Публичное представление собственного педагогического опыта учителя технологии МБОУ " Теньгушевская СОШ"
статья по технологии на тему

Никишова Наталья Николаевна

Из опыта работы учителя технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oyt_po_tehnologii.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя технологии МБОУ «Теньгушевская СОШ»

Никишовой Натальи Николаевны.

                    Развитие творческих способностей учащихся

на уроках технологии.

1.​ Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен​ствования учебно-воспитательного процесса.

Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, обновление школы должно проходить, согласно Закону РФ «Об образовании», прежде всего в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности, для формирования человека с новым уровнем сознания. Образование, отвечающее, согласно Конвенции о правах ребёнка, интересам, склонностям и запросам школьника, как свободной и самоопределяющейся личности, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. В современном информационном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении технологии переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий.

2.Развитие творческих способностей средствами предмета.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Тема «Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета» является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.

На протяжении многих лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.  

Работая по программе «Технология» я составила тематическое планирование так, чтобы максимально развить творческий потенциал учащихся. Поурочное планирование составляет систему, позволяющую обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим.

Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, своими идеями считаю:

1)творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

-   развиваю творческую активность учащихся;

-        включаю учащихся в творческую деятельность;

-        вношу проблемность в учебный процесс;

-        развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:

1)принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2)принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3)принцип приоритета творческой деятельности;

4)принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5)принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;

Творческая личность обладает следующими качествами:

-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся  минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.

Например, когда проводим разработку идей, выбираем варианты предлагаю выдвигать свои идеи от своего имени. Здесь учащиеся придумывают только свои модели.

В проекте при составлении «схемы обдумывания» предлагаю не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В своей работе опираюсь на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.

Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащихся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения –фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень –фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень –фартук с нагрудником, карманами, внесение более сложных элементов отделки. (аппликация, вышивка).

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, ИЗО и другие).

Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».

При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

К каждой теме составляю учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы.

Например:  При изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаю выполнить схему и процесс получения ткани творчески.

В 6-ом классе при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Оформление интерьера жилого помещения». где элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Получив оценку за выполненную работу, работы выставляем на выставку, а в конце года передаём в летний лагерь младшего звена для того, чтобы младшие школьники пользовались ими во время игры. Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.

При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески.

3. Анализ результативности.

Целенаправленная систематическая работа направленная на развитие творческих способностей учащихся на уроках дает положительные результаты:

- повышение интереса к изучению технологии

- повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.

Мои ученики активно принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии:

Год

Ф.И.обучающегося

класс

Этап олимпиады

Тип диплома

приказ

2015-2016

Милованов Кирилл

8

муниципальный

призер

№87 от25.12.2015г.

2015-2016

Никишов Александр

7

муниципальный

победитель

№87 от25.12.2015г.

2015-2016

Хлебин Александр

7

муниципальный

призер

№87 от25.12.2015г.

2015-2016

Орлов Виктор

7

муниципальный

призер

№87 от25.12.2015г.

2016-2017

Орлов Виктор

8

муниципальный

победитель

№119 от 22.12.2016 г.

2016-2017

Никишов Александр

8

муниципальный

призер

№119 от 22.12.2016 г.

За период 2015-2017 гг. имеются положительные результаты учащихся в проектно-исследовательской деятельности, Никишов А. является призером

II районной научно-практической конференции исследовательских работ

«Малая академия юных дарований», в секции «Дерзайте! Вы талантливы».

4.  Рекомендации по использованию опыта.

Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в своем образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей технологии и искусства Теньгушевского района, семинарах различного уровня. Выступаю на школьном методическом объединении учителей технологии и искусства с докладами, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, района, а также использую интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17» г. о. Саранск Викторовой Надежды Дмитриевны.

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий и материалов сети Интернет на уроках английского языка для повышения эффективности обучения»...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича

laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни,  физическому развитию посредствам уроков физической культуры  и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя мордовского (эрзянского) языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» Калинкиной Ольги Юрьевны...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики Хохловой ИА

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики Хохловой ИА...


 

Комментарии

Аладышева Татьяна Петровна

    Наталья Николаевна, Вы творчески работающий педагог. У Вас много идей, которые Вы воплощаете в жизнь. Дальнейших Вам успехов!