Рабочие программы класс(география)
рабочая программа по географии

рабочие программы 5-9 класс(2019)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6_geo.docx32.5 КБ
Файл 7_geo.docx37.23 КБ
Microsoft Office document icon 8_geo.doc107 КБ
Microsoft Office document icon 9_geo.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Чичканская основная  общеобразовательная школа»
 Комсомольского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании педсовета учителей

Протокол № ---- от --------------- г

Утверждаю
Директор:  ____________________       Гибатдинова А.Г.
Приказ №---- от --------------------- г

Рабочая учебная программа

по географии для 5-6  класса

на 2018-2019учебный год

(предметная область «Общественно-научные предметы»)

                                                                                            Учебную программу разработала

 учитель географии

   Курицына Ольга Юрьевна

д. Чичканы, 2018

Планируемые результаты освоения предмета география

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

ЛИЧНОСТНЫЕ: овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: сформирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основан на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

 умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность;

определять её  цели и задачи; выбирать средства   и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Содержание предмета география в 5-6 классе

Что изучает география (4 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы  № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (6 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (9 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практическая работа №6.Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговый (1 ч)

Тематическое планирование предмета география для 5 класса

№ п\п

уроков

Тема уроков

Наименование раздела

1

Мир, в котором мы живем

Что изучает география

2

Науки о природе

 

3

География-наука о Земле

 

4

Методы географических исследований

 

5

Повторительно-обобщающий урок

 

6

Географические открытия древности

Как люди открывали Землю

7

Важнейшие географические открытия

 

8

Открытия русских путешественников

 

9

Повторительно-обобщающий урок

 

10

Как древние люди представляли себе Вселенную

Земля во Вселенной

11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

 

12

Соседи Солнца

 

13

Планеты -гиганты и маленький Плутон

 

14

Астероиды.Кометы.Метеоры.Метеориты.

 

15

Мир звезд.

 

16

Уникальная планета-Земля

 

17

Современные исследования космоса

 

18

Повторительно-обобщающий урок

 

19

Контрольная работа

 

20

Стороны горизонта

Виды изображения поверхности Земли

21

Ориентирование

 

22

План местности и географическая карта

 

23

Повторительно-обобщающий урок

 

24

Как возникла Земля

Природа Земли

25

Внутреннее строение Земли

 

26

Землетрясения и вулканы

 

27

Путешествие по материкам

 

28

Вода на Земле

 

29

Воздушная одежда Земли

 

30

Живая оболочка Земли

 

31

Почва-особое природное тело

 

32

Человек и природа

 

33

Повторительно-обобщающий урок

 

34

Итоговая контрольная работа

 

35

Резерв

 

Тематическое планирование предмета география для 6 класса

№ п\п

Уроков

Тема уроков

Наименование раздела

1

Открытие, изучение и преобразование Земли

Введение

2

Земля-планета Солнечной системы

3

Понятие о плане местности

Виды изображений поверхности Земли

4

Масштаб

5

Стороны горизонта. Ориентирование.

6

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

7

Составление простейших планов местности

8

Форма и размеры Земли

9

Географическая карта

10

Градусная сеть на глобусе и картах

11

Географическая широта

12

Географическая долгота.Географические координаты.

13

Изображение на физических картах высот и глубин.

14

Земля  и её внутреннее строение

Строение Земли. Земные оболочки

15

Движение земной коры . Вулканизм

16

Рельеф суши.Горы.

17

Равнины суши

18

Рельеф дна Мирового океана

19

Вода на Земле

20

Части Мирового океана.Свойства вод океана

21

Движение воды в океане

22

Подземные воды

23

Реки

24

Озера

25

Ледники

26

Атмосфера:строение,значение,изучение

27

Температура воздуха

28

Атмосферное давление.Ветер.

29

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

30

Погода и климат

31

Причины, влияющие на  климат.

32

Разнообразие и распространение организмов на Земле

33

Природный комплекс

34

Население Земли

Население Земли

35

Резерв



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Чичканская основная  общеобразовательная школа»
 Комсомольского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании педсовета учителей

Протокол № --- от --------------- г

Утверждаю
Директор:  ____________________       Гибатдинова А.Г.
Приказ № ------ от ---------------- г

Рабочая учебная программа

по географии для 7  класса

на 2018-2019 учебный год

                                                                                            Учебную программу разработала

 учитель географии

   Курицына Ольга Юрьевна

д. Чичканы, 2018

Планируемые результаты освоения предмета

 

Ученик научится:

  • показывать материки и части света;
  • приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
  • давать характеристику карты;
  • читать и анализировать карту;
  • называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
  • объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
  • называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
  • делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
  • показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
  • приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
  • приводить примеры природных комплексов;
  • составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;
  • рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
  • читать комплексную карту;
  • показывать наиболее крупные страны мира;
  • показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
  • показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озёра и т.д.), и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
  • описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
  • показывать наиболее крупные государства на материках;
  • уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
  • приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека;
  • приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;
  • объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;
  • называть разные виды природных ресурсов;
  • приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

  Ученики получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
  • организовывать свою познавательную деятельность – определять её цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
  • вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
  • работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Ученики научатся:

  • осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
  • осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
  • осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
  • овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения  в различных жизненных ситуациях;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости её сохранения и рационального использования;
  • проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
  • уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
  • уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Содержание предмета география

Введение (2ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

 Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

 Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта – особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

ПР. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

    Главные особенности природы Земли (9 ч)

 Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

 Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

 Рельеф Земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

ПР. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)

Атмосфера и климаты Земли (2ч)

 Распределение температуры воздуха и осадков на  Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха  на  Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

 Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Пр. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.

Гидросфера.  Мировой океан – главная часть гидросферы (2ч)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы.  Схема поверхностных течений.

 Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

 Географическая оболочка (3ч)

Строение и свойства географической оболочки. Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Пр. 5. Анализ карт антропогенных  ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами  таких ландшафтов

Население Земли (3ч)

Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

 Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии. 

 Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Пр. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7 Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов

Океаны и материки (50 ч)

Океаны (2 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный  Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.

Пр. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору

Южные материки (1ч)

Общие особенности природы южных материков. Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Африка (10 ч)

Географическое положение. Исследование Африки. Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учёными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озёр в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. ЮАР. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство ЮАР.

Пр. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.

 Австралия и Океания (5 ч)

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности  в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.

Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.  

Пр. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

Южная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка. 

Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

 Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Пр. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии и Аргентины. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран

 Антарктида   (1 ч)

Географическое положение. Открытие и исследование материка. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Пр. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Северные материки (1 ч)

Общие особенности природы северных материков. Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Северная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка

Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.

США. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона.

 Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

крупнейших городов Канады, США и Мексики.

Пр. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики

Евразия (16 ч)

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

 Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озёра. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго – Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии,  и Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго – Восточной  Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

 Пр. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Географическая оболочка – наш дом (2 ч)

Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки:  целостность, ритмичность, зональность.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране.

Пр. 25. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств материков и океанов. 26. Составление описания местности; выявление её геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры

Тематическое планирование 7класс

№ п/п

уроков

Тема урока

Наименование раздела

1

Как люди открывали и изучали Землю

Введение

2

Источники географической информации

 

3

Происхождение материков и океанов

Главные особенности природы Земли

4

Рельеф Земли

 

5

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы

 

6

Климатические пояса Земли

 

7

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

 

8

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

 

9

Строение и свойства географической оболочки

 

10

Природные комплексы суши и океана

 

11

Природная зональность

 

12

Численность населения Земли. Размещение населения.

НаселениеЗемли

13

Народы и религии мира

 

14

Хозяйственная деятельность людей .Городское и сельское население .

 

15

Повторительно-обобщающий урок

 

16

Тихий океан. Индийский океан.

Океаны и материки

17

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.

 

18

Общие особенности природы южных материков

 

19

Географическое положение. Исследования Африки

Африка

20

Рельеф и полезные ископаемые

 

21

Климат .Внутренние воды

 

22

Природные зоны

 

23

Влияние человека на природу .Заповедники и национальные парки

 

24

Население

 

25

Страны Северной Африки .Алжир.

 

26

Страны Западной и  Центральной Африки. Нигерия.

 

27

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

 

28

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика

 

29

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

Австралия и океания

30

Климат Австралии. Внутренние воды.

 

31

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира

 

32

Австрийский Союз

 

33

Океания. Природа. Население и страны

 

34

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

Южная Америка

35

Рельеф и полезные ископаемые

 

36

Климат . Внутренние воды.

 

37

Природные зоны

 

38

Население

 

39

Страны востока материка .Бразилия.

 

40

Страны Анд. Перу.

 

41

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа

Антарктида

42

Общие особенности природы северных материков

 

43

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

Северная Америка

44

Рельеф и полезные ископаемые

 

45

Климат . Внутренние воды.

 

46

Природные зоны. Население.

 

47

Канада

 

48

Соединенные Штаты Америки

 

49

Средняя Америка. Мексика.

 

50

Географическое положение. Исследования Центральной Азии

Евразия

51

Особенности рельефа, его развитие

 

52

Климат. Внутренние воды

 

53

Природные зоны. Народы и страны Евразии.

 

54

Страны Северной Европы. Великобритания

 

55

Франция. Германия

 

56

Страны Восточной Европы

 

57

Страны Восточной Европы

 

58

Страны Южной Европы. Италия

 

59

Страны Юго- Западной Азии

 

60

Страны Центральной Азии

 

61

Страны Восточной Азии. Китай.

 

62

Япония

 

63

Страны Южной Азии. Индия

 

64

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

 

65

Повторительно-обобщающий урок

 

66

Закономерности географической оболочки

Географическая оболочка - наш дом

67

Взаимодействие природы и общества

 

68

Итоговый урок

 

69-70

 Резерв



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Чичканская основная  общеобразовательная школа»
 Комсомольского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании педсовета учителей

Протокол № -----от ---------- г

Утверждаю
Директор:  ____________________       Гибатдинова А.Г.
Приказ № -----от ---------- г

Рабочая учебная программа

по географии для 8

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                         Учебную программу разработала

 учитель географии

Курицына Ольга Юрьевна

                                                            Чичканы, д. 2018

Планируемые  результаты освоения предмета

   Ученики  научатся    :                 

   

 - использовать основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- анализировать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

-определять различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

-представлять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

-принимать меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;    

        Ученики получат возможность научиться:

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Содержание предмета география

Введение.(6часов)      

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России  

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

Практические работы:

Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

История заселения и исследования территории России  

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский  период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (25 часов)

Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (6 часов)

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа:

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и  месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Климат и климатические ресурсы России.(6 часов)

Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Сумма активных температур.

Практические работы:

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы России(5 часов)

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практические работы:

Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Почва и почвенные ресурсы России( 4 часа)

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Практическая работа:

Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России( 4 часа)

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Практическая работа:

Составление прогноза изменений растительного и животного мира ХМАО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел II. Природные комплексы России(31 час)

Природно-территориальный комплекс.(6 часов)

 Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России.(19 часов)

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практические работы:

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны  (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.  Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Особенности природы Чувашской Республики ( 6 часов)

Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны  природы и природопользования.

Практические работы:

    1. Составление характеристики географического положения.  

    2. Составление таблицы «Природные комплексы  Чувашской Республики».

Раздел III.   Человек и природа. ( 4 часа)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «Природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Практические работы:

Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации. Оценка экологической ситуации в Чувашской Республике.

Тематическое планирование  в 8 классе

№ п\п

уроков

Тема уроков

Наименование раздела

1

Географическое положение России

2

Моря, омывающие берега России

3

Россия на карте часовых поясов

4

Как осваивали и изучали территорию России

5

Итоговый урок. Чувашия на карте России

6

Особенности  рельефа России

Раздел 1:Особенности природы и ПР России

7

Геологическое строение территории России

8

Минеральные ресурсы России

9

Развитие форм рельефа

10

Итоговый урок .Рельеф и полезные ископаемые  Чувашии

11

Отчего зависит климат нашей страны

12

Распределение тепла и влаги на территории России

13

Разнообразие климата России

14

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

15

Итоговые задания. Климат Чувашии.

16

Разнообразие внутренних вод России

17

Озера, болота, подземные воды ,ледники, многолетняя мерзлота

18

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

19

Итоговый урок. Внутренние воды Чувашии

20

Образование почв и их разнообразие

21

Закономерности распространения почв

22

Почвенные ресурсы России

23

Итоговый урок .Почвы Чувашии.

24

Растительный и животный мир России

25

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории

26

Природно- ресурсный потенциал России.

27

Растительный и животный мир Чувашии

28

Разнообразие природных комплексов России

Раздел 2 : ПК России

29

Моря, как крупные природные комплексы

30

Природные зоны России

31

Разнообразие лесов России

32

Безлесные зоны на юге России

33

Высотная поясность

34

 Природные зоны Чувашии

35

Восточно-Европейская ( Русская) равнина

36

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

37

Памятники природы Восточно-Европейской равнины

38

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования

39

Кавказ- самые высокие горы

40

Особенности природы высокогорий

41

Природные комплексы Северного Кавказа

42

Урал-"каменный пояс земли Русской"

43

Природные ресурсы Урала

44

Своеобразие природы Урала

45

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

46

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

47

Природные зоны Западно-Сибирской равнины

48

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

50

Климат Восточной Сибири

51

Природные районы Восточной Сибири

52

Жемчужина Сибири- Байкал

53

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

54

Дальний Восток- край контрастов

55

Природные комплексы Дальнего Востока

56

Природные уникумы Дальнего Востока

57

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

58

Природные комплексы Чувашии

59

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

60

Воздействие человека на природу

61

Рациональное природопользование

62

Россия на экологической карте мира

63

Экология и здоровье человека

64

География для природы и общества

65

Экологическая ситуация в Чувашии

66

Итоговые задания по теме.

67

Итоговая контрольная работа

68

Урок -обобщение

69-70



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Чичканская основная  общеобразовательная школа»
 Комсомольского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании педсовета учителей

Протокол № ----- от ------------- г

Утверждаю
Директор:  ____________________       Гибатдинова А.Г.
Приказ №-----от ------------------- г

                                                                                                                         

Рабочая учебная программа

по географии для 9 класса

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                         

Учебную программу разработала

 учитель географии

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                             Курицына Ольга Юрьевна

д. Чичканы, 2018

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения географии ученик должен         знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  2. уметь :    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                          Содержание предмета географии в 9 классе

1. Общий обзор России Что мы будем изучать? Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние.

2. Население России. Население России.  Численность и воспроизводство населения. Миграции населения.  Демографическая ситуация. Национальный и языковой  состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения.  

3. Хозяйство России.  Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России.

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания.

5. Районы России. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье.  ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. 

6. Россия  в  современном мире. Россия в современном мире. Объекты мирового и культурного наследия  России.

7. География Чувашской Республики. Административно-территориальное устройство Чувашской Республики. Природные условия и  ресурсы. Население Чувашской Республики. Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Перспективы развития. Итоговое повторение по теме.

 Практические работы

№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.

№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.

№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.

№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.

№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.

№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.

№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.

№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.

№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.

№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.

№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.

Творческие работы 

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
  6. Описание народных помыслов Центральной России.
  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.
  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
  11. Народные промыслы Урала.
  12. Современные проблемы коренных народов Севера.
  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

  1. Тематическое  планирование в 9 классе

№ п/п

уроков

  1. Тема урока
  1. Наименование раздела

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

  1. общая  часть курса

2

Географическое положение и границы России.

3

Экономико-и транспортно-географическое , геополитическое и эколого-географическое положение России

4

Государственная территория России

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России

6

Численность и естественный прирост населения

7

Национальный состав населения России

8

Миграции населения

9

Городское и сельское население. Расселение населения

10

Повторительно - обобщающий урок

11

География основных типов экономики на территории России

12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики

13

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

14

Научный комплекс

15

Машиностроительный комплекс

16

Военно-промышленный комплекс

17

Топливно-энергетический комплекс

18

Топливная промышленность

19

Электроэнергетика

20

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические материалы

21

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

22

Цветная металлургия

23

Химико-лесной комплекс

24

Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство

25

АПК: пищевая и легкая промышленность

26

Инфраструктурный комплекс

27

Транспорт и связь

28

Обобщающий урок по теме:" Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

29

Экономическое районирование

  1. региональная часть курса

30

Центральная Россия(состав),историческое изменение, природные условия ,ресурсы

31

Население и  хозяйство

32

Районы Центральной России, Москва и Московская область

33

Географические особенности областей Центрального района

34

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

35

Северо-Западный район

36

Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы. Население

37

Хозяйство Европейского Севера

38

Географическое положение, природные ресурсы Европейского Юга .Население.

39

Хозяйство

40

Географическое положение, природные ресурсы Поволжья. Население.

41

Хозяйство.

42

Географическое положение,природые ресурсы Урала. Население

43

Хозяйство

44

Общая характеристика Азиатской России. Этапы и проблемы развития экономики региона

45

Западная Сибирь

46

Восточная Сибирь.

47

Дальний Восток

48

Экономические районы России( обобщающий урок)

49

Зачет по курсу " Экономическая  география России".

50

Страны  нового зарубежья  СНГ

51

Общая характеристика Европейского Запада(Прибалтика. Белоруссия)

52

Общая характеристика Европейского Юго-Запада(Молдова, Украина)

53

Общая характеристика Закавказья

54

Общая характеристика Азиатского Юго- Востока

55

Повторительно -обобщающий урок .

56

Экономико-географическое положение Чувашской Республики. Природные ресурсы и природные условия.

57

Население Чувашии.

58

Промышленность Чувашской Республики и Комсомольского района

59

АПК: пищевая и легкая промышленность

60

Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство

61

Районы Чувашской Республики

62

Обобщающий урок.

63

Итоговое повторение( ОГЭ: вариант 1)

64

Итоговое повторение( ОГЭ: вариант 2)

65

Итоговое повторение(ОГЭ: варивнт3)

66

Итоговое повторение (ОГЭ: вариант 4)

67

Повторительно - обобщающий урок

68

Повторительно - обобщающий урок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...