Мастер класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
методическая разработка по обществознанию

 В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать  использование  приемов  технологии развития  критического мышления, таких как "Ассоциации" и  "Мозговой штурм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_trkm.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Никитенко Зоя Александровна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ г. Иркутска СОШ №63

Цель:

познакомить учителей с технологией развития критического мышления

Задачи: 

- актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;

- стимулировать творческий  и интеллектуальный  потенциал;

- показать приёмы работы по развитию критического мышления на уроках  истории и обществознания.

Практическая значимость: 

использование приёмов и стратегий технологии развития критического мышления даёт возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты:

учителя будут использовать  приемы технологии развития критического мышления на своих уроках;

Целевая аудитория: учителя основной школы

Материалы и оборудование:

-столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 4-5 человек;

-карточки с  “Правилами проведения мозгового штурма”;

-карточки с заданием,

-бумага формата А-3, А-4;

- фломастеры,маркеры

- доска, магниты.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, мой мастер – класс будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю вам творчества и креатива!

Тема моего мастер-класса: «Использование приемов технологии развития  критического мышления на уроках истории и обществознания». В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Но эти приёмы универсальны, их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других мероприятиях (семинарах, совещаниях, педагогических советах и т.д.).

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

2. Деление на группы. Определение правил работы в группах.

-уважительное отношение ко всем членам группы;

-умение слушать и слышать всех членов группы;

-оказание помощи друг другу;

- активное участие всех членов группы в работе.

3. Теоретическая часть.

Что такое критическое мышление, и какие приёмы критического мышления я использую на уроках? Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения. 

Урок по ТРКМ строится следующим образом:

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление)

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

В технологию развития критического мышления входят очень интересные приёмы: «Мозговой штурм», «Дерево предсказаний», «Фантазёры», «Ассоциации», «Синквейн», «Предсказатели», «Тонкие и толