Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны
учебно-методический материал по теме

Босоногова Нина Андреевна

Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны «Организация практической деятельности учащихся на основе компетентностного подхода в обучении информатике и математике».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики и информатики

МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»

Босоноговой Нины Андреевны

Информационный раздел обобщения опыта

Тема педагогического опыта «Организация практической деятельности учащихся на основе компетентностного подхода в обучении информатике и математике»

Актуальность и перспективность опыта

Необходимостью сегодняшнего дня является возрастающая личностная автономия с высокими степенями свободы и принципами гуманизации. Становится все более востребованным само жизненное творчество личности, которое определяется способностью уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться. В ситуации динамичного социально-экономического развития анализ запросов местного сообщества, учащихся и изменившийся заказ государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования. Компетентностно-ориентированный подход определяет и повышение качества общего образования. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школ, в их способности решать проблемы, обеспечить новое качественное образование должен компетентностный подход.

Практическая значимость состоит в том, чтобы молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение этих технологий объясняется  необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Этого можно добиться, используя компетентностный подход в обучении  математике и информатике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. Этот подход имеет очень практическую и очень практичную философию и направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций. Иными словами, обучающийся должен не только получить некий массив знаний и отработать совокупность умений – по завершении обучения он должен мочь и хотеть делать то, ради чего все обучение и затевалось.

Работая над проблемой «Организация практической деятельности учащихся на основе компетентностного подхода в обучении информатике и математике», использую различные виды деятельности, каждый из которых по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их творческую мысль. Работая в соответствии с современными требованиями, владею формами и методами активного обучения, использую на уроках коллективную, групповую и индивидуальную работу с учащимися.

   Концептуальность

В концептуальных подходах к современной подготовке школьников компетентностному,  практико-ориентированному подходу в обучении отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у детей  такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Этот подход ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости и целеустремленности. Если ученик получит в школе навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Урокам информатики отводится роль для развития информационной компетенции.  Однако учебный процесс можно построить  так, чтобы каждая группа  компетенций заняла свое место на уроке информатики. Чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом, что каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания.  На уроках информатики очень удачно осуществляется практико-ориентированное обучение. Обучение школьников в условиях постоянного доступа к ЭВМ обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильном формулировании заданий для ЭВМ у школьников очень скоро обнаруживает состояние власти над “умной машиной”. Это придает им уверенности, возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках информатики такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые учителем наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

Теоретическая база опыта

Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека.  Немаловажную роль в этом процессе  занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

В основу построения практико-ориентированной системы развития компетенций обучающихся на уроках информатики были положены основные принципы, сформулированные О.Е. Лебедевым:

  • способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта;
  •  дидактически представленный социальный опыт решения проблем как основное содержание образования.

Таким образом, становится очевидной тенденция усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности обучающихся, активизация обучающихся в образовательном  процессе - это значит, ребенок должен сам искать, исследовать, строить свое знание.

Поэтому мною создана методическая база (раздаточный, дидактический материал, мультимедийные презентации) для использования на уроках математики и информатики для 5-11 классов, разработаны практические и лабораторные работы по информатике для 8-11 классов.

Для обеспечения образовательного процесса на основе Программ для общеобразовательных учреждений: «Математика, 5-11 кл.» (Сост. Бурмистрова Т.А.) и «Информатика и ИКТ, 2-11 кл.» (Сост. ), - разработаны рабочие программы для каждого класса.

В работе используется:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. ―3-е изд. ― М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  4. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar .
  5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  7. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
  8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013.
  9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2011.
  10. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008.
  11. Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.. Математика. 6 класс: Мнемозина, 2010г.
  12. Жохов В.И.. Преподавание математики в 5 – 6 классах/ М.: Просвещение, 2011 .
  13. Жохов В.И., Крайнева Л.Б.. Контрольные работы по математике в 5 — 6 классах/ М.: Просвещение, 2011.
  14. Чесноков А.С., Нешков К.И.. Дидактические материалы по математике 6 класс/ М.: Просвещение, 2012.
  15. Ершова А.П., Голобородько В.В.. Математика 6: Самостоятельные и контрольные работы/ М.: Просвещение, 2010.
  16. Арутюнян Е.Б., М.В.Волович, Ю.А.Глазков, Г.Г.Левитас. Математические диктанты для 5 – 9 классов/ М.: Просвещение, 2010.
  17. Алгебра - 8: учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2012.
  18. Алгебра — 9: учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2013.
  19. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С.Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2013.
  20. Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. — М.: Просвещение,  2013.
  21. Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2011.
  22. Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2011.
  23. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2012г.
  24. Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов - М: Просвещение»,2007.
  25. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  26. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2013.
  27. Олимпиадные задания по математике./ авт.-сост. С.П. Ковалёва. – Волгоград: «Учитель», 2012.
  28. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- 13-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
  29. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7-9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2011.
  30. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение,  2012.
  31. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград: «Учитель», 2013.

