Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
статья по истории по теме

педагогическая концепция учителя истории и обществознания

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.

Главной целью своей педагогической деятельности  считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления 

Современная школа сегодня – это динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. За последние годы своего развития она стала совсем другой:

  • если это педагогические технологии, то на первом месте – системно-деятельностный подход;
  • если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентоспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но и найти свое место в жизни,  стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений;
  • если это современный учитель, то это гарант обеспечения таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.

Исходя из этого, главной целью своей педагогической деятельности  считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. На уроках и во внеурочной деятельности я  пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации познавательной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

- обеспечение условий для личностного роста каждого учащегося;

- активизацию познавательной активности учащихся, через внедрение современных педагогических технологий;

- развитие умений рассуждать и мыслить критически, т.е. смотреть на историческое событие с разных сторон: я – современник, я – участник, я – критик, я – учёный-историк;

- развитие творческих способностей учащихся, через создание индивидуальных и коллективных творческих продуктов: проектов, электронных презентаций, научно-исследовательских работ, тематических иллюстраций и т.д.

Эти ориентиры обусловили мою внутреннюю, профессиональную потребность, стремление найти для себя наиболее эффективные подходы к преподаванию истории, продуктивные современные педагогические технологии. В процессе своей пока ещё  непродолжительной педагогической деятельности я пришла к убеждению, что именно технология развития критического мышления позволит решить ряд задач, касающихся обновления содержания образования в целом и исторического в частности.

Использование в процессе обучения истории и обществознания технологии развития критического мышления на уроках истории позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей школьников. Использование технологии позволит развивать умения сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию.

 Кого-то может  напугать  название  данной  технологии,  поскольку  со  словом  «критика»  мы  связываем  что-то  обидное,  болезненное  для  человека.

       На  самом  деле,  несмотря  на  то,  что  единого  взгляда  на  понятие  «критического  мышления»  не  существует,  разработчики  данной  технологии  определяют  под  этим  понятием  стратегию  поиска  разумного,  рефлексивного  мышления,  способ  выдвижения  новых  идей  и  расширение  личностных  возможностей.

       Поскольку  сама  технология  предполагает  организацию  процесса  обучения  в  трёхфазной  структуре:

  1. фаза  вызова;
  2. фаза  осмысления;
  3. фаза  рефлексии, то  я  первоначально  использовала  отдельные  приёмы  данной технологии  на  различных  этапах  урока.

Кластер – некий  приём,  когда  вокруг  основной  темы,  проблемы  необходимо  выделить  некие  смысловые  единицы.  Кластер  я  рисую  на  доске – тема  в  центре,  смысловые  единицы – вокруг.  Данный  приём  я  предпочитаю  применять  в  начале  урока  при  проверке  домашнего  задания. Хотя, он уместен на любом этапе урока. В виде  кружков,  овалов  вокруг  центральной  темы  ученики  располагают  смысловые  единицы  (отдельные  слова  или  словосочетания).  Это  приводит  знания  в  систему  и  порядок.  В  ходе  составления  кластера  могут  появиться  неправильные  смысловые  единицы,  я  намеренно  оставляю  их  на  доске.  Позже  к  ним  возвращаюсь.  В  ходе  урока  вполне  возможна  ситуация,  когда  ученики  сами  замечают  ошибку  или  я  обращаю  их  внимание  на  неё.

       Таким  образом, пользуюсь  я  данным  приёмом  на  стадии  вызова  или  на  стадии  рефлексии,  кластер  позволяет  систематизировать  имеющиеся  знания.  Я  считаю,  что  поскольку  кластер  может  составляться  не  только  группами,  но  и  индивидуально, то в  этом  приёме  существует  реальная  возможность  ученику  выдвинуть  собственную  смысловую  единицу,  а  не  идти  за  группой.  Модель  кластера  может  выглядеть  следующим  образом:

           

       Чтобы  завершить  работу  с  кластером,  я,  как  правило,  прибегаю  к  заданию по  выявлению  причинно-следственных,  логических  связей  между  смысловыми  единицами.

       На  доске  при  этом  отдельные  смысловые  единицы  соединяются  стрелочками.  

Кроме кластера я использую приём  «толстые»  и  «тонкие»  вопросы.  Я  приведу  таблицу  подобных  вопросов,  которые  я  традиционно  использую.

«толстые» вопросы

«тонкие»  вопросы

1. Объясните,  почему…?

1.  Кто?

2. Как  вы  считаете …?

2.  Что?

3. Чем  отличается …?

3.  Согласны  ли  вы…?

4. Почему  вы  сделали  такой  вывод …?

4.  Будет …?

5. Подумайте,  а  могло  ли  быть  по- другому…?

5.  Когда …?

6.  Предположите,  что  будет,  если …?  и   т.д.

6.  Верно  ли …?  и т.д.

Ответы  на  эти  вопросы  требуют  развёрнутого  ответа

Ответы  на  эти  вопросы  требуют  односложного  ответа.

Данный  приём  может  осуществляться  на  любой  фазе  урока,  он  может  быть  применён  для  самостоятельной  учебной  и  домашней  работы.  Систематическое  применение  данного  приёма  учит  обучающихся  грамотно  задавать  вопросы  и  осознавать  их  уровень  сложности.  Вопросы  и  ответы  могут  оформляться  в  таблицу  или  задаваться  устно.

При  изучении  новой  темы,  при  чтении  текста  учебника  или  исторического  документа  ученики  должны  произвести  на  полях  маркировку  значками:  «V» - если  ученик  встретил  уже  известную  ему  информацию,  «+» - если  он  узнал  новое, «-» - если  он  думал  иначе,  «?» - не  понял,  не  усвоил  информацию.  Само  название  «инсерт»  раскрывает  самоактивизирующую,  маркирующую  систему,  при  которой  ученик  не  просто  читает,  а  осмысливает,  размышляет  над  текстом.  Данный  приём  уместен  также  на  стадии рефлексии,  где  ученики  вносят  в  таблицу  результаты  работы  над  документом,  текстом.

«V» – я  уже  это  знал

«+» - для  меня  эта  информация  новая

«-» - я  думал  иначе

«?» - не  понял,  не  усвоил

       На  стадии  рефлексии  заполнение  подобной  таблицы  может  идти  в  парах,  группах  или  индивидуально.  Индивидуальная  работа  ценна,  на  мой  взгляд,  опять же  тем,  что  ученик  не  испытывает  влияние  группы,  а  значит  получает  возможность  высказать  своё  отношение  к  теме,  вопросу,  какой-либо  проблеме.

Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока развить у учащихся критическое, историческое мышление, сформировать познавательный интерес. Применение данных приемов во внеурочной деятельности не только возможно, но и необходимо, поскольку дополняет умения и навыки, полученные на уроке  возможностью личностного роста. В условиях применения ТРКМ ребенок не оторван от ученического коллектива, а максимально включен в работу и ориентирован на активное участие в решении проблемы, поставленной мной на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории

     Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и эт...

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории в 5-7 классах

В данной статье рассмотрены некоторые методы развития критического мышления на уроках истории в средней школе....

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....