Белякова Светлана Ивановна

сайт учителя географии

Дорогу осилит идущий!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: развитие творческих способностей учащихся

Увлечения: путешествия

Регион: Оренбургская область

Место работы: МОБУ "СОШ №71"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/belyakova-svetlana-ivanovna
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает.

Сайт для учителей географии, классных руководителей.

О себе

Белякова Светлана Ивановна

учитель географии, экономики

образование высшее, ОГПИ им. В.П. Чкалова

категория - высшая

стаж работы в МОБУ "СОШ №71" - 19 лет

классный руководитель

Мой взгляд на мир

Позитивный smiley

Мои достижения

 

Имею стабильные результаты усвоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений:успеваемость на протяжении пяти лет 100%, количество обучающихся на «хорошо» и «отлично» в течение пяти лет имеет положительную динамику с 33% до 38%., по результатам ЕГЭ  по географии учащиеся подтверждают свои достижения: на протяжении последних трех лет и успеваемость и количество учащихся, написавших на «хорошо» и «отлично» составляет 100 %.

 

Подготовлены

- победители:

окружной научно – практической конференции «Ты – Оренбуржец»:

 2005 год – 1 место,

2007 год - 1 место,

2010 год – 1 место

окружной конкурс «Играй, класс!» - 3 место

2011годВсероссийская викторина «Основы православной культуры»

2008 год Всероссийский молодёжный чемпионат по географии г.Пермь, участие

 

городской научно – практической конференции «Отечество»:

 2008 год -2 место,

2010 год – 1 место

областной конкурс исследовательских краеведческих работ

2005 год – 1 место

Мною подготовлены призеры Всероссийской олимпиады школьников

 муниципального этапа по географии

2006 год -1место,  11 класс

2007год -1 место, 8 класс, 1место,7 класс

2008 год-1 место,  8 класс, 4место, 7 класс

2009 год-1 место,   7  класс, 4 место 8 класс, 9 место,9 класс

2010 год1 место,  8  класс

2011год- 1 место, 7 класс

по экономике

2007- 1, 9 место,  11 класс

2008 год 2,5 место, 11 класс

2009год- 4 место, 11 класс

2010 год- 3 место, 11 класс

2011год – 2,4место, 11 класс

    2007-2008; 2008-2009 год- участие в областной олимпиаде по экономике

   2010-2011 год международная олимпиада по основам наук–  дипломант, 5 класс

        2007годдистанционная олимпиада «Поколение21в.»

Моё портфолио

Моя педагогическая концепция.

 

Работа над проблемой «Развитие приемов мыслительной деятельности учащихся на уроках географии с целью формирования их образовательной компетентности» в целях образовательного процесса воплощает социальный заказ общества. Цели усложняются, овладение содержанием предмета становится средством формирования личности. Именно поэтому цели выражаются через результат обучения, который определяется в большей мере не суммой приобретенных знаний, а умениями применять их на практике, в повседневной жизни. Современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.

Такой подход к обучению позволяет судить о качестве знаний по тому, что умеет с ними делать ученик. Ведь знания важны не сами по себе, а как средство развития нравственных, интеллектуальных, волевых качеств личности, формирования устойчивой мотивации познания, высокого уровня креативности, умения самоопределятся во всем, быть субъектом собственного образования и развития. В «Концепции модернизации российского образования» указано, что в основу обновленного содержания общего образования положена ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах, составляющих образовательную компетентность.

Овладение обучающимися ключевыми компетенциями базируется на опыте деятельности обучающегося, зависит от его активности. Исходя из этого, качественное образование – развитие умственных способностей, выработка умений и навыков учебной деятельности, воспитание культуры умственного труда, побуждение к самообразованию, которое становится потребностью и привычкой на всю жизнь. Для достижения этого необходимо развивать мышление учащихся, включая их в активную познавательную деятельность. Логическое мышление сводится к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и другим мыслительным операциям. Научить ученика рассуждать, доказывать, делать выводы невозможно, если он не владеет этими мыслительными операциями. Они обеспечивают глубокое и высококачественное усвоение научных знаний и создают необходимые условия для перехода на более высокие уровни мышления.

Опыт имеет практическая значимость, так как разработанная система заданий:

а) позволяет развивать приемы мыслительной деятельности учащихся;

б) универсальна для использования другими педагогами на разных уровнях педагогической практики: базовом, углубленном и профильном. Также подобран комплекс эффективных методов, используемых на уроках географии для формирования и развития мыслительных операций у учащихся.

В основу опыта положены идеи ведущих педагогов и психологов: теория Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, положения деятельностного подхода в обучении Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И. С. Якиманской; теория формирования и развития познавательных умений учащихся Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернер; положения компетентностного подхода в обучении (А. Н. Дахин, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, В. В. Краевский)

Разработана концепция формирования и развития приемов мыслительной деятельности, включающая в себя:

– систему заданий и упражнений, способствующую формированию и развитиюприемов мыслительной деятельности:

- требования к умениям учащихся по использованию мыслительных операций;

-обоснование применения различных методов и форм организации познавательной деятельности;

-систему мониторинга уровня развития мыслительных операций у учащихся.

Формирование и развитие мыслительных операций учащихся в процессе обучения географии через систему заданий и наиболее эффективных методов осуществляется поэтапно.

Ознакомительный этап предполагаетизучение уровня сформированнностимыслительных операций, а также стимулирование у учащихся мотивов учения.

Учебно-познавательный этап, целью которого является формирование и развитие приемов мыслительной деятельности. На данном этапе используются наиболее эффективные методы: логические методы: дедуктивный и индуктивный, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод проектов, активные методы (проблемный семинар, игры).На каждом уроке используются специальные задания. Например, для развития приема сравнения, учащимся предлагается: сравнить реки Конго и Замбези, результаты занести в таблицу, сделать вывод о сходстве и различиях.Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи происходит, например, при использовании следующего задания:На основе общих особенностей рек, их зависимости от рельефа и климата, определить особенности рек Африки и выявить причины их определившие. Результат оформить в виде схемы:

причина следствие (особенности рек)

Обобщающий этап. На данном этапе посредством разнообразных форм, методов и приемов организуется работа по усвоению связей и отношений между мыслительными операциями. Например, может быть применён метод дискуссий. В 10 классе организуюдискуссию на тему: «Существует ли конфликты между представителями разных религий?». Рассматриваются две точки зрения:1)Что бы понять причины конфликтов между представителями религии нужно определить, какова философия этих религий, заложен ли изначально в нее конфликт?;2) Можно ли разрешить межконфессиональные конфликты? Как это сделать?

 

Цель результативно-оценочного этапа заключается в изучении уровня сформированнности мыслительных операций.

Результативность опыта определяется многосторонним мониторингом уровня развития приемов мыслительной деятельности учащихся, который проводится совместно с психологом. Наряду с психологическими методиками в педагогической практике использую систему специально разработанных заданий, позволяющих установить уровень развития приемов мыслительной деятельности. Результаты мониторинга показывают положительную динамику уровня развития мыслительных операций:а) на базовом уровне:

сравнение-12%-13%, анализ- 7%-9%, классификация-5%-6%, обобщение- 3%-4%, установление причинно-следственных связей- 2,5%-4%; Высокий уровень развития мыслительных операций помогает учащимся включаться в исследовательскую деятельность, участвовать и побеждать в олимпиадах и конференциях.

Опыт может использоваться учителями различных образовательных учреждений, преподающих географию на базовом и профильном уровнях.

Развитие мыслительных операций будет возможным при следующих условиях: 1. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих развивать приемы мыслительной деятельности учащихся; 2. использование в ходе урока заданий и упражнений, развивающих мыслительные операции: 3.  акцентирование внимания учащихся на содержании применяемых логических операций; 4.   включение учащихся в исследовательскую деятельность.

 

Добавить грамоту в портфолио