год

Награды; Отличник образования РС(Я) 2011 г.

квалификационная категория: высшая

Моё портфолио

Из опыта работы с одарёнными детьми

Тарасова Надежда Михайловна

 

Одаренные дети – это те, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющие внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

До работы лицее, ошибочно представляла, что в лицеях и гимназиях учатся только одаренные дети и работают исключительно одаренные учителя. Предполагала, что одарённые учителя создают условия для полного раскрытия и реализации потенциала ученика.

С 2013 года, начав работу в МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой», убедилась в ошибочностимоих представлений. Нина Афанасьевна Алексеева – человек с неординарным мышлением, учитель-новатор, философ, талантливый педагог, автор Динамической электронном методической системы (ДЭМС). Открыла свою школу в недалёкие1990-ые годы. Нина Афанасьевна не раз отмечала, что её цель заключается в развитии интеллектуальных способностей у всех учащихся. Методика не разрешает учителю обособлять кого-то из учащихся, выделять из массы олимпиадников и готовить их отдельно к конкурсам и олимпиадам. Согласно методике Н.А. Алексеевой учитель должен учить, давать знания так, чтобы в классе не было отстающих, добиваться качества обученности, повышения мотивации, создание здоровой конкуренции в классе. Всё это требует от учителя постоянного саморазвития, самообразования. Являясь автором собственной методики Н.А. Алексеева систематически учит своих учителей различным приёмам и методикам работы с учащимися с разным уровнем знаний.

Я предполагала, что буду учить одаренных детей и проблем с обучением физике у меня не будет. Согласно методике Н.А. Алексеевой учитель не даёт знания в готовом виде, а должен создать условия для развития интеллектуальных способностей всех учащихся. Вот в этом и заключается ключ методики. Достичь успешности обучения у всех. Естественно, в каждом классе учащиеся работают с разными скоростями. Тем более если каждый год в классе приходят новые ученики с других школ. Как достичь успешности в этом случае? Как добиться, чтобы равнодействующая силы имела вектор, направленный на развитие?

Эти вопросы меня мучали в течение первого года. Я не всё понимала, но делала, так как учит Нина Афанасьевна. И действительно, интерес у лицеистов появился с первых же уроков, а с течением ещё некоторого времени появились учащиеся, которые успешно участвовали на различных олимпиадах. Ещё через какое-то время появились и те, кто параллельно учился в заочной физмат школе МФТИ, и появились первые высокобалльники на ЕГЭ.

Чтобы заинтересовать учащихся физикой подходим к обучению с другой стороны. Мы не учим дисциплину «Физика», мы учим окружающий нас мир, физические явления и процессы. Когда учим новое физическое понятие мы не читаем и не конспектируем параграф, учитель не дает знание в готовом виде,а вместо этого проводим ряд опытов (можно демонстрировать, а лучше фронтально, чтобы каждый делал сам). Когда ученик проводит опыт самостоятельно, то у него появляется интерес и мотивация повышается. Вдохновлённый мотивированный ученик может заняться самообразованием дополнительно, расширяя свои знания и спектр умений.

Нина Афанасьевна считает, что заниматься поиском одарённых детей ошибка. По её мнению все дети одарённые. Все в чём-то выделяются. Надо только это подметить и развивать.Лишь те знания, которые выношены самим человеком, останутся с ним навсегда.

Можно всё время решать типовые задания, тогда умения превратятся в навык и ученик будет «успешным» на фоне отстающих учащихся, но такой подход ошибочный. Решение только типовых задач развивает шаблонное мышление. Необходимо расширить границы изучаемого материала, дать возможность ученику самостоятельно выразить своё «Я», ощутить «крылья за спиной». Для этого надо каждый раз усложнять задания, подходить к составлению заданий творчески.

Например, в 7 кл, после прохождения тем «Атмосферное давление» и «Давление жидкостей и газов» можно дать задание на определение давления на дно водоёма глубиной image. Ученик, мыслящий шаблонно, вычислит давление по формуле image, а думающий ученик он будет учитывать не только глубину воды, но атмосферное давление.

На своих уроках никогда не говорим про предстоящие контрольные работы, олимпиады и экзамены. Не проводим консультаций и дополнительных занятий. На олимпиадах учащиеся участвуют с базой знаний, полученных на уроке, к контрольным работам и экзаменам также не готовим. Наш девиз «Знающему ученику любые задачи решаемы».Для развития и расширения знаний ученик постоянно должен пытаться решать задачи, которые пока ему «не по зубам», стараться решить задачу разными способами, уметь свободно высказывать своё мнение и настойчиво отстаивать его. Такого ученика называют одарённым. Получается, Нина Афанасьевна права. Создавая специальные благоприятные условия мы развиваем интеллектуальные способности достигаем уровня одарённости. Автор ДЭМС всегда подчёркивает, что мы должны постоянно под натачивать остроту ума, подкачивать гибкость и быстроту мышления.

Важную роль также играет создание здоровой конкуренции в классе. Для этого не надо быть чрезмерно требовательным. Высокие требования наносит вред ученику – приводят к понижению мотивации и к потере интереса, понижается чувство собственного достоинства. Также нельзя постоянно хвалить ученика, так как он привыкает к похвале и к славе и при малейшей ошибке или неудаче ученик теряет равновесное состояние. С учениками надо быть честным, всегда придерживаться данного слова и принципов.

Учитель должен постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, должен постоянно обновлять методическую базу, развивать мастерство и быть гибким. Работать над собой, значить, постоянно решать задачи, повышая сложность, увеличивая разнообразие и расширяя тематические границы. Например, я, прежде всего, сама решаю задачи различными способами, потом даю задание своим ученикам.

Одним из важных моментов в работе с одаренными детьми – это работа с родителями. Родители могут подогревать тщеславие своего ребёнка, а тот в свою очередь, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения со сверстниками. Поэтому учитель должен быть также хорошим психологом.

В своей педагогической деятельности:

  1. постоянно наблюдаю за учащимся, так как не проявление интереса к изучаемой теме приводит к нарушению поведения ученика;
  2. систематически провожу квесты с интересными увлекательными заданиями, рассчитанные для учащихся с разным интеллектуальным уровнем;
  3. при составлении заданий избегаю шаблонных типовых заданий;
  4. всегда прислушиваюсь к мнению учащихся, даю возможность дополнить сказанное учителем;
  5. перед каждым новым месяцем ставлю новые цели и новые горизонты, расширяя границы знаний и умений учащихся.

Мне очень повезло работать в техническом лицее Нины Афанасьевны Алексеевой. Под её чутким руководством достигла больших успехов в обучении физике. Заслуга моих учеников – это прежде всего заслуга методики. Проработав 7 лет в лицее убедилась в том, что реализация  ДЭМС в педагогической деятельности имеет результативность и приводит к высокому качеству обученности.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы