Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных  учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Учебник: Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Э.Л.Введениский.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.-128с. –(ФГОС. Инновационная школа)

Цель урока: Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы.

Формирование и развитие УДД:

1.Регулятивные:  

  1. Постановка учебной задачи
  2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
  3. Контроль – в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

2.Познавательные

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  2. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
  3. Структурирование знаний
  4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  5. Рефлексия способов и условий действия

3.Коммуникативные

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  3. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Используемые приемы: Прием «Верю – не верю», прием «Инсерт»

Этапы урока с описанием видов деятельности  учителя и учащихся с указанием формируемых видов УДД

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

    Формируемые виды УУД

Организация класса

Учащиеся рассаживаются за парты, будут работать в паре.

Вводная беседа

1.Отгадайте загадку. О каком объекте живой природы идет речь?

Эта модница лесная 
Часто свой наряд меняет: 
В шубке белой зимой, 
Вся в серёжках весной, 
Сарафан зелёный летом, 
В день осенний в плащ одета. 
Если ветер налетит, 
Золотистый плащ шуршит. 

2.Сформулируйте тему урока.

3.Сформулируйте цель урока.

Формулируют тему рока.

Формулируют цель урока.

(каждый самостоятельно у себя в тетради)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Стадия вызова

Прием «Верю – не верю» (см. приложение№1)

Перед вами листки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то вписываете в поле «начало урока» ответ «Да» , если не согласны  в поле ответ «нет».

Какие вопросы возникли при выполнении данной работы?

К этим утверждениям вернемся в конце урока и попытаемся ответить на возникшие вопросы.

Учащиеся выполняют работу индивидуально.

Время работы – 6 минут

Высказывания учащихся

Познавательные УУД

Стадия осмысления

 Прием «Инсерт»

(см. приложение№1)

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения их текста.

Значки для маркировки текста:

«v» - уже знал

«+» - новое

«-« думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

Читают текст.

Делают пометки в учебнике.

Заполняют таблицу.(название граф обсуждается)

Признаки растений

Отделы растений

Роль в природе

Роль для человека

Познавательные УУД

                   Стадия рефлексии

Положите перед собой листки, с которыми вы работали в начале урока, если вы согласны с утверждением, то вписываете в поле «конец урока» ответ «Да» , если не согласны  в поле ответ «нет».

Кто сам сумел ответить на возникшие вопросы?

Что помогло ответить на вопросы самостоятельно?

Что узнали? Какими способами деятельности овладели?

Взаимопроверка (меняются тетрадями)

Познавательные, коммуникативные и личностные УУД

Домашнее задание:

Найти  пословицы и поговорки о растениях . (3-4)

Объяснить  смысл  пословиц и поговорок

Познавательные УУД

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления при изучении темы "Тепловые явления"

Как сделать уроки физики не только ёмкими по содержанию, но и интересными для обучающихся? Применение технологии критического мышления помогает решить эту проблему, способствуя при этом развитию таких...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"

      Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах

Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся....