Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя обществознания МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Астайкиной Людмилы Дмитриевны
учебно-методический материал

Астайкина Людмила Дмитриевна

«Проектно-исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_opyt.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного  инновационного педагогического опыта

учителя обществознания  МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Астайкиной Людмилы Дмитриевны

 «Проектно-исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий».

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку школьников.

Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуальности детей и удовлетворения их разнообразных познавательных интересов успешно реализуются в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмкой», а организовать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

1. Актуальность и перспективность опыта.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Важно не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и необходимо научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Одним из приоритетов современного образования  является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.  Сложилось новое понимание цели образования: формирование у современного школьника  готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.

Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:

-    обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для  их достижения и оценивать результаты  этой деятельности;

- формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов  деятельности;

- формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

Учащиеся,  занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.

Гипотеза 

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков:

  •   Рефлексивные 
  •   Поисковые (исследовательские)
  •   Умения и навыки работы в сотрудничестве 
  •   Менеджерские
  •   Коммуникативные 
  •   Презентационные
  •   Умение аргументировать собственные высказывания
  •   Умение отвечать на незапланированные вопросы
  •   Умение понимать задания в различных формулировках и контекстах
  •   Умение находить требуемую информацию в различных источниках

Практическая значимость

Проектно-исследовательская деятельность направлена на самостоятельный поиск учащимися добывать новые знания,  новые понятия и способы действия; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к их  активному усвоению;  обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Проектная деятельность – метод, который  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова служат девизом для  моих участников проектной деятельности.

Роль учителя в проектной деятельности в том,  что он должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, и конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!».

Организация исследовательской деятельности учащихся в настоящее время рассматривается как мощная инновационная  образовательная технология. Поэтому от современного образования  требуется не простое фрагментарное  включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского подхода.

       

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения  проектной  технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обучения.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность
  • системность
  • открытость
  • перспективность
  • усиление практической направленности
  • обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда, учит по настоящему мыслить.

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. И важно, чтобы  эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если  творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.

3. Наличие теоретической базы опыта

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия такие как, например:

  1. Бычкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе.
  2.  Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности

3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии   обучения.

4. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.

А также я руководствуюсь работами И. Д. Чечиля, доктора педагогических наук, проректора по научно-методической работе и международной деятельности Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования РФ, в частности его статьи «Исследовательские проекты в практике обучения», опубликованной в журнале «Практика административной работы в школе» №6, 2003 г.

Правильно организованная проектно–исследовательская деятельность обучающихся и педагога на уроке и во внеурочное время способствует развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся  на уроках и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Навыки проектно-исследовательской деятельности я начинаю формировать постепенно. На начальных этапах считаю эффективными различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников то же связано с экспертизой, активным поиском правильного и более точного ответа.

Каждая творческая работа ученика – это положительные эмоции, ощущение себя в качестве первооткрывателя, исследователя, новый стиль общения. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

В своей практике я использую различные формы организации проектно - исследовательской деятельности  учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-конференцию, урок-исследование, урок-поиск, урок-защита идей, урок-ролевая игра и т. д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

-   в проекте должна быть решена какая - либо проблема;

-   проводится исследовательская работа;

-   проект выполняется самостоятельно учащимися;

-   учитель выполняет роль консультанта;

-   результаты проекта должны иметь практическую значимость;

-   в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед  началом работы     над  проектом  получают  инструкции:

1. требования к проекту;

2. методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект;

3. шкала баллов оценивания проекта.

 

6. Технология опыта.

Мною разработана  система  урочной и внеурочной вовлеченности учащихся в исследовательскую проектную деятельность, реализуются с использованием проектной технологии.  

Опыт  моей работы основан  на формировании информационной культуры учащихся, развитии логического мышления, творческого и познавательного потенциала.

Средствами достижения, формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках являются:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что  проектная деятельность в обучении предмету играет важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.

Применение метода проектной деятельности на уроках:

- во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

- во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

- в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);

- в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;

- в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

В процессе преподавания обществознания  проектный метод в обучении может быть реализован в различных формах:    

- мультимедийный продукт

-  бизнес-план

-  сценарий

- маршрут экскурсии и т.д.

В разработке исследовательской компетентности посредством проектной деятельности учитывается метапредметный подход к обучению: регулятивный, познавательный, коммуникативный.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.  Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог  создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью проектной деятельности.

7. Результативность опыта.

Использование проектной деятельности в обучении предмету ведёт к появлению следующих результатов:

• дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках, в практической деятельности;

• дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;

• учащиеся овладевают  знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне по предмету;

• у учащихся формируется представление о обществознании как о предмете, где каждому есть возможность выразиться;

• приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, анализируются полученные результаты;

• учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников;

• изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение;

• с исследовательскими и проектными работами учащиеся принимают участие в  муниципальных, республиканских, межрегиональных   конкурсах, участвуют в олимпиадах.

