Исследовательская работа Русский костюм в сказках А.С.Пушкина, подготовила ученица 6 класса МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2" Коптяева Татьяна
проект по литературе (6 класс) на тему

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравятся сказки А.С.Пушкина. Читая сказки Александра Сергеевича, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были изображены в других  костюмах.

Мне стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

 

Объект исследования:    русский народный костюм.

Предмет моего исследования:  сказки А.С. Пушкина.

Цель исследования:

·                   более подробно изучить сказки Пушкина;

·                    познакомиться с русскими костюмами;

·                    изучить детали костюмов;

·                    по мотивам сказок создать свой русский костюм;

·                    подготовить презентации, которые можно использовать на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

VI районная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги в науку»

                             

Исследовательская работа

Русский костюм в сказках

А.С.Пушкина

                                                                          Автор работы:

Коптяева Татьяна,

ученица  6 А класса

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Руководитель:

 Авдонькина Ирина Петровна,

 учитель русского языка и

литературы

 МБОУ«Инсарская СОШ №2»

                                                    Инсар 2014г

Содержание

Введение                                                                                        

Основная часть                                                                            

  1. Сарафан.
  2. Душегрейка.
  3. Головные уборы.
  4. Кафтан.
  5. Обувь.
  6. Украшения.

Заключение

Список литературы                                                            

Введение

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравятся сказки А.С.Пушкина. Читая сказки Александра Сергеевича, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были изображены в других  костюмах.

Мне стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

Объект исследования:    русский народный костюм.

Предмет моего исследования:  сказки А.С. Пушкина.

Цель исследования:

  • более подробно изучить сказки Пушкина;
  •  познакомиться с русскими костюмами;
  •  изучить детали костюмов;
  •  по мотивам сказок создать свой русский костюм;
  •  подготовить презентации, которые можно использовать на уроках литературы.

Основная часть

Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали  костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях.

  1. Сарафан

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«Лазурный пышный сарафан
        Одел Людмилы стройный стан...»

В словаре С.И. Ожегова я прочитала, что сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

      Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками.  Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

      Поверх рубахи одевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки.

      В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и  медными пуговицами.

Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Сарафаны с длинными и узкими рукавами назывались летниками.

      Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). 

Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог".    

      Основным цветом свадебного костюма был красный. „Красное" сливалось в понятии народа с „прекрасным", что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица", „красно солнышко", „красный угол". Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной".

Свадебный костюм был самым нарядным и красивым, его расшивали жемчугом и бусами.

  1. Душегрейка

В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.        

 В дорогой собольей душегрейке,
        парчовая на маковке
кичка,
        жемчуга  огрузили шею,
        на руках золотые перстни,
        на ногах красные сапожки»

Из словаря С.И. Ожегова:  «Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади».

       Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.

       Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрея.

В будние дни душегрейку заменяли  фартуком. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен.  

  1. Головные уборы

       Завершал наряд головной убор. Он  играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение.

       На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

      Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий          волосы – кичку.

Кичка  представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок - зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани.

Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками.

В разных областях головной убор называли по-разному: кичка, кика, сорока - рогатая, каблучок.

Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они  имели  твёрдую основу и нарядный верх.

(Кокошник от слова –«кокошь» - петух, «кичка» - утка.)

       Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

  1. Кафтан

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«И между тем она, Руслан,
        Мигала томными глазами;
         И между тем за мой
кафтан
          Держалась тощими руками; »

Из словаря С.И. Ожегова:  «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда»

       Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Простые мужские  кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I.

На Руси было много видов кафтанов.

Богатые люди  шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.

Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

  1. Обувь

     Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».  

Кожаная обувь была очень дорогой.

  1. Украшения

        Самым любимым женским украшением были серьги - посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос.

Заключение

      В ходе своего проекта узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания.

     В своей работе я старалась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в сказках Александра Сергеевича Пушкина.

Подготовила  презентацию, которую можно использовать на уроках

литературы.

2 кл.

- П.Ершов «Конёк – Горбунок»

- А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

-  А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

4 кл.

- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

-А. Ишимова «Славяне»

Результатом моей работы послужило создание своего русского костюма на кукле. Я сшила ей рубаху, красный сарафан – так как цвет красный славился в народе с цветом прекрасный, поэтому и получилось у меня, на мой взгляд, прекрасная девушка. На голову я изготовила кокошник, заплела одну косу, что подчеркивает молодость девушки. И еще, я подарила вторую жизнь своей кукле. Так получилось, что моя младшая сестренка, играя с ней, сломала. А я взяла головку куклы и приделала к обыкновенной пластиковой бутылке, что бы она ни падала, насыпала песку. Пришила ручки и одела. У меня получилась девушка в русском костюме, похожая на героиню из сказок А.С.Пушкина.

Список литературы

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,  

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России  ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Брун В., Тильке М., История костюма от древности до нового времени, М., Эксмо-

    пресс,1999

Использованы материала с сайтов:

 http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. artandphoto.ru

5. amaliatrice.livejournal.com

6. simvol-veri.ru



Предварительный просмотр:

VI районная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги в науку»

                             

Исследовательская работа

Русский костюм в сказках

А.С.Пушкина

                                                                          Автор работы:

Коптяева Татьяна,

ученица  6 А класса

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Руководитель:

 Авдонькина Ирина Петровна,

 учитель русского языка и

литературы

 МБОУ«Инсарская СОШ №2»

                                                    Инсар 2014г

Содержание

Введение                                                                                        

Основная часть                                                                            

  1. Сарафан.
  2. Душегрейка.
  3. Головные уборы.
  4. Кафтан.
  5. Обувь.
  6. Украшения.

Заключение

Список литературы                                                            

Введение

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравятся сказки А.С.Пушкина. Читая сказки Александра Сергеевича, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были изображены в других  костюмах.

Мне стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

Объект исследования:    русский народный костюм.

Предмет моего исследования:  сказки А.С. Пушкина.

Цель исследования:

  • более подробно изучить сказки Пушкина;
  •  познакомиться с русскими костюмами;
  •  изучить детали костюмов;
  •  по мотивам сказок создать свой русский костюм;
  •  подготовить презентации, которые можно использовать на уроках литературы.

Основная часть

Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали  костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях.

  1. Сарафан

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«Лазурный пышный сарафан
        Одел Людмилы стройный стан...»

В словаре С.И. Ожегова я прочитала, что сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

      Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками.  Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

      Поверх рубахи одевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки.

      В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и  медными пуговицами.

Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Сарафаны с длинными и узкими рукавами назывались летниками.

      Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). 

Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог".    

      Основным цветом свадебного костюма был красный. „Красное" сливалось в понятии народа с „прекрасным", что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица", „красно солнышко", „красный угол". Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной".

Свадебный костюм был самым нарядным и красивым, его расшивали жемчугом и бусами.

  1. Душегрейка

В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.        

 В дорогой собольей душегрейке,
        парчовая на маковке
кичка,
        жемчуга  огрузили шею,
        на руках золотые перстни,
        на ногах красные сапожки»

Из словаря С.И. Ожегова:  «Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади».

       Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.

       Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрея.

В будние дни душегрейку заменяли  фартуком. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен.  

  1. Головные уборы

       Завершал наряд головной убор. Он  играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение.

       На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

      Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий          волосы – кичку.

Кичка  представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок - зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани.

Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками.

В разных областях головной убор называли по-разному: кичка, кика, сорока - рогатая, каблучок.

Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они  имели  твёрдую основу и нарядный верх.

(Кокошник от слова –«кокошь» - петух, «кичка» - утка.)

       Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

  1. Кафтан

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«И между тем она, Руслан,
        Мигала томными глазами;
         И между тем за мой
кафтан
          Держалась тощими руками; »

Из словаря С.И. Ожегова:  «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда»

       Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Простые мужские  кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I.

На Руси было много видов кафтанов.

Богатые люди  шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.

Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

  1. Обувь

     Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».  

Кожаная обувь была очень дорогой.

  1. Украшения

        Самым любимым женским украшением были серьги - посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос.

Заключение

      В ходе своего проекта узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания.

     В своей работе я старалась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в сказках Александра Сергеевича Пушкина.

Подготовила  презентацию, которую можно использовать на уроках

литературы.

2 кл.

- П.Ершов «Конёк – Горбунок»

- А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

-  А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

4 кл.

- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

-А. Ишимова «Славяне»

Результатом моей работы послужило создание своего русского костюма на кукле. Я сшила ей рубаху, красный сарафан – так как цвет красный славился в народе с цветом прекрасный, поэтому и получилось у меня, на мой взгляд, прекрасная девушка. На голову я изготовила кокошник, заплела одну косу, что подчеркивает молодость девушки. И еще, я подарила вторую жизнь своей кукле. Так получилось, что моя младшая сестренка, играя с ней, сломала. А я взяла головку куклы и приделала к обыкновенной пластиковой бутылке, что бы она ни падала, насыпала песку. Пришила ручки и одела. У меня получилась девушка в русском костюме, похожая на героиню из сказок А.С.Пушкина.

Список литературы

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,  

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России  ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Брун В., Тильке М., История костюма от древности до нового времени, М., Эксмо-

    пресс,1999

Использованы материала с сайтов:

 http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. artandphoto.ru

5. amaliatrice.livejournal.com

6. simvol-veri.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на совещание директоров "Анализ учебной деятельности МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. С...

Развернутое тематическое планирование по родной литературе в 5 классе МБОУ «Налимская средняя общеобразовательная школа» Среднеколымского улуса (района) на 2017-2018 учебный год учитель:

    Оскуола5а литература уруогун сурун анала- уорэнээччи торообут тыл, фольклор уонна литература норуот духуобунай баайа, киһи өйө-санаата тобуллар, туругурар, майгыта-сигилитэ ситэр,...

Развернутое тематическое планирование по якутской литературе в 6 классе МБОУ "Налимская средняя общеобразовательная школа" Среднеколымского улуса (района) на 2016-2017 учебный год учитель: Винокурова Е.Р

Оскуола5а литература уруогун сурун анала- уорэнээччи торообут тыл, фольклор уонна литература норуот духуобунай баайа, киьи ойо-санаата тобуллар, туругурар, майгыта-сигилитэ ситэр, арыллар, истин, иьир...

Развернутое тематическое планирование по якутскому языку в 6 классе МБОУ "Налимская средняя общеобразовательная школа" Среднеколымского улуса (района) на 2016-2017 учебный год учитель: Винокурова Е.Р

5-9 кылаастарга саха тылыгар үөрэтиигэ үлэлиир программаны  Сахалыы оскуола программата,  Саха тыла,  5-11 кылаас,  Саха Республикатынааҕы Үөрэх министерствота 2000 сыллаахха бигэр...

Развернутое тематическое планирование по якутской литературе в 7 классе МБОУ "Налимская средняя общеобразовательная школа" Среднеколымского улуса (района) на 2016-2017 учебный год учитель: Винокурова Е.Р

Саха литературатыгар 2 сүһүөххэ үлэлиир программа.Үлэлиир программа “Норуот айымньыта уонна литература», 5-11 кылаас ,Дьокуускай,1996с. Саха республикатын Үөрэҕин министерствота бигэргэппи...

Развернутое тематическое планирование по якутскому языку в 7 классе МБОУ "Налимская средняя общеобразовательная школа" Среднеколымского улуса (района) на 2016-2017 учебный год учитель: Винокурова Е.Р

7-9 кылаастарга саха тылын үөрэтиигэ үлэлиир программа5-9 кылаастарга саха тылыгар үөрэтиигэ үлэлиир программаны  Сахалыы оскуола программата,  Саха тыла,  5-11 кылаас,  Саха Респу...