Ведущая педагогическая идея

    Сущность педагогической идеи заключается в разработке путей повышения знаний, умений, навыков учащихся на основе  компетентностного,  практико-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. При этом используются различные пути актуализации опыта ребенка, дальнейшего обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.

Оптимальность и эффективность средств

В настоящее время идея компетентностного подхода вызывает острую дискуссию как среди ученых, так и среди педагогов. Большинство авторов (А.М. Аронов, В.С. Безрукова, А.Н. Дахин, П.В. Симонов, В.М. Шепель и др.) склонны считать компетенцией абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности, связанный с качественным освоением содержания образования, т.е. с позиций компетентностного подхода, компетенция есть цель образования. Компетентность же – обобщенные способности личности, результат образования. 

Компетентностный подход не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений. Я бы выделила пять основных технологий, имеющих возможность реализации компетентностного подхода: модульная, игровая, проектная, ИКТ, технология КСО. Учащиеся определяют цели и задачи, порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Кроме того, ученик может анализировать свои ошибки, обнаружить проблемы, критически оценить свою деятельность. У учеников формируются навыки, позволяющие продолжить дальнейшее обучение в ВУЗах региона и за его пределами. Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты, вся полученная информация обрабатывается с помощью компьютера. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Своей задачей считаю создать для любого ребенка ситуацию успеха, не оставляя места скуке и страху ошибиться – того, что тормозит развитие.

Результативность опыта

-Повышается познавательная активность на уроках (из пассивного слушателя в активного участника);

- Высокое усвоение УУД на уроке;

- Формируются личностные компетенции.

Опыт показывает, что реализация технологии исследования дает положительные результаты, стимулирует самостоятельность  и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса.

Уровень успеваемости, благодаря использованию данной инновационной технологии, составляет 100%, качество знаний по математике колеблется от 44% до 59%, по информатике — от 40% до 100%. Результаты представлены в таблице:

классы

         качество знаний (%) по  математике

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

5

52

46

58

6

52

47

7

47

47

8

59

9

32

10

44

11

50

55

классы

         качество знаний (%) по информатике

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

8

73

79

59

58

40

9

72

56

79

61

42

10

83

100

71

77

11

57

91

100

86

в форме ГИА (9 кл.) по информатике:

  - в 2010-2011 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, качество знаний - 50%, средний балл – 4,0.

  - в 2011-2012 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, качество знаний - 66 %, средний балл – 3,8.

   - в 2012-2013 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, качество знаний - 100 %, средний балл – 4,2.

в форме ЕГЭ (11 кл.)

     по математике:

     -  в 2010-2011 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, средний балл – 51.

 -  в 2012-2013 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, средний балл – 57.

   по информатике:

     -  в 2012-2013 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, средний балл – 47.

Результаты внеурочной деятельности представлены в таблице:

Название

мероприятия

Год

Ф. И. ученика

Класс

Результат

Муниципальный уровень

1

Муниципальный этап предметных олимпиад

(информатика)

2009-2010

Подгорнов Евгений

9

призер

2

Муниципальный этап предметных олимпиад

(математика)

2012-2013

Ежов Сергей

11

победитель

3

Муниципальный конкурс фотогазет «А город этот необыкновенный»

2011

Босоногова Марина

7

призер

4

Муниципальный конкурс видеороликов «Как живешь, ветеран?»

2012

Босоногова Марина

8

участник

Республиканский уровень

1

Республиканский этап предметных олимпиад

(математика)

2012-2013

Ежов Сергей

11

участник

2

Открытая республиканская олимпиада по информатике для учащихся 6-8 классов

2011

Босоногова Марина

6

призер

2012

Рачкова Ольга

Шукшин Сергей

7

8

участник

участник

2013

Жиличкина Ирина

Тулаев Дмитрий

Спирюгова Анастасия

7

7

8

участник

участник

участник

     3

Республиканский очно-заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Интеллект будущего»

2011

Босоногова Марина

7

участник

2013

Павлова Оксана

7

участник

4

Республиканский конкурс учащихся ОУ «Мир творчества в информации, технике и цифрах»

2014

Жиличкина Ирина

Павлова Оксана

Спирюгова Анастасия

8

8

9

участник

участник

участник

5

Республиканский этап IX Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

2012

Босоногова Марина

9

призер

6

Московский международный форум «Одаренные дети» номинация «Компьютерный мир»

2010

Босоногова Марина

6

участник

2011

Босоногова Марина

7

призер

Межрегиональный уровень

1

Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ»

2012

Жиличкина Ирина

Тулаев Дмитрий

Павлова Оксана

Марков Юрий

Дедина Мария

Ежов Сергей

Рожкова Ольга

Голденкова Наталья

6

6

6

6

10

10

11

11

призер

участник

участник

участник

участник

призер

призер

участник

2013

Жиличкина Ирина

Тулаев Дмитрий

Павлова Оксана

Обманкина Арина

Дедина Мария

Ежов Сергей

7

7

7

8

11

11

призер

участник

участник

участник

участник

участник

2

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада «Авангард»

2011

Жиличкина Ирина

Громова Екатерина

Тулаев Дмитрий

Кругляков Александр

Павлова Оксана

Филькин Сергей

Попова Татьяна

6

6

6

6

6

6

6

6

призер

призер

призер

призер

призер

участник

участник

Российский уровень

1

Всероссийский конкурс «КИТ — компьютеры, информатика, технологии»

2010-2011

Босоногова Марина

Колемачкин Дмитрий  Рожкова Ольга  

7

10

11

призер

призер

призер

2011-2012

Босоногова Марина

Ежов Сергей

8

10

призер

призер

2012-2013

Босоногова Марина

Баранов Алексей

Нагаец Карина

9

11

11

призер

призер

призер

2013-2014

Обманкина Арина

Босоногова Марина

7

10

призер

призер

2

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

2014

Босоногова Марина

Волков Максим

10

5

Призер

призер

3

Всероссийская сверхпрограммная предметная олимпиада «Олимпус» по математике

2013

Купряшкин Федор

Чуприна Марина

Обманкина Арина

Байкова Юлия

Павлова Оксана

Филькин Сергей

Тулаев Дмитрий

Попова Татьяна

6

6

6

6

7

7

7

7

призер

участник

участник

участник

призер

участник

участник

участник

2014

Кормышова Татьяна

Артамошкина Юлия

Водякова Наталья

Рачков Дмитрий

Миронов Александр

Жиличкина Ирина

Павлова Оксана

Тулаев Дмитрий

5

5

5

5

5

8

8

8

Победитель

победитель

победитель

призер

призер

победитель

победитель

призер

4

Всероссийская сверхпрограммная предметная олимпиада «Олимпус» по информатике

2013

Босоногова Марина

Миронова Наталья

Спирюгова Анастасия

9

8

8

победитель

участник

участник

2014

Ушакова Александра

Фомичева Светлана

Печнова Татьяна

Шарин Артем

Спирюгова Анастасия

8

8

8

8

9

победитель

призер

призер

участник

призер

5

Всероссийский Интернет-проект «Школу будущего строим вместе» конкурс мультимедиа проектов

2011

«Команда №3»

(Босоногова Марина, Колдина Ирина, Зайцева Марина)

8

участник

6

Интернет-олимпиада школьников по информатике

2013

Босоногова Марина

Подгорнов Дмитрий

Горбунов Олег

10

10

10

грамоты за хорошие результаты

Работая по проблеме «Организация практической деятельности учащихся на основе компетентностного подхода в обучении информатике и математике», можно сделать вывод о том, что достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям, повышается интерес учащихся к предметам «Математика» и  «Информатика и ИКТ», явно просматриваются межпредметные связи. После окончания школы учащиеся владеют прочными навыками и знаниями, оговоренными в стандарте. Увеличилось число учащихся, продолжающих после школы свое образование в вузах по специальностям, связанным с компьютером, математикой, информатикой, информационными технологиями.

Возможность  тиражирования

Накопленный опыт работы  по проблеме «Организация практической деятельности учащихся на основе компетентностного подхода в обучении информатике и математике» пропагандируется  на республиканских, районных семинарах и конференциях, открытых уроках, школьном сайте (http://kovschool3.ucoz.ru/index/bosonogova_nina_andreevna/0-42) и на личном сайте в социальной сети работников образования (http://nsportal.ru/bosnina).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны

Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики». Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под...

обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»

в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя математики...

Описание инновационного педагогического опыта учителя математики

Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в ...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....