Достижения моих учащихся

Фамилия, имя учащегося

Класс

Название мероприятия/дата проведения

Уровень

Результат

Организатор

2012-2013 учебный год

Адушкин Ярослав

11

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

муниципальный этап

призёр

Отдел образования

Дудникова Юлия

6

Республиканский конкурс на знание истории государственной символики РФ

муниципальный этап

1 место

Дом детского творчества

Арапова Ирина

8

муниципальный этап

2 место

Дом детского творчества

Ромашкина Алёна

8

муниципальный этап

3 место

Дом детского творчества

Ишуткин Павел

9

Олимпиада по школьному краеведению

районный

участие

Отдел образования

Осипова Анастасия

10

Деловая игра по избирательному праву «Дебаты»

районный

3 место

ЦИК РМ

Фадеева Снежана

10

районный

3 место

ЦИК РМ

2013-2014 учебный год

Арапова Ирина

9

Общероссийская олимпиада школьников по ОПК

муниципальный тур

призёр

Отдел образования

Команда МБОУ «Шугуровская СОШ»

10-11

Игра «Брейн-ринг» по избирательному праву

районный

3 место

ЦИК РМ

Арапова Ирина

9

Конкурс творческих работ «Политические и государственные деятели Республики Мордовия и Большеберезниковского района»

районный

2 место

ЦИК РМ

2014-2015 учебный год

Арапова Ирина

10

Конкурс рисунков «Я рисую выборы»

районный

3 место

ЦИК РМ

Лакеева Мария

9

Форум «Одарённые дети», номинация «Успех моей будущей профессии»

республиканский

участие

Общероссийское общественное движение «Одарённые дети-будущее России»

2015-2016 учебный год

Арапова Юлия

7

 Конкурс рисунков и плакатов «Мы выбираем будущее»

районный

призёр

ЦИК РМ

Лакеева Мария

10

районный

призёр

ЦИК РМ

Лакеева Мария

10

Конкурс сочинений «Что такое выборы»

районный

1 место

ЦИК РМ

Аношкина Анастасия

5

Форум «Одарённые дети», номинация «Юные богословы»

республиканский

участие

Общероссийское общественное движение «Одарённые дети-будущее России»

Ромашкина Алёна

11

Олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву

республиканский

участие

ЦИК РМ

2016-2017 учебный год

Храмова Ника

8

Конкур рисунков «Я выбираю будущее»

районный

2 место

ЦИК РМ

Карпушкина Татьяна

9

районный

2 место

ЦИК РМ

Волкова Татьяна

10

районный

3 место

ЦИК РМ

Дудникова Юлия

10

Республиканская образовательная Интернет-викторина для школьников «История и культура мордовского края»

республиканский

призёр 2 степени

Поволжский центр культур финно-угорских народов

2017-2018 учебный год

Карпушкина Татьяна

10

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

муниципальный этап

призёр

Отдел образования

Дудникова Юлия

11

Межведомственный конкурс сочинений

республиканский

участие

Прокуратура РМ

Аношкин Николай

11

Конкурс «Юный дипломат» в рамках Программы МГИМО «Международная школа молодёжной дипломатии»

республиканский

участие

Международная школа молодёжной дипломатии

Ларькин Александр

9

Конкурс творческих работ «Каждый день горжусь Мордовией»

республиканский

1 место

Общественная молодёжная Палата при Государственном Собрании РМ

Аверьянова Татьяна

11

Всероссийский конкурс «Эколидер» в рамках Акции «Всероссийский экологический урок» «Сделаем вместе!»

муниципальный

победитель

Мордовский региональный отдел Партии «Единая Россия»

Аверьянова Татьяна

11

Конкурс творческих работ «Я голосую!», в номинации «Конкурс эссе»

республиканский

3 место

Мордовский региональный отдел Партии «Единая Россия»

2018-2019 учебный год

Карпушкина Татьяна

11

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

муниципальный этап

призёр

Отдел образования

Кулавская Эмма

7

Республиканский конкурс сочинений «Подвиг в датах и числах», посвящённый 74 годовщине Победы в ВОВ

республиканский

«Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945гг. МРПО «Поиск»

Аношкина Даша

6

Республиканский конкурс презентаций на родном языке «Моя малая Родина: история, культура, этнос, природа»

республиканский

Поволжский центр культур финно-угорских народов

8. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Проектно-исследовательская деятельность с использованием современных образовательных технологий, как и любой из методов обучения имеет как преимущества, так и недостатки:

- дефицит учебного времени

- неоднородность учащихся в классе

- не достаточное количество методической литературы по организации исследовательской деятельности

- перегрузка учащихся.

Исследовательская работа это объёмная, кропотливая работа, особенно, если это – поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.

В своей деятельности как учитель, стараюсь, чтобы проекты выполнялись самими детьми, а моя миссия  лишь контролировать и направлять работу. Очень важно оценить труд детей, поощряя заслуженными оценками и вниманием.

9. Возможность тиражирования опыта.

 Опытом своей работы я  делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, мастер классы, выступаю на конференциях муниципального и республиканского уровня, педагогических советах, семинарах и заседаниях  школьного и районного методического объединения учителей географии, истории и обществознания. С публикациями о представленном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на сайте https://nsportal.ru/astaykina-lyudmila-dmitrievna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Характеристика-представление на учителя информатики и математики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыреву Людмилу Анатольевну

Козырева Людмила Анатольевна в МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» работает с 1999 года после окончания в 1989 году МГПИ имени М.Е.Евсевьева по специальности «Математика и физика»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Алёшкиной Марины Николаевны

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....


 

Комментарии