РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей.

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Подписи к слайдам:

Устное народное творчество
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
ФОЛЬКЛОР- ?
Пословицы -?Поговорки-?Песни-?Считалки -?Загадки-?Частушки-?Скороговорки -?Былины-?СКАЗКИ-?
ВСПОМНИ
Былина -?Герои былин-?Портрет -?Автор-?Исполнитель-?
ГЕРОИ
Герои былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
ЧТЕНИЕ БЫЛИНЫ «ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА»
РАБОТА С ТЕКСТОМ
КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА НАШЛИ В БЫЛИНЕ?ОПИШИТЕ ИЛЬЮ МУРОМЦА.
СКАЗКА
Сказка – короткая история вымышленного, фантастического характера.
СКАЗКИ
ВОЛШЕБНЫЕ(присказка, зачин, повторы 3 раза, концовка, герои-люди и фантастические существа)
СКАЗКИ
О животных
СКАЗКИ
Социально-бытовые(герои-люди, побеждают благодаря хитрости)
Выполни дома
СТР.31-41,пересказ, чтение,вопросы1-13.


Подписи к слайдам:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Устное народное творчество
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

СКАЗКИНАРОДОВ МИРА
ЧЕМ ПОХОЖИ РУССКИЕ и АРАБСКИЕ СКАЗКИ?
ПЕРЕСКАЗ И ЧТЕНИЕ СКАЗКИ
«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
«МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»Какая сказка любимая? Почему?Какие герои запомнились и полюбились? Какие поступки произвели яркое впечатление?
ПИШИ ПО ПЛАНУ
4.Какие герои не понравились и почему?5. На кого из героев хотелось бы быть похожим?6. Как автор относится к героям?7.Чему учат любимая сказка и её герой?
НАПИШИ СОЧИНЕНИЕ
УДАЧИ!ПОМНИ: описывай сказку, смотри на план.
Выполни дома
Стр.55-65, чтение, 5 пословиц и 5 поговорок выучи наизусть.


Подписи к слайдам:

Выполнила: Котвицкая Светлана Александровна, учитель русского языка и литературыМакашевская СШ
Загадки
Лежал, лежал, да и в реку побежал.
Круглая, а не месяц,желтая, а не масло,с хвостиком, а не мышь.
(снег)
(Репа)
Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговоркиЗагадкиАнекдотыПесни Частушки
Опорный конспект
Загадка:
Краткость, иносказательное описание предмета
+
Ритмичность и рифмованность, форма вопроса
Как «сделана» загадка
Метафора:Белые хоромы, красные подпоры.
Олицетворение: Кланяется, кланяется,придет домой – растянется.
(гусь)
(топор)
Как «сделана» загадка
Образное описание предмета по внешнему виду: Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки.
Звуковой образ: Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
(Пила)
(Рябина)
Как «сделана» загадка
Прямой вопрос: Кто бежит безпровода?
Прямое сравнение: Пять ларчиков –пять чуланчиков.
(Перчатка)
(Река)
Попробуем сочинить загадку


Подписи к слайдам:

3 рода литературы
ЭПОС (былины, сказки, рассказы, повести, романы)ЛИРИКА (поэма, стихотворение)ДРАМА (комедия, трагедия, драма)
ТРИ РОДА ФОЛЬКЛОРА
ЛИРИКА и её ЖАНРЫ:ПесниДразнилкиСтрашилкиЗагадкиСчиталкиПословицы и поговорки
Загадки
Лежал, лежал, да и в реку побежал.
Круглая, а не месяц,желтая, а не масло,с хвостиком, а не мышь.
(снег)
(Репа)
ТРИ РОДА ФОЛЬКЛОРА
ЭПОС и ЕГО ЖАНРЫ:СКАЗОЧНЫЙ ( сказки о животных, волшебные, бытовые)НЕСКАЗОЧНЫЙ (предания, легенды, истории, быль)
ТРИ РОДА ФОЛЬКЛОРА
ДРАМА и ЕЁ ЖАНРЫ:ИГРЫОБРЯДЫНАРОДНЫЕ САТИРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ
Пословицы
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, краткое изречение с поучительным смыслом.
СЛОВАРЬ
ПОСЛОВИЦА, –ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм
В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:«Два сапога — пара, да оба на левую ногу надеты»;«Собаку съел, да хвостом подавился»;«Хлебом не корми — дай воды попить» или «Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит»
Поговорка - краткое устойчивое выражение не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. НЕТ ПОУЧИТЕЛЬНОГО СМЫСЛА!
Значение слова поговорка по словарю синонимов:поговорка - присловьеприсказкаприговорка
КОНКУРС ПОГОВОРОК И ПОСЛОВИЦ
ДРУГИЕ МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
ПесниЧастушки
ДразнилкиПОТЕШКИ
СтрашилкиАнекдоты
Считалки
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Стр.75-81,пьеса «Озорник Петрушка»,вопр.- стр.81.


Подписи к слайдам:


СКАЗКИНАРОДОВ МИРА
СКАЗКА
Сказка – ?Какими бывают сказки?
СКАЗКИ
ПРОВЕРИМ ДОМ. ЗАДАНИЕ:ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ СКАЗКИ «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».ВОПРОСЫ.
СЮЖЕТ
ЗАВЯЗКА-начало действияРАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯКУЛЬМИНАЦИЯ- самый напряжённый моментРАЗВЯЗКА- завершение действия

СКАЗКИНАРОДОВ МИРА(стр.42)
ЧЕМ ПОХОЖИ СКАЗКИ?
Шахразада — Шахерезада (Шехерезада, Шахразада) -   персонаж сборника «Тысяча и одна ночь».
Синдба́д (от перс. سندباد‎ — Sandbād,араб. السندباد البحري‎‎ — as-Sindibād al-Baḥri) — имя легендарного моряка, попадавшего во множество фантастических приключений во время путешествий через моря к востоку от Африки и к югу от Азии.

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ, стр.42
«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»
Выполни дома
Дочитать сказку, СТР.54-55, вопросы, пересказ.


Подписи к слайдам:

«ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА»
Русская народная сказка
СКАЗКА
Сказка – ?
СКАЗКИ
НАРОДНЫЕ и ЛИТЕРАТУРНЫЕНАРОДНЫЕ –свод народной морали, этики, мыслей.
СХЕМА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
1. Исходное существование запрета2.Нарушение запрета.3. Последствия нарушения.4.Поиск спасительного.5. Спасение.
СЮЖЕТ
ЗАВЯЗКА-начало действияРАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯКУЛЬМИНАЦИЯ- самый напряжённый моментРАЗВЯЗКА- завершение действия
«ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА»
Русская народная сказка
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
Ваши впечатления от сказки?Какова композиция любой сказки?Найдите зачин в данной сказке.Какое событие можно считать завязкой? Рассмотрите иллюстрацию художника Билибина. Подготовьте рассказ по ней.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СКАЗКА?
ПЕРЕСКАЖИ ЭПИЗОДЫ
ПЕРЕСКАЖИ ЭПИЗОД
ПЕРЕСКАЖИ ЭПИЗОД
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Какую ошибку совершил Иван-царевич?Прочитайте о приключениях в дороге. Какое человеческое качество проявилось?Как помогла доброта?Какие события в сказке можно считать самыми важными?
БЕСЕДА
Какое событие можно считать развязкой?Прочитайте концовку сказки.Найдите троекратные повторенияДокажите, что сказка «Царевна – лягушка» - волшебная
БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ
Какие события в сказке можно считать самыми важными? Какое событие можно считать развязкой?Докажите, что сказка «Царевна – лягушка» - волшебнаяО чем мечтал русский народ?

В сказке важно каждое слово, а в иллюстрации – каждая деталь. Оцените детали, которые так умело используют художники
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Перечитать любимую народную сказку.Рисунки, поделки.Попытаться сочинить собственную сказку.


Подписи к слайдам:

Календарные мифы и календарные праздники

Что объединяет созданные вами памятки?
«Правила для читающего»
Миф
МИФ - предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений.
МИФОЛОГИЯ -
совокупность мифов одного народа, наука о мифах.Например:легенды и мифы Древней Греции
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Язычники – наши предки, древние славяне.Считали, что Земля состоит из трёх ярусов.
ПЕРВЫЙ ЯРУС
НЕБОВысшие боги: ПерунБелбогХорсСваруг
ВТОРОЙ ЯРУС
ЗЕМЛЯДухи природы: домовыелешиерусалки
ТРЕТИЙ ЯРУС
ПОД ЗЕМЛЁЙЗлые демоны: бесычерти
РАЗНОВИДНОСТИ МИФОВ
Мифы о сотворении мираДревнегреческие мифыКалендарные мифы
Календарные мифы
Мифы о борьбе тепла с холодом, весны с зимой, солнца с тьмой.ЧТО ЗНАЕТЕ О МАСЛЕНИЦЕ?Вопрос № 2, стр.13, 2»»,3.
Календарные мифы
7 июля – Иван Купала (расцвет природы, миф о Яриле, жгли костры, гадали, плели венки, купались – очищение)
УГАДАЙ-КА
Белбог – бог небаБерегини – воздушные девы, оберегающие людейДажьбог – бог СолнцаДомовой – покровитель домаЛель – юный бог любвиЛеший – дух лесаМорозка – бог зимы, холодаПерун – бог молний, громаРусалка – дева водСнегурочка – дочь МорозаЯрило – бог весныЧерти – злые существа
Выполни дома
Д/З: ЧИТАТЬ СТР. 14-18 , пересказ мифов о сотворении мира, древнегреческие мифы.Любимый праздник в семье.


Подписи к слайдам:

Великий сказочник
Ганс Христиан Андерсен
Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века. …В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку…
Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно сдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.
Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христиана Андерсена.
Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку.К.Паустовский.
…Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований…Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.
…Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.
Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.
Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории.
Над ним потешались и дразнили фантазёром...
Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем!
Его сказкивы, надеюсь, сейчас вспомните!
Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…
«Принцесса на горошине»
Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье…
«Дюймовочка»
«В самой чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки. А на голове блестела маленькая золотая корона…»
Эльф из сказки «Дюймовочка»
«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы!»
Одиннадцать братьев-принцев из сказки «Дикие лебеди»
«Как бы ее увидать? – спросил он. – Это никак нельзя! – сказали ему. – Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят».
Солдат и принцесса. «Огниво»
«Славные у тебя детки! Вот только один… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!»
Старая утка о гадком утёнке.«Гадкий утёнок»
«У нее только две ножки! Смотреть жалко! – говорили одни.- У нее нет усиков, - говорили другие.- Фи, какая у нее тонкая талия! Как она безобразна! - сказали все».
Насекомые о Дюймовочке.«Дюймовочка»
Снежная королева сказала ему:“Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков”.
Какое словодолжен был сложить Кай?
«Ну, как вам нравится?- Премило! Премило! Чудесно! Не правда ли?- О да, это совершенно очаровательно!- Не угодно ли полюбоваться? Какие краски, какой рисунок!- О да, очень, очень мило! Даю свое высочайшее одобрение!»
О чём они говорят?
Какое слово должен был сложить Кай?
Вечность
О да, очень, очень мило! Даю свое высочайшее одобрение!»
О новом платье короля
О чём они говорят?
Ганс ХристианАндерсен (1805-1875)
создатель всемирно известных и всенародно любимых сказок
В 1956 году была учреждена международная премия имени Г.Х. Андерсена, которую часто называют «Малой нобелевской премией».
Присуждается она раз в два года. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают ещё и лучшему художнику-иллюстратору.
Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом.
За прошедшие годы лауреатами премии Андерсена стали 23 писателя и 17 художников-иллюстраторов детской книги – представители 20 стран мира.
Хотите знать, кто удостаивался премии и медали имени Г.Х.Андерсена?
Это писатели:Астрид Линдгрен (Швеция),Туве Янсон (Финляндия),Джани Родари (Италия).Художники:Татьяна Маврина (Россия) и другие.
День рождения Г.Х. Андерсена - 2 апреля - С 1967 года стал отмечаться ещё и как Международный день детской книги
2 апреля 2005 годаВесь мир отмечал 200-летие со дня рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена
Кононова Мария Николаевна
Автор работы:
Учитель начальных классовШколы № 338Невского районаСанкт-Петербурга

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе за 1 четверть в 7 классе ( программа Г.С. Меркина).

Контрольная работа по литературе за 1 четверть в 7 классе ( программа Г.С. Меркина)....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького

Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе  по программе общеобразовательных учреждений  под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008  (5 ч...

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в соответствии с программой под редакцией В. Я. Коровиной

Тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений министерства образования и науки РФ «Литература, 5-9 классы» под редакцией В.Я. Коровино...

КТП уроков литературы 6 класс по программе В.Я. Коровиной.

КТП уроков литературы для 6 класса по программе В.Я.Коровиной...

КТП уроков литературы 7 класс по программе В.Я. Коровиной.

КТП уроков литературы по программе в,я,Коровиной...

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в соответствии с программой под редакцией В. Я Коровиной

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в соответствии с программой под редакцией В. Я Коровиной...