Выступление "Приёмы и методы технологии развития критического мышления"
материал на тему

Выступление на педсовете по проблеме использования технологии критического мышления на уроках географии (с использованием презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolko_srazhayas_s_konkretnoy_problemoy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

  Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,

ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах

стимулирует природную любознательность учеников

и побуждает их к критическому мышлению.

                                                                                                      Джон Дьюи

    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная "надпредметная" технология. Она решает следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

             Создавая технологию "Чтение и письмо для развития критического мышления", Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл выбрали теории, по их мнению, совместимые с их общим идеалом, т.е. позволяющие подготовить таких учащихся, которые в будущем станут ценными членами открытого общества. Эти граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных и, в то же время, главенствовать и руководить; они должны уважать людей самого разного происхождения; уметь проявлять личную инициативу; они должны проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, "вечные" ценности с быстро меняющимися ситуациями. Для этого учение непременно должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл. Проект "Чтение и письмо для критического мышления" предлагает единый связный набор обучающих методов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и приобретать знания. Избранные для проекта методы основываются на нескольких уважаемых в научном мире образовательных традициях: на конструктивистской традиции, связанной с именами Жана Пиаже, Льва Выготского и др.; на традиции метакогнитивного учения, связанной с именами Энн Л.Браун, Изабель Бек и др.; на новых подходах к письму; на нескольких течениях теории и практики в области критического мышления; на усилиях, предпринимаемых в гражданском и правовом образовании.
             Разрабатывая курс "Чтение и письмо для развития критического мышления", авторы почерпнули из вышеперечисленных традиций следующее:
-веру в то, что ученики от природы любознательны и хотят познавать мир, что они способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи...
-признание важности той роли, которую играют учителя, стимулирующие учащихся к неустанному познанию и помогающие им сформировать умения и навыки продуктивного мышления;

-необходимость ввести критическое мышление в дискуссии, в письменную обучающую деятельность и в другие познавательные процессы, в которых ученики уже участвуют.

            Главный вопрос любой инновационной образовательной технологии заключается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке?
             Технология критического мышления отвечает на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить школьников:

- Организации своей деятельности;

- Душевности и чуткости;

- Ощущению свободы и счастья бытия;

- Самореализации, сохранению ценностей;

- Пониманию себя и пониманию других;

- Умению мыслить;

- Формированию и отстаиванию собственной точки зрения;

- Грамотному, осмысленному чтению;

- Умению усилить человеческое в человеке;

- Партнерским отношениям;

- Стремлению быть профессионалом;

- Умению сотрудничать;

- Гибкости мышления;

- Умению слушать;

- Мобильности;

 -Экологической образованности.

             Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: "А что, если?.." Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента
          Существует связь между мыслительными навыками и демократическим гражданским сознанием. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить сегодня обучаемых: обучение ведется, прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления. Обобщенные характеристики формируемых в технологии умений: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Появляется возможность объединения, интеграции отдельных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; используется положительная стимуляция учения; такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения. Этому способствуют принципиальные моменты для технологии ЧПКМ:

-активность субъектов;

-организация групповой работы в аудитории;

-развитие навыков общения;

-идея ценности личности;

-образовательная технология как средство и инструмент самообразования человека;

-соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами.

                Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.
Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через "извлечение" уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап в базовой модели критического мышления - размышление - особо значим, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Технология критического мышления предлагает определенные методы, стратегии и приемы в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе размышления. Каждый прием, стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых.
          Осознанное использование предложенных технологией ЧПКМ приемов и методов дает отличные, по свидетельству работающих в технологии преподавателей, результаты в процессе развития самостоятельного мышления обучаемых. Однако, продуктивным обучение по такой методике становится лишь тогда, когда преподаватель сам решает две основные проблемы:

- какой должна быть информация, способствующая развитию критического (творческого, осознанного, аналитического) мышления?
- какой метод (прием, стратегию) следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?

             Первая проблема тесно связана со вторым этапом в базовой модели обучения - осмыслением. Традиционное обучение с установкой на знания, умения и навыки подготовило огромное количество ценного учебного
материала. Но совершенно очевидно, что иная образовательная установка требует и иного учебного материала, который будет способствовать развитию творческих способностей ученика.

          Стратегии критического мышления пытаются избежать подхода, когда преподаватель и его предмет ставятся над коллективом учащихся, когда во главу угла ставится сам предмет, а не человек, которого нужно обучить.
Когда в центре учебной среды стоит ученик, учителя из "распределителей" знаний превращаются в "оранжировщиков и дирижеров", которые создают ученикам возможности для обретения этих знаний. Они также становятся демонстраторами - на собственном примере - любознательной, находящейся в постоянном поиске мысли.

             Моделирование ситуаций, стимулирующих учащихся на высказывание своей точки зрения, на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения в одном случае, умение аргументирование отстоять свое мнение, в другом построено на знании процессов мышления и способствует не только качественному усвоению материала и его критическому осмыслению, но и развитию социальных навыков.
          Например, при проведении таких форм работы, как "мозговой штурм", "инсерт", "чтение с остановками" обязательными условиями являются:
-доброжелательность;
-некритичность;
-соблюдение регламента высказывания идей;

-принятие и запись всех идей;

-высказывание своего мнения каждым;

               Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать свое мнение, что дает даже некоторый психотерапевтический эффект. Достоинство программы, – открытость технологии ЧПКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащегося и преподавателя.
          Обучающая деятельность - это тот вид деятельности, которым должен владеть каждый преподаватель, ее формирование происходит на основе дидактических умений ( прогностических, конструктивных и др ) по пути от простого к сложному. Благодаря уникальному способу трансляции этой технологии через деятельность самые разные педагоги оказываются в состоянии ее освоить.

              Одним из ключевых понятий технологии критического мышления является понятие педагогической рефлексии. В контексте технологии важна мысль о педагогической рефлексии как особой ценности, как о важном аспекте педагогической культуры современного педагога. Она рассматривается как необходимый компонент педагогической деятельности.                              

Согласно всему вышесказанному, первым шагом на пути к критическому мышлению является знакомство участников, прежде всего с "правилами игры", принятыми в технологии критического мышления. А первым правилом является умение рефлексировать по поводу своих занятий, своей деятельности.
                Один из принципов особой философии технологии ЧПКМ заключается в ценности личностного процесса достижения свободы, а одним из синонимов критического мышления является мышление свободное, независимое. Чем больше наблюдение, тем меньше свободы у того, за кем наблюдают. Ситуация выбора, диалог, работа в группе, дискуссия - учебные ситуации.
        Еще одним "китом" критического мышления является мотивация. Ситуация, возникающая на занятии, может высветить собственные недоработки учащихся в обучении. Рефлексия после занятия приводит к возникновению мотивации иного уровня - внутренней мотивации. Она сильнее мотивации внешней. Это осознанное стремление к успеху, желание исправить ошибки, поиск адекватных методов и приемов. Уровень рефлексии влияет на уровень мотивации.

                Технологию ЧПКМ можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий. Она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ЧПКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной
технологии ( разрешено все то, что не запрещено) Т.е., для любого педагога она может стать "своей" .Это очень важно в том случае, когда педагогический коллектив стремится достичь позиционного единства всех преподавателей.
Выделяют три стадии технологии:

1.Вызов.
-актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме;

- пробуждает интерес к изучаемой теме;

- побуждает ученика к активной деятельности.

2.Осмысление.

- получение новой информации;

- осмысление новой информации;

- соотнесение новой информации с собственными знаниями.

3.Размышления.
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
- анализ всего процесса изучения материала.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - "вызов - осмысление - рефлексия". Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.

               Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" личностно ориентирована. Признаками личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотивацию достижений и успеха; акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями; свобода выбора и личная ответственность за выбор всех участников образовательного процесса; эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий; моделирование деятельности как организационная основа проектирования и реализации образовательного процесса.

                Таким образом, преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РФ:

- она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, отмеченного в седьмом пункте 41 статьи Закона об образовании: «Педагог обязан обеспечить получение обучающимися ЗУН не ниже уровня, предусмотренного соответствующими Государственными обязательными стандартами образования»  обеспечивается развивающий принцип обучения за счет выполнения заданий более высокого уровня усвоения, при котором появляется возможность развивать природные способности учащихся, выявлять одаренных детей. Если мы обратимся к Госстандарту, статье 41, то прочитаем: «Педагог обязан выявлять и содействовать развитию творческих и индивидуальных способностей учащихся».

- Соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования.
- Создаётся атмосфера для роста самоуважения личности, укрепление её уверенности в себе, удовлетворение основной потребности - потребности в самоуважении.

 Приемы и методы технологии развития критического мышления.

Уроки географии в технологии критического мышления  я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

В процессе реализации стадии вызова важно:

1. давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем

2. фиксировать все высказывания: любое из них может важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет»правильных» и ли «неправильных» высказываний

3.сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся бояться излагать своё мнение учителю или сразу в большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно. роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». В случае успешной реализации стадии вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть приёмы: «покопаемся в памяти», «корзина идей», ключевые слова и т.д.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Этот этап можно назвать смысловой стадией В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть лекции; рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала, можно использовать приёмы: INSERT, «концептуальная таблица», кластер , продвинутая лекция, «бортовой журнал»

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Организация работы на данном этапе может быть различной, это могут быть приёмы: «тонких и толстых вопросов», синквейн, эссе и т.д.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ни что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока. Их достаточно много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"

Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии

В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии  в 5-9 классах.        Вызов –  стимулирование интереса...

Приемы и методы технологии развития критического мышления

Презентация по теме: Приемы и методы технологии критического мышления: синквейн, кластер...

Приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках обществознания

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Из опыта работы. Приемы и методы технологии на уроках обществознания...