Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики
статья по алгебре (6 класс) на тему
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики МКОУ «Новиковская СОШ»
Бийского района Алтайского края
Дороховой Светланы Владимировны
Методическая тема, над которой работаю «Использование проблемного метода обучения на уроках математики».
Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.
Применение мной технологии проблемного обучения на уроках способствует развитию у учащихся творческого мышления, повышает уровень заинтересованности в изучении предмета математика, приводит к «открытию» математических фактов. Этому способствует использование на занятиях задач нестандартных, а также задач, требующих оригинальности и изобретательности. А в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления учащихся. Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков. Поэтому выбираю задачи - проблемы, зависящие от наличия у школьников исходного минимума знаний. Даю возможность учащимся самим искать путь ее решения, давая общие указания о направлении поиска. Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределенности, возникают ошибки. Такие ошибки не страшны, стараюсь всегда добиться понимания причин, породивших ошибки, и способов их преодоления.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания – для меня очень важно. Дать ребёнку веру в свои силы,– это главное, что должен сделать учитель. Считаю задачей учителя воспитание человека убежденного, энергичного, умеющего любить и работать, мужественного и стойкого, с развитым умом, чутким сердцем и твёрдой волей.
Для решения этих задач основными принципами своей деятельности считаю:
- индивидуализация обучения;
- дифференцированный подход;
- сотрудничество;
- гуманизм в общении.
Свободно ориентируюсь в современных концепциях обучения и воспитания, что позволяет мне адаптировать программу для учащихся с учётом государственных стандартов образования второго поколения.
Осуществляю комплексное планирование дидактических и воспитательных задач, дифференцированный и индивидуальный подход.
Умело использую средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода, подбираю для отдельных учащихся задания, отличающие при общем содержании разной степенью трудности, чтобы каждый ребёнок испытал радость открытия.
Для стимулирования активной и осознанной деятельности учащихся в условиях непрерывности процесса обучения включаю школьника в планирование, организацию и проведение им учебно-познавательной деятельности.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, игровые технологии (уроки сказки, уроки-путешествия, сюжетные, деловые и ролевые игры), что позволяет мне активизировать внимание учащихся, повысить уровень работоспособности.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать, тренироваться в устном счете, решать нестандартные задачи. Наблюдая и убеждаюсь в том, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм В своей совокупности игры способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений, воспитанию наблюдательности, обоснованности, привычки к самопроверке, доводить начатое дело до конца.
В своей работе использую:
- урок-соревнование, который основывается на групповой деятельности учащихся, что является средством воспитания коллективизма. Соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе. Наиболее эффективны такие уроки в 5 и 6 классах.
- нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По структуре он может быть уроком изучения нового или повторения, обобщения или комбинированным. Такие уроки появились как урок развития интереса, ликвидации пробелов в знании, как урок конкурс, урок защиты идей, презентаций. На таких уроках легко осуществляется личностно – ориентированный подход к учащимся. Бывают уроки, в которых четко просматривается применение системно-деятельностного подхода в обучении, когда учащиеся сами определяют и формулируют новые понятия, а также цель урока. Мне остается только поставить "точку над и". Также появляется возможность эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Прививая, детям навыки совместной работы, применяю коммуникативные технологии, метод проектов (творческие, исследовательские индивидуальные и коллективные работы).
Использование проектно- исследовательской деятельности в преподавании предмета математики позволяет развить у обучающихся такие аспекты мыслительной деятельности как:
- Умение видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон);
- Умение выдвигать гипотезы (умение предвидеть события, простраивать перспективу дальнейшего развития событий);
- Умение ставить вопросы и находить на них ответы;
- Поиск информации по теме;
- Ориентировка в информационных источниках.
Для поддержания высокого уровня мотивации использую проблемные ситуации,
ситуацию успеха, ИКТ, технологию активного обучения.
Применение групповой технологии позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в паре или в группе. Такую технологию применяю при закреплении изученного и при повторении материала. Практическая значимость вижу в том, что она позволяет в короткий срок опросить почти весь класс. При этом каждый ученик пробует себя в роли учителя и в роли отвечающего. В каждой группе появляется свой лидер, тот ученик, к которому больше всех обращаются за помощью. Это создает благоприятную обстановку на уроке. Ведь повышается уровень Я: "сильные" утверждаются в своих способностях, "слабые" получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, а также можно отметить высокую взаимопомощь в классе. Взаимопроверку и самопроверку провожу с целью развития у ученика ответственности, формирования адекватная оценка своих возможностей. Каждый из учеников имеет возможность проверить, оценить, подсказать, корректировать, что создает комфортную обстановку.
Применение информационных - коммуникационных технологий способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по изучаемому предмету, существенно повышают уровень индивидуализации обучения. ИКТ позволяют более эффективно использовать учебное время на уроке и во многом облегчают работу учителя по технической подготовке заданий учащимся для самостоятельной и контрольной работы (изготовление карточек), позволяют сделать урок красочным, подать материал наглядно.
Всё это способствует активизации учебного процесса, изменяет у школьников психологический настрой к занятиям, делает учебно-воспитательный процесс увлекательным.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле., Возможности компьютера использую в следующих вариантах:
- полная или частичная замена деятельности учителя;
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование тренинговых программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование игровых и занимательных программ.
В своей практике я применяю следующие формы работы с использованием ИКТ:
- создание дидактического материала для урочных и внеурочных занятий;
- использование программного обеспечения непосредственно в учебном процессе;
- использование ресурсов Интернет.
Создание дидактического материала - это разработка с помощью компьютера разнообразного учебного материала, карточек-заданий для самостоятельной работы учащихся, вариантов контрольных работ, а также создание презентаций, электронных образовательных ресурсов. Для этого используются текстовый редактор Microsoft Word, графический редактор Microsoft Paint, редактор создания презентаций Microsoft PowerPoint. Разработала систему электронных тестов для оценки качества знаний учащихся 5-6 классов, которая была оценена на районом уровне в конкурсе ЭОР-2012 грамотой 2 место. Успешно применяю их в своей деятельности.
Адреса сайтов, которые я использую в своей работе:
- http://school-collection.edu.ru/ коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://mathege.ru/or/ege/Main открытый банк заданий по математике
- http://www.uchportal.ru/ учительский портал
- http://www.mathtest.ru/ математические тесты в режиме он-лайн
- и другие
Имею свой персональный сайт в сети Интернет по адресу http://nsportal.ru/svetln который регулярно обновляется. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить мотивацию и активность обучающихся, вызываемой своими интерактивными свойствами, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Грамотное применение ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования, вызывает интерес к изучению математики, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
При подготовке к уроку, добиваясь наилучшего результата обучения, использую следующие методы контроля знаний: - устный опрос учащихся у доски;- контрольный устный счёт; практическая работа; обучающие и контролирующие самостоятельные работы; математический диктант; контрольная работа; тестовые задания, как с использованием самоконтроль, так и взаимопроверки.
Тестовая технология помогает мне при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю задания такие, как закончи предложение, задания выбор ответа, истинности или ложности высказывания.
Ведущую педагогическую идею моей работы вижу в том, чтобы научить ученика понимать то, о чем говорит сам, и что говорят другие, научить не только творчески мыслить, но и овладевать фундаментальными знаниями. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы развития мышления для решения логических, практических и нестандартных задач. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, конкурсах и т.п. И наоборот, участие в различных математических соревнованиях, побуждают интерес к самой математике.
В результате использования вышеописанных подходов в изучении математики, повышается качество знаний учащихся; формируется способность к логическому мышлению; способность мыслить математическими символами; способность мыслить свернутыми структурами; способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли; математическую направленность ума. Внешними результатами является успешное участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах. Ежегодно учащиеся участвуют в школьных, районных олимпиадах конкурсах по математике.
За период моей педагогической деятельности мои ученики принимали участие в конкурсах различного уровня - это творческие конкурсы презентаций по математики, конкурсы кроссвордов, проектов, олимпиады и показали следующие результаты:
- Районный конкурс «Математика в моей жизни-2012» - Грамота 1 место.
- Районный конкурс проектов «Великий изобретатель природа» 2013- Грамота Победителя.
- Окружной конкурс мини-проектов 2013– Грамота 2 место.
- Районный конкурс исследовательских проектов 2014 – грамота.
- Всероссийская дистанционная олимпиада «Мультитест -2014» - Диплом победителя.
- Районный конкурс «МакКросс – 2014» - Грамота 2 место.
Чтобы воспитать гармонично развивающуюся личность с багажом знаний необходимым ученику для адаптации в окружающем мире после окончании школы, учитель сам должен непрерывно учиться. В процессе обучения буду:
- грамотно строить работу по предупреждению ошибок;
-проводить постоянный тренинг по предупреждению ошибок;
- уделять внимание целенаправленному повторению ключевых тем курса, предусмотренных программой;
- работать над улучшением качества обучения;
- углубленно изучать особенности инновационных образовательных технологий;
- изучать и обобщать опыт учителей, работающих в данном направлении.
Моя задача, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Моя позиция на уроке – позиция заинтересованного собеседника, который внимательно выслушивает каждое мнение, выражая при этом видимое удовлетворение от общения с учеником, поощряя их стремление высказаться, поддерживая в них убеждённость, что их мнение, суждение, вывод представляют интерес для меня.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека к непрерывному обучению.
Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, развитию креативного мышления, формированию их творческого потенциала, способности к анализу, синтезу, построения пути выхода из проблемной ситуации.
Практическая значимость моей педагогической деятельности, по моему мнению, заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, ставить перед собой задачи, находить пути их решения, научиться ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны
Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики». Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны «Организация практической д...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны
Развитие современного общества ставит перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики Люлевой О.В.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка РМ Люлевой Ольги Васильевны.Проблема, над которой я р...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны
Развитие современного общества ставит перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...