Публичное представление собственного педагогического опыта учителя обществознания МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Мамонкина Александра Ивановича.
опыты и эксперименты

Мамонкин Александр Иванович

Публичное представление педагогического опыта для аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_2015_god.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного   педагогического опыта учителя обществознания МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия

Мамонкина Александра Ивановича.

       Работаю учителем истории и обществознания с 1987 года.  В 1993 году окончил Мордовский ордена Дружбы народов госуниверситет имени Н.П.Огарева по специальности «История», с квалификацией историка, преподавателя истории и обществоведения.  Стаж  моей педагогической работы 34 года. Общий трудовой стаж 38 лет. Впервые аттестовался на первую квалификационную категорию в 1995г. В настоящее время- высшая квалификационная категория.

         Педагогическая проблема,  над которой работаю   -    «Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС общего  образования».

  Собственная  позиция: гуманитарное образование сегодня – один из наиболее сложных  и противоречивых  элементов системы образования. Оно необходимо для социальной памяти человечества  и является необходимым условием социализации и условием воспитания человека и гражданина. Гуманитарное образование способствует формированию у учащихся  собственных ценностных ориентаций и убеждений. Передо мной как учителем стоит задача научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала. Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающим собственными интересами и учебными возможностями. Учитель создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Современный уровень преподавания предметов гуманитарного цикла, в соответствии с ФГОС,  накладывает на  учителей большую ответственность. А на учителей истории и обществознания двойную ответственность. Мы должны не только стараться вызвать у учащихся устойчивый интерес к истории и воспитывать чувство патриотизма. На уроках истории и обществознания мы должны вырабатывать у учащихся умение обобщать и систематизировать полученную информацию, анализировать явления, процессы,   факты,   осуществлять   метапредметные,    межпредметные     и

внутрипредметные  связи,  определять,  формулировать  и  аргументировать

свою    точку    зрения,   осуществлять   оценочные   суждения,   выполнять

исследовательские работы. В связи с переходом на ФГОС перед нами, учителями помимо уже перечисленных задач поставлен и ряд новых.

  1. Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность  обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.

При решении проблемы активизации познавательной  деятельности, необходимы повышение теоретического уровня преподаваемого материала и параллельное обучение школьников методам познания,  самостоятельной работы.  Использование приемов и методов активизации обеспечивают не только субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышают качество образования, интерес, мотивацию. Активность учащихся является реакцией, методы, и приемы работы учителя  являются показателем его педагогического мастерства.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Активная познавательная деятельность на уроках истории позволит ученику в будущем самостоятельно и легко ориентироваться в современных условиях,  даст  опыт активной  творческой деятельности,  повысит адаптивные возможности личности в социальной среде за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки, подготовит  к межличностному и межкультурному сотрудничеству.   

3.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению. В своей практике использую методы:

- словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение);

- наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);

- практические (лабораторные и практические работы).

Каждый из них может быть и более активным, менее активным, пассивным.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Также использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

- активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;

-  прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

- прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

- прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы  учащихся. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся, используются также самодельные раздаточные дидактические материалы.

4. Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации и её решение.

5. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Задачи дифференцирую

Наглядные методы.

Практические методы.

1.Частично-поисковый лабораторный метод.

2.Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно использовать  также на внеклассных мероприятиях.

4.Результативность опыта

Активизация познавательного процесса дает результат в повышении           эффективности обучения истории и обществознания, способствует проявлению учениками интереса, самостоятельности и влияет на качество усвоения исторических и обществоведческих знаний и их практическое применение.

     Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у обучающихся сохраняется интерес к предмету история на протяжении всего школьного обучения. В старших классах учащиеся имеют навыки и исследовательской работы. Многие из моих учеников продолжают дальнейшее изучение предмета в ВУЗах.

Мне удалось добиться определенных результатов и сделать следующие выводы:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения истории и обществознания;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

• повысился уровень коммуникативной компетенции.

Успех во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.  Считаю, что главным результатом применения активных методов и приемов является то, что учащийся перестает быть пассивной стороной, а становится активным участником образовательного процесса, обретает опыт творческой деятельности и  готовность к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Применение активных методов приемов требует большего количества времени, чем обычное изложение школьного материала учителем.

Школьники должны обладать определенной эрудицией, поскольку отсутствие знаний, недостаточно высокий уровнь развития внимания, памяти, логического и абстрактного мышления не позволит им успешно обсуждать и решать  поставленные задачи.

От учителя требуется знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.

Следовательно, уроки по развитию творческих способностей учащихся с применением активных методов проводить труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане.

6.  Адресные рекомендации по использованию опыта     

 

      В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, провожу  предметные недели, выступаю на семинарах методического объединения, педагогических советах школы и родительских собраниях. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования ФГОС и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Программа по самообразованию Сагировой Ляйсан Ахнаповныучителя татарского языка и литературы МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района Республик

Программа  по самообразованию Сагировой Ляйсан Ахнаповныучителя татарского языка и литературы МБОУ  «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1»  Нижнекамского мун...

ПОЛОЖЕНИЕ внутренней жизни обучающихся казачьих кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

ПОЛОЖЕНИЕвнутренней жизниобучающихся казачьих кадетских классовМуниципального общеобразовательного учреждения«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»Лямбирского муниципального рай...

Представление педагогического опыта учителя эрзянского языка МБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Тутушкиной Марии Викторовны.

Представление педагогического опыта учителя эрзянского языкаМБОУ «Комсомольской средней общеобразовательной школы №1» Чамзинского муниципального района Республики МордовияТутушкиной Марии ...


 

Комментарии