Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны
статья по теме

 

Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики».

 Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это  направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и собственного  «я».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск

Мокшиной Елизаветы Валериановны

Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики».

 Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это  направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и собственного  «я».

1. Актуальность и перспективность опыта.
             Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Согласно Конвенции о правах ребенка образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка. Системы поддержки талантливых детей в рамках Образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает необходимость создания творческой среды для умственного, нравственного, эмоционального развития личности. Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, развитию креативного мышления, формированию их творческого потенциала.

2. Концептуальность. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека,  креативно мыслящего и способного к непрерывному обучению.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, научиться     ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
Приёмы развития мыслительной деятельности, используемые мной - это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют учащихся к активному и творческому мышлению.  С целью приобретения учащимися глубоких и прочных знаний  использую такие активные методы обучения, как «Мозговой штурм», «Деловая игра», «Анализ конкретных ситуаций», а  также познавательные методы мотивации: создаю проблемные ситуации, использую творческие задания.

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. Такие уроки провожу в конце четверти или в начале,  в предпраздничные или в праздничные дни. По структуре он может быть  уроком изучения нового или повторения,  обобщения или комбинированным. Такие уроки появились как урок развития интереса, ликвидации пробелов в знании, как урок конкурс, урок защиты идей, презентаций. На таких уроках легко осуществляется личностно – ориентированный подход к учащимся. Бывают уроки, когда учащиеся сами определяют и формулируют новые понятия, а также цель урока. Мне остается только поставить "точку над и".  Также  появляется возможность эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Провожу уроки-лекции, семинары. Темы в таком случае  даю крупными блоками, объединяющими  несколько вопросов.    Первоначальное ознакомление происходит сразу же на вводном уроке. На всех последующих уроках тема рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. Происходит многократное возвращение к изученному материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Таким образом,      каждый  крупный блок состоит из следующих этапов: усвоение, закрепление и углубление знаний и контрольно-оценочный.

На уроке применяю интеллектуально - тренинговые игры или игровые моменты: викторина,  угадай-ка, веселый счет и многие другие. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить творчески, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что они учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием.
 Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать,  тренироваться в устном счете, решать нестандартные задачи,   головоломки. Длительное время наблюдаю и убеждаюсь в том, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм. Подбираю их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие свойства и качества школьников они воспитывают. В своей совокупности игры способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений, воспитанию  наблюдательности, обоснованности, привычки к самопроверке, доводить начатое дело до конца. Развивающие игры требуют и осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Поэтому следует соблюдать принцип от простого  к сложному. Для более эффективного  развития математических способностей у учащихся  использую задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы, софизмы, нестандартные задачи и проблемные ситуации.

Уроки-соревнования основываются на групповой деятельности учащихся, что является средством воспитания коллективизма. Соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе.  Чаще всего такие уроки провожу в 5 и 6 классах.

      К.Ф. Гаусса в свое время высказал мысль о том, что «математика наука для глаз, а не для ушей». Использую это крылатое выражение для развития  мышления и воображения. С это целью провожу урок решения задач на готовых чертежах,  в том числе выполненных  учащимися. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур.  

                                                                                                                                      Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю задания такие, как закончи предложение, задания выбор ответа, истинности или ложности высказывания.

3. Наличие теоретической базы опыта.
        Работаю над проблемой: «Развитие творческого мышления  учащихся при изучении  математики». Мышление представляет   активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка   информации  . Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт,    оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний. Синонимом к понятию «продуктивное мышление» является термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное. Синонимом к репродуктивному мышлению служит термин словесно-логическое или рецептивное. Термин «творческое мышление» обозначает высшую ступень мыслительной деятельности,  открытие  принципиально новых  знаний, законов - нечто оригинальное, не имеющее аналога. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу  в течение урока. При этом роль учителя вижу в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.       Все это побуждает меня к поиску педагогических технологий   по  проблем  развития творческого мышления учащихся  . Мною разработаны поурочные конспекты, дидактические материалы,   проверочные и тестовые работам,  конспекты открытые уроки. На уроках использую ИКТ. Данной проблеме посвящен ряд моих выступлений на заседаниях кафедры учителей физики, математики и информатики и педагогического совета учителей лицея:  «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики», «Нестандартные формы обучения на уроках математики», «Работа с трудными учащимися», «Работа с неуспевающими учащимися». В своей работе я  стремлюсь к организации индивидуальных темпов усвоения материала, к "овладению технологией главнейших умственных операций: анализом, синтезом, абстрагированием, сравнением и обобщением".

4. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея моей работы вижу в том, чтобы научить ученика понимать то, о чем говорит сам, и что говорят другие, научить творчески мыслить,  овладевать фундаментальными знаниями. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы  развития мышления для решения логических, практических и нестандартных задач. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, конкурсах и т.п. И наоборот, участие в различных математических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, побуждают интерес к самой математике.

5. Оптимальность и эффективность средств. При подготовке к уроку, добиваясь наилучшего результата обучения, использую следующие методы контроля знаний: - устный опрос учащихся у доски;- контрольный устный счёт;    практическая работа;  обучающие и контролирующие самостоятельные работы;  математический диктант;  контрольная работа;  тестовые задания. В старших классах практикую:  зачеты;  контрольные опросы;   сообщения;  рефераты.

Технологии проблемного обучения.

Развить творческое мышление, заинтересовать  математикой, привести к «открытию» математических фактов возможно только при условии использования на занятиях задач нестандартных, а также задач, требующих  оригинальности и изобретательности. А в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления учащихся. Знакомство с математикой начинаю не со счета, а со сказки, загадки, т.е. с проблемы, чтобы уже у младшего школьника развивалось творческое.  Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков. Поэтому выбираю задачи - проблемы, зависящие  от наличия у школьников исходного минимума знаний.  Даю возможность учащимся самим искать путь ее решения, давая общие указания о направлении поиска. Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределенности,  возникают ошибки. Такие ошибки не страшны, надо добиться понимания причин, породивших ошибки, и способов их преодоления. Проблемные ситуации и другие принципы развития творческого мышления должны быть реализованы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей мышления. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации, в процессе практических действий с реальными предметами. У маленьких детей это «мышление руками». На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление.    На третьей, высшей, ступени развития ведущую роль в мыслительной деятельности приобретает  абстрактно-теоретическое мышление.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей паре или в группе. Такую технологию применяю при закреплении изученного и  при повторении материала. Практическая значимость вижу в том, что она позволяет в короткий срок опросить почти весь класс. При этом каждый ученик пробует себя  в роли учителя и в роли отвечающего.  В каждой группе появляется свой лидер, тот ученик, к которому больше всех обращаются за помощью. Это  создает благоприятную обстановку на уроке. Ведь повышается уровень Я:  "сильные" утверждаются в своих способностях,  "слабые" получают возможность испытывать учебный успех,  избавиться от комплекса неполноценности, а также можно отметить высокую взаимопомощь в классе. Взаимопроверку и самопроверку провожу с целью  развития у ученика ответственности, формирования адекватная оценка своих возможностей. Каждый  из учеников имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.


 Здоровьесберегающие технологии обучения. Роль переключения внимания детей успешно выполняют физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Упражнения для физкультминуток подбираются с учетом характера занятия. Я использую различные виды физкультминуток:  физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые.

6. Результативность опыта. В результате использования вышеописанных подходов в изучении математики,  повышается качество знаний учащихся; формируется  способность к логическому мышлению; способность мыслить математическими символами; способность мыслить свернутыми структурами;    способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;  математическую направленность ума.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показателем, характеризующим творческое мышление, является: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Внешними результатами является успешное участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах. Ежегодно учащиеся участвуют в школьных, районных олимпиадах по математике, во всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру».

 Результаты участия моих учеников  в предметных олимпиадах, заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях в 2010-13 гг: IX международная олимпиада по основам наук (отборочный тур) – Диплом I

(2 ученика), Диплом II (2 ученика), Диплом III.  

II Всероссийская олимпиада по математике  - Диплом I степени.

III олимпиада МГУ им. Н.П.Огарева для школьников г.о. Саранск – Поощрительный отзыв жюри.  Международный конкурс «Кенгуру»  – Дипломы II степени (2 ученика), Диплом III степени.  Научно-практические конференции: «Первые достижения в науке» - школьный уровень:  Дипломы I степени (2 ученика), Дипломы II степени.

:  

.

6. Возможность тиражирования.

          В целях обмена опытом выступаю заседаниях МО и педсоветах. Участвую на семинарах. Провожу открытые уроки для коллег и учителей Республики Мордовия. Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал современным требованиям и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников. Мой инновационный  педагогический опыт представлен в сети «Интернет» на порталах:

  http://www.openclass.ru/user/506879

http://metodisty.ru/m/files/browse/album/faily_ot_mokshinaev/owner/mokshinaev

http://pedsovet.org/forum/member163355.html

http://nsportal.ru/user/51095

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=343307

http://www.proshkolu.ru/user/mokshinaev/folder/

http://www.numi.ru/

http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=mokshinaev

http://mokshinaev.pedgazeta.ru/mydocs.php

http://mokshinaev.pedmir.ru/mydocs.php

www.prodlenka.org/ ,www.konkyrs.org

http://easyen.ru/

http://www.zavuch.info/

http://infourok.ru/  

http://fossa.net.ru/index/8-4229


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны

Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны «Организация практической д...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя математики...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики Люлевой О.В.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка РМ Люлевой Ольги Васильевны.Проблема, над которой я р...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...