Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
опыты и эксперименты по литературе (11 класс) на тему

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,

Первая квалификационная категория

Цели:

1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;

2.     Познакомиться с особыми формами современной поэзии;

 

Задачи:

1.     Показать специфику рок-поэзии;

2.     Проанализировать поэтические тексты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синтетические виды искусства.

Особые формы поэзии в русской литературе конца

XX – начала XXI века.

Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,

Первая квалификационная категория

Цели:

  1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;
  2. Познакомиться с особыми формами современной поэзии;

Задачи:

  1. Показать специфику рок-поэзии;
  2. Проанализировать поэтические тексты.

Ход урока.

  1. Введение.

Постановка проблемного вопроса и формулировка темы урока: Всегда ли художественное произведение остается только на бумаге? Достаточно ли автору только текста для выражения своей мысли?

- Литература как вид творчества существует отдельно о  других видов искусства? (нет)

- Основная функция литературы? (реакция на окружающую действительность);

- Какой род литературы самый эмоциональный? (лирика).

  1. Основные формы и главные мотивы в поэзии: от классиков до современников.

- О чем чаще всего пишут поэты? (любовь, дружба, поэзия, природа, смысл жизни и т. д.);

- Как называется мотив лирики, где автор размышляет о вечных вопросах? (философская лирика);

 Философская лирика – это…

- Какие типы взаимоотношений героя с обществом вы знаете? (герой в романтизме, герой в реализме).

  1. Анализ текста «Серебро» БИ 2.

 Обратите внимание на текст №1.

- Что вы можете сказать о лирическом герое данного стихотворения? (одинокий, потерянный, беспокойный…)

-  К чему он стремится? Чего он добился? (достиг мечты и не знает, что делать дальше);

- Вспомните, есть ли в литературе такие произведения, где дается ответ на вопрос: что происходит после достижения цели, и всегда ли герой достигает намеченных целей без изменений?

- Данное стихотворение раскрывает именно эту тему: Герой исполнил свою мечту, а что дальше? Удовлетворен ли он этим?

- Вы можете предположить, кому принадлежат эти строки?

Данное произведение принадлежит популярной современной рок-группе БИ 2. Что вы о ней знаете? (прослушивание песни)

- Есть ли разница в восприятии, когда мы читали и слушали одно и то же произведение? Если да, то в чем? (мелодичность, звучание, звукопись)

Современная рок-поэзия многими учеными выделяется в отдельный вид литературного творчества. (Свиридов Станислав Витальевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры славяно-русской филологии). Это яркий пример того, как поэзия соединяется с музыкой, демонстрируя уникальный случай синтеза разных видов искусства.

- Какое настроение мы наблюдаем у лирического героя? Где оно проявляется наиболее ярко: с музыкой или без?

- Достаточно ли просто увидеть текст произведения?

  1. Анализ текста «Вот так» Алиса.

Для того, чтобы более точно ответить на предыдущий вопрос, давайте обратимся к тексту №2

- О чем он? (о борьбе двух начал);

- Где происходит действие? (нереальный, потусторонний мир);

- На каком художественном приеме основывается весь текст? (аллегория);

- Что олицетворяют собой Лед и Пламя? (борьба добра и зла в душе человека);

- Какую функцию выполняет Ветер? (символ разума);

- К какому литературному направлению может принадлежать это стихотворение? (романтизм, символизм)

Данное произведение принадлежит рок-группе Алиса «Вот так» (прослушивание).

- Изменилось ли ощущение о произведении? Где эмоции более яркие?

- Можно ли читать текст отдельно от музыки?

  1. Рефлексия.

На основе всего рассмотренного сегодня давайте постараемся ответить на вопросы, которые мы обозначили в самом начале занятия.

- что такое синтетические виды искусства? (гармоничное слияние, где результат нельзя делить на части);

- существует ли на современном этапе литература отдельно от других видов искусства? (нет, доказательство тому – живопись, кино, музыка и    т. д.);

- можно ли считать современную рок-поэзию проявлением философской мысли  конца XX – начала XXI века? Это классика или еще нет? (считать можно, но говорить о классике пока рано)

  1. Итоги.

- Какие моменты урока вам показались наиболее яркими?

- Есть ли вопросы, которые требуют дополнительного рассмотрения?

  1. Домашнее задание:

- Повторить: «Основные фольклорные мотивы», «Мифологема»;

- проанализировать языковые и звуковые средства художественной выразительности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…»).

Приложение

Текст №1

       «Я не вернусь…»
Так говорил когда-то,
И туман глотал мои слова,
И превращал их в воду.
Я всё отдам за продолжение пути,
Оставлю позади
Свою беспечную свободу
 
Hе потерять бы в серебре
Её одну
Заветную...
 
Hе по себе
От этой тихой и чужой зимы,
С которой я на ты.
Hам не стерпеть друг друга.
И до войны
Мне не добраться никогда.
Моя безумная звезда
Ведет меня по кругу.
 
А в облаках
Застыл луны неверный свет,
И в нем перемешались города, и я
Зову её несмело.

Текст №2

Нам ли под надзором век коротать?
Наше дело путать следы.
Ветром в чистом поле петь да гулять,
Да звенеть лучами звезды.

Лёд да туман, вьюга-метель да снег,
По городам ветер ушел в побег.

На моих глазах спорили огонь да лёд,
Кто кому судья и кто кому прервёт полёт,
А над этим всем ветер поднимал свой флаг,
Выше всех вершин! Вот так!

Нам ли греть потехой муть кабаков,
Нам ли холить сытую спесь?
Наше дело - воля острых углов,
Мы, вообще, такие, какие есть.

   

     Дым да пожар, пепел, огонь да чад,
По городам ветер ведёт отряд.

На моих глазах спорили огонь да лёд,
Кто кому судья и кто кому прервёт полёт.
А над этим всем ветер поднимал свой флаг,
Выше всех вершин! Вот так!

Лёд да туман, вьюга-метель да снег,
По городам ветер ушел в побег.
Дым да пожар, пепел, огонь да чад,
По городам ветер ведёт отряд.

На моих глазах спорили огонь да лёд,
Кто кому судья и кто кому прервёт полёт,
А над этим всем, ветер поднимал свой флаг,
Выше всех вершин! Вот так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку литературы "Сатира начала 20 века" (11 класс)

Обзорный урок литературы в 11 классе "Сатира в начале 20 века". История журнала "Сатирикон", основные сведения об А.Аверченко, С.Черном, Тэффи...

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике...

Английская литература XIX – начало XX века

        Данный курс предназначен для групп с углубленным изучением английского языка и планирует углубить и расширить базовый курс английского языка. В основу курса положены...

Презентация. Русская поэзия 19 века. Урок литературы в 8 классе.

Мультимедийный урок литературы в 8 классе. Русская поэзия 19 века....

Тестирование по литературе 18-начала 19 века

Тестовые задания направлены на проверку знаний по изученным произведениям 18-начала 19 века. Кроме того, есть вопросы по теории литературы: определение средств художественной выразительности, размеров...