Использование приёмов технологии развития критического мышления при изучении темы "Тепловые явления"
учебно-методический материал (физика, 8 класс) по теме

Онищенко Людмила Викторовна

Как сделать уроки физики не только ёмкими по содержанию, но и интересными для обучающихся? Применение технологии критического мышления помогает решить эту проблему, способствуя при этом развитию таких универсальных учебных действий,  как умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, задавать вопросы. Существует множество приёмов ТРКМ. На данном уроке использованы "Таблица прогнозирования" и "Кластер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_8_klasse_vnutrennyaya_energiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики. 8 класс

Тема: Тепловые явления

Место урока: Второй урок в теме

Тема урока: Внутренняя энергия

Цели урока:

Предметные: сформировать понятие внутренней энергии, обосновать её принципиальное отличие от других видов энергии.

Метапредметные: формирование навыков критического мышления, развитие умений делать выводы, анализировать, отстаивать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника (партнера), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Личностные: развитие самосознания и мировоззрения, формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Используемая технология: Развитие критического мышления

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: воздушный насос с колоколом, пробирка с пробкой из картофеля

                                                                                       

                                                                                                 Деятельность – единственный путь к знанию.

                                                                                                                                                       Б. Шоу

План урока.

  1. Организационный момент -
  2. Вызов – 10 мин
  3. Осмысление – 25-27 мин.
  4. Рефлексия – 8 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент

II.      Вызов

  1. Активизация мыслительной деятельности, постановка учеником собственной цели обучения

Учитель: Представьте, что вам предложили сделать к параграфу учебника физики «Внутренняя энергия» рисунок, отражающий суть внутренней энергии. Что бы вы изобразили?

Учащиеся выполняют рисунки, представляют их. Учитель останавливает внимание учащихся на наиболее удачных, где можно продемонстрировать свойства внутренней энергии: температура, движение, совершение работы, молекулы и т.п. Учащиеся поясняют, почему именно такие ассоциации возникли у них при словосочетании «внутренняя энергия».

На основе этих рассуждений учитель просит учащихся письменно сформулировать предположение о том, что же такое внутренняя энергия и записать его в первую колонку «Таблицы прогнозирования».

Предполагаю (в начале урока)

Знаю (в конце урока)

  1. Актуализация имеющихся знаний

Учитель: Т.к. сегодня на уроке нам предстоит охватить довольно большое количество информации, которую лучше расположить в логически правильном порядке, чтобы легче было сделать выводы, составим кластер, вершиной которого будет слово «вещество». В ходе урока кластер будем дополнять новой информацией.

Начальный вид кластера.

  1.  Осмысление

  1. Поддержание активного интереса к  работе

    Учитель: Рассмотрим опыты, которые помогут нам разрешить этот вопрос: что же такое внутренняя энергия?

     Но сначала вспомним, что известно об энергии, какова её связь с работой?

    Ученик: Работа совершается в процессе изменения или превращения энергии, т.е., если    тело может совершить или совершает работу, то оно обладает энергией.

Учитель демонстрирует опыт с картофельным пистолетом под колоколом воздушного насоса. При разрежении воздуха под колоколом картофельная пробка выскакивает из пробирки.

Учитель: Что вытолкнуло пробку из пробирки?

Ученик: Воздух, совершив работу, вытолкнул пробку. Следовательно, он обладает энергией.

Учитель: При вылете пробки совершается работа по преодолению силы трения и подъёму пробки, при этом воздух в пробирке охлаждается. Из чего видно, что воздух охладился?

Ученик: В пробирке после вылета пробки образовался туман.

Учитель: Действительно, в природе туман является признаком охлаждения влажного воздуха. Всё сказанное нами, позволяет сделать вывод: совершение работы в данном опыте происходит не за счёт изменения механической работы, а за счёт его внутренней энергии, т.е. за счёт энергии молекул.

  1. Разрешение противоречия на стадии вызова

Возвращение к кластеру.

Учитель: Итак, воздух, состоящий из движущихся и взаимодействующих друг с другом молекул, совершил работу. А значит, молекулы обладают энергией: кинетической (за счёт движения) и потенциальной (за счёт взаимодействия). И эту энергию движения и взаимодействия молекул называют внутренней энергией.

Учитель на интерактивной (или классной) доске при содействии класса дополняет кластер.

       

Конечный вариант кластера (один из возможных)

  1. Рефлексия

 Учитель: Посмотрите на свои рисунки, сделанные в начале урока, ещё раз, прочтите свои записи в первой колонке таблицы. Совпадают ли эти записи с тем, что вы знаете сейчас, в конце урока? Заполните последнюю колонку в таблице.

Заполнение «Таблицы прогнозирования»

Домашнее задание:

§2, дать письменный обоснованный ответ на вопрос: «Известно, что механическая энергия может равняться нулю. Может ли внутренняя энергия быть равной нулю? При каких условиях?»

№ урока в теме

Тема урока

Стадия (фаза) урока

Приёмы и методы технологии развития критического мышления

Прогнозируемый результат

2

Внутренняя энергия

Вызов

Рисунок в учебник физики

Осознание проблемы урока

«Таблица прогнозирования»

Повышение мотивации к учению, возможность поддержки внимания учащихся в течение урока

«Кластер»

Графическая систематизация имеющихся знаний

Осмысление

«Кластер»

Стимулирование мыслительной деятельности, размышлений о связях между идеями, смысловыми единицами

Демонстрационный эксперимент

Анализ полученного результата, сохранение интереса к теме

Рефлексия

«Таблица прогнозирования»

Письменная интерпретация изученной информации

Домашнее задание

Проблемный вопрос

Более полное понимание сути понятия «внутренняя энергия» в результате логических мыслительных операций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии

разработка урока с применением технология развития критического мышления.  Комбинируя  приемы технологии развития критического мышления  учитель может планировать уроки в соответствии с...

Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления

Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС

Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...