Главные вкладки

    Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
    опыты и эксперименты по литературе (11 класс) на тему

    Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,

    Первая квалификационная категория

    Цели:

    1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;

    2.     Познакомиться с особыми формами современной поэзии;

     

    Задачи:

    1.     Показать специфику рок-поэзии;

    2.     Проанализировать поэтические тексты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Синтетические виды искусства.

    Особые формы поэзии в русской литературе конца

    XX – начала XXI века.

    Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

    Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,

    Первая квалификационная категория

    Цели:

    1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;
    2. Познакомиться с особыми формами современной поэзии;

    Задачи:

    1. Показать специфику рок-поэзии;
    2. Проанализировать поэтические тексты.

    Ход урока.

    1. Введение.

    Постановка проблемного вопроса и формулировка темы урока: Всегда ли художественное произведение остается только на бумаге? Достаточно ли автору только текста для выражения своей мысли?

    - Литература как вид творчества существует отдельно о  других видов искусства? (нет)

    - Основная функция литературы? (реакция на окружающую действительность);

    - Какой род литературы самый эмоциональный? (лирика).

    1. Основные формы и главные мотивы в поэзии: от классиков до современников.

    - О чем чаще всего пишут поэты? (любовь, дружба, поэзия, природа, смысл жизни и т. д.);

    - Как называется мотив лирики, где автор размышляет о вечных вопросах? (философская лирика);

     Философская лирика – это…

    - Какие типы взаимоотношений героя с обществом вы знаете? (герой в романтизме, герой в реализме).

    1. Анализ текста «Серебро» БИ 2.

     Обратите внимание на текст №1.

    - Что вы можете сказать о лирическом герое данного стихотворения? (одинокий, потерянный, беспокойный…)

    -  К чему он стремится? Чего он добился? (достиг мечты и не знает, что делать дальше);

    - Вспомните, есть ли в литературе такие произведения, где дается ответ на вопрос: что происходит после достижения цели, и всегда ли герой достигает намеченных целей без изменений?

    - Данное стихотворение раскрывает именно эту тему: Герой исполнил свою мечту, а что дальше? Удовлетворен ли он этим?

    - Вы можете предположить, кому принадлежат эти строки?

    Данное произведение принадлежит популярной современной рок-группе БИ 2. Что вы о ней знаете? (прослушивание песни)

    - Есть ли разница в восприятии, когда мы читали и слушали одно и то же произведение? Если да, то в чем? (мелодичность, звучание, звукопись)

    Современная рок-поэзия многими учеными выделяется в отдельный вид литературного творчества. (Свиридов Станислав Витальевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры славяно-русской филологии). Это яркий пример того, как поэзия соединяется с музыкой, демонстрируя уникальный случай синтеза разных видов искусства.

    - Какое настроение мы наблюдаем у лирического героя? Где оно проявляется наиболее ярко: с музыкой или без?

    - Достаточно ли просто увидеть текст произведения?

    1. Анализ текста «Вот так» Алиса.

    Для того, чтобы более точно ответить на предыдущий вопрос, давайте обратимся к тексту №2

    - О чем он? (о борьбе двух начал);

    - Где происходит действие? (нереальный, потусторонний мир);

    - На каком художественном приеме основывается весь текст? (аллегория);

    - Что олицетворяют собой Лед и Пламя? (борьба добра и зла в душе человека);

    - Какую функцию выполняет Ветер? (символ разума);

    - К какому литературному направлению может принадлежать это стихотворение? (романтизм, символизм)

    Данное произведение принадлежит рок-группе Алиса «Вот так» (прослушивание).

    - Изменилось ли ощущение о произведении? Где эмоции более яркие?

    - Можно ли читать текст отдельно от музыки?

    1. Рефлексия.

    На основе всего рассмотренного сегодня давайте постараемся ответить на вопросы, которые мы обозначили в самом начале занятия.

    - что такое синтетические виды искусства? (гармоничное слияние, где результат нельзя делить на части);

    - существует ли на современном этапе литература отдельно от других видов искусства? (нет, доказательство тому – живопись, кино, музыка и    т. д.);

    - можно ли считать современную рок-поэзию проявлением философской мысли  конца XX – начала XXI века? Это классика или еще нет? (считать можно, но говорить о классике пока рано)

    1. Итоги.

    - Какие моменты урока вам показались наиболее яркими?

    - Есть ли вопросы, которые требуют дополнительного рассмотрения?

    1. Домашнее задание:

    - Повторить: «Основные фольклорные мотивы», «Мифологема»;

    - проанализировать языковые и звуковые средства художественной выразительности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…»).

    Приложение

    Текст №1

           «Я не вернусь…»
    Так говорил когда-то,
    И туман глотал мои слова,
    И превращал их в воду.
    Я всё отдам за продолжение пути,
    Оставлю позади
    Свою беспечную свободу
     
    Hе потерять бы в серебре
    Её одну
    Заветную...
     
    Hе по себе
    От этой тихой и чужой зимы,
    С которой я на ты.
    Hам не стерпеть друг друга.
    И до войны
    Мне не добраться никогда.
    Моя безумная звезда
    Ведет меня по кругу.
     
    А в облаках
    Застыл луны неверный свет,
    И в нем перемешались города, и я
    Зову её несмело.

    Текст №2

    Нам ли под надзором век коротать?
    Наше дело путать следы.
    Ветром в чистом поле петь да гулять,
    Да звенеть лучами звезды.

    Лёд да туман, вьюга-метель да снег,
    По городам ветер ушел в побег.

    На моих глазах спорили огонь да лёд,
    Кто кому судья и кто кому прервёт полёт,
    А над этим всем ветер поднимал свой флаг,
    Выше всех вершин! Вот так!

    Нам ли греть потехой муть кабаков,
    Нам ли холить сытую спесь?
    Наше дело - воля острых углов,
    Мы, вообще, такие, какие есть.

       

         Дым да пожар, пепел, огонь да чад,
    По городам ветер ведёт отряд.

    На моих глазах спорили огонь да лёд,
    Кто кому судья и кто кому прервёт полёт.
    А над этим всем ветер поднимал свой флаг,
    Выше всех вершин! Вот так!

    Лёд да туман, вьюга-метель да снег,
    По городам ветер ушел в побег.
    Дым да пожар, пепел, огонь да чад,
    По городам ветер ведёт отряд.

    На моих глазах спорили огонь да лёд,
    Кто кому судья и кто кому прервёт полёт,
    А над этим всем, ветер поднимал свой флаг,
    Выше всех вершин! Вот так!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К уроку литературы "Сатира начала 20 века" (11 класс)

    Обзорный урок литературы в 11 классе "Сатира в начале 20 века". История журнала "Сатирикон", основные сведения об А.Аверченко, С.Черном, Тэффи...

    ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

    Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике...

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

    Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

    Английская литература XIX – начало XX века

            Данный курс предназначен для групп с углубленным изучением английского языка и планирует углубить и расширить базовый курс английского языка. В основу курса положены...

    Презентация. Русская поэзия 19 века. Урок литературы в 8 классе.

    Мультимедийный урок литературы в 8 классе. Русская поэзия 19 века....