Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
методическая разработка (8 класс)

Тожелкина Наталья Петровна

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Использование

приема «Фишбоун»

технологии развития критического мышления

на уроках истории и обществознания


Автор-составитель:

Тожелкина Наталья Петровна

учитель истории и обществознания

 первой  квалификационной категории

 

       

Содержание

  1. Вступление …………………………………………………………………………. 3-5
  2. Методические рекомендации по использованию приема «Фишбоун»

Технологии развития критического мышления на уроках истории и

обществознания ……………………………………................................................... 5-10

  1. Заключение ………………………………………………………………………….. 11
  2. Литература и интернет-источники .………………………………………………... 12


Вступление

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,

ради бога, размышляйте, хоть криво, да сами.

Лессинг

Не секрет, что обучение – это процесс сотрудничества ученика и учителя, в котором главное – интересы и потребности молодой личности. Сократ говорил: «Рождение мысли ученика зависит от организации учителем диалога».

Согласно стандартам второго поколения учитель должен развивать у школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, создавать такие условия, которые позволят развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Использование современных образовательных технологий, в том числе технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении истории и обществознанию, в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. 

Считаю, что учитель должен быть Мастером, Профессионалом и даже Актером. Только так он может быть интересен своим ученикам и вызывать интерес к своему предмету.

С помощью калейдоскопа образовательных технологий, в том числе и технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учитель истории и обществознания может показать исторические и обществоведческие события с разных точек зрения, объяснить «сухой» бюрократический язык, сформировать у учащихся ценностное отношение к истории своего Отечества, выработать определённые нравственные качества, так как нравственность является основой патриотизма.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил, Стемпл, Уолтер. Эта технология не теряет своей актуальности даже после 15 лет активного внедрения ее в российское образование. Особенно успешно она применяется педагогами гуманитарного цикла.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать.

Использование методов критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет формировать у обучающихся междисциплинарную коммуникативная компетентность, благодаря которой будущий выпускник будет социально мобилен и адаптирован к требованиям современного общества.

Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов-осмысление-рефлексия.

  • Стадия «вызова» - актуализация, мотивация, целеполагание;
  • Стадия «осмысления содержания» - получение новой информации и корректировка целей;
  • Стадия «рефлексии» - размышление, получение нового знания, функция оценки.

Много лет я работаю в старших профильных классах. При подготовке к ЕГЭ обучающимся приходится держать в голове значительный объем информации и, чтобы облегчить им эту задачу, я научила их выстраивать скелет темы или вопроса, то есть использовать прием «Фишбоун» (рыбная кость или рыбный скелет) технологии развития критического мышления. Это позволяет систематизировать информацию и облегчить ее запоминание.

Впервые с этим приемом я познакомилась на курсах повышения квалификации в ИРОСТе Курганской области в 2008 году. Методист института Кибанова С.В. в доступной форме и широко продемонстрировала педагогические возможности этого приема. Но использовать его я начала лишь несколько лет спустя, когда перепробовала разные методики и приемы для оптимизации преподавания истории и обществознания.

Преимущества этого приема:

  • Помогает устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектом анализа и влияющими на него факторами;
  • Позволяет совершать обоснованный выбор той или иной информации;
  • Развивает навыки работы с информацией;
  • Учит ставить и решать проблемы;
  • Направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Этот прием можно использовать и при работе в группах, и индивидуально. Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование информации, к тому же учит ребенка формулировать свою мысль кратко и емко.

Суть приема «Фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты событий, явлений). На верхних ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению или событию). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

hello_html_m35b2bc5f.png

Методические рекомендации по использованию приема «Фишбоун» технологии развития критического мышления

на уроках истории и обществознания

Характерной чертой ФГОС ООО является приоритет деятельностного метода на уроке, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться.

Формировать и развивать универсальные учебные действия – значит, научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его. И в этом очень поможет учителю прием «Фишбоун или рыбная кость».

«Фишбоун» - упрощенное название метода японского ученого Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение ее причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

  • Учатся работать в группе или парах;
  • Визуализируют причинно-следственные связи;
  • Ранжируют различные факторы по их значимости;
  • Развивают способность критически мыслить;
  • Обучаются давать оценку явлениям прошлого или действительности.

Прием «Фишбоун» может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и прием «Фишбоун» для систематизации этого материала. Важным этапом работы будет являться презентация полученных результатов заполнения «скелета темы». Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Этап урока с применением приема «Фишбоун» приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке:

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем происходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах или парах. Каждая из групп или пар получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема «Фишбоун» заполняется на основе мнений групп.

Использование приема «Фишбоун» развивает умение учащихся работать в группе, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель приема — стимулировать творческое начало и развивать критическое мышление детей. Кроме того, учитель должен научить ребенка находить самостоятельно решение той или иной проблемы, что является важным фактором подготовки учащихся к взрослой жизни. Это отвечает главной задаче современной школы и стандартам нового поколения.

Например, на уроках обществознания при изучении темы «Наука» в 8 или в 10 классе составляется «скелет темы». В голове указывается ключевое понятие «наука», на верхних косточках «функции науки», можно «учреждения науки», на нижних косточках указываем особенности научного знания, а в хвостике – вывод: ответственность ученых за свои открытия (этика). Вот что получается.

Иногда в старших классах раздаю «Фишбоуны» учащихся 6-8 классов и предлагаю дополнить или исправить.

Учитель призван «превратить урок в мастерскую идей и творчески дать всем ее разрешить». Ведь одно из главных направлений педагогики сегодня – формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны.

На уроке истории в 6 классе или в 10 классе при изучении темы «Нашествие с Востока» учащимся нужно ответить на вопрос «Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?». Работая в группах с «рыбьей костью», дети записывают по боковым косточкам напротив друг друга – причины побед Батыя (политическая раздробленность Руси, превосходство монголов в численности, превосходство монголов в подготовленности войск, уровне военной дисциплины, превосходство монголов в военной технике) и конкретные факты, подтверждающие их наличие на нижних косточках (на территории Киевской Руси насчитывалось около 30 государственных образований, 35 – 75 тыс. воинов, жесткое подчинение хану и законам, стенобитные устройства и камнеметные машины), в хвосте сформулировать вывод: завоевание Руси монголами принесло Русской земле страшное разорение.

При изучении темы «Нашествие крестоносцев на Русь» дети выполняют аналогичную работу. На верхних косточках записывают причины нашествия: Русь православная - враг католической Европы, поиск новых земель для колонизации, неудача крестовых походов в Палестину. На нижних косточках события-факты: 1240г. – захват ливонскими рыцарями Изборска и Пскова, 15 июля 1240 г. – Невская битва, зимой 1240-1241гг. тевтонцы захватили часть новгородских земель, 5 апреля 1242г. – Ледовое побоище. В «хвосте» пишем вывод «чем завершилось нашествие крестоносцев на Русь»? – поражением крестоносцев или Русь отстояла свои северные земли.

На уроке обществознания в 10 классе при изучении темы «Конфликт. Проблема межличностного конфликта» сначала предлагаю рассмотреть несколько ситуаций, затем задаю вопрос, что объединяет их? (Ответ: в ситуациях рассматриваются конфликты разного рода). Далее обучающиеся формулируют понятие «конфликт», потом им предлагается поработать с текстами и составить «скелет темы», условия уже обозначены: на верхних косточках пишут причины конфликтов, на нижних – примеры, в итоге делают вывод, как избежать или предотвратить конфликт в межличностных отношениях.

Как возможный предлагается следующий текст.

«Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения».

При изучении темы «Буржуазные революции XIX вв.» в 10 классе учащиеся работают в группах. Каждая группа получает задание «составить скелет темы». Например, 1 группа работает с текстом «Июльская революция во Франции 1830 г.», 2 группа – с «Революцией 1848-1849 гг. во Франции», третья – с «Революцией 1848-1849 гг. в Германии», четвертая – с «Революцией 1848-1849 гг. в Италии», пятая – с «Революцией 1848-1849 гг. в Австрийской империи», шестая – с «Парижской коммуной во Франции». В итоге создаются сразу несколько «Фишбоунов», происходит презентация полученных результатов и можно составить общий «скелет темы».

Схема «Фишбоун» может быть составлена заранее, использую с этой целью презентацию PowerPoint и впечатываю информацию сразу по ходу урока. При ее отсутствии использую доску и мел. Если есть возможность, то работаю с ватманом и цветными маркерами. А учащиеся работают с листами формата А4.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно применять сопутствующий прием «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и четко формулировать мысли.

Прием “Fish bone” – «рыбья кость» можно использовать в качестве:

- домашнего задания по теме;

- опорного конспекта на уроке;

- самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;

- проектной или исследовательской работы ученика.

Таким образом, схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты и выводы по теме.

В данном случае это умение учащимся очень пригодится при выполнении задания №25 (историческое сочинение) ЕГЭ по истории, где одним из пунктов является определение двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями, и оценка значимости данного периода для истории России.

Заключение

Создание творческого урока –

это «творчество в квадрате»,

поскольку учитель разрабатывает

условия для творчества учеников.

А.В. Хуторской

Любой педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.

Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
  • Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
  • Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
  • Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.

Исходя из этих требований, я выбираю Технологию развития критического мышления и ее приемы, в том числе прием «Фишбоун», и рекомендую его учителям-предметникам гуманитарного цикла.

Учитель истории – это проводник в мир прошлого, давно ушедшего и неоднозначного. Как правильно расставить акценты в оценке тех или иных событий, как не потеряться в потоке информации, как сформировать свою точку зрения, как обозначить причину и следствие события? Ответить на эти и многие другие вопросы поможет учителю истории современное образование с его «арсеналом» методик и технологий. Творчески работающему учителю нужно только взять и использовать их в своей работе.

Задача учителя – дать учащимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум и научить их учиться и мыслить. Учителю рекомендуется показывать различные точки зрения на важнейшие исторические события, проблемы; сочетать изучение фактов с формированием навыков анализа и творческого осмысления исторического процесса. Рекомендуется уделять особое внимание вопросам истории культуры (как неотъемлемой составной части культурно-исторического процесса).

Мои рекомендации, надеюсь, помогут в этом творчески работающим педагогам.

Литература и Интернет-источники

  1. Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. –http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
  2. Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. –http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/
  3. История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 300с.
  4. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. – Вогоград: Учитель, 2006. – 270 с.
  5. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч.1 / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008. – 285с.
  6. Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"

В работе представлены   приемы   и  способы   развития   критического  мышления   на  уроках  истории  и обществознания...

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

   Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реал...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

Мастер класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать  использование  приемов  технологии развития  критического мышления, таких как "Ассоциации" и  "...

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Российское образование ставит перед школой Задачу: формирование молодого человека с критическим и нестандартным мышлением, который способенк поиску взвешенных решений, и самостоятельно расширять свой ...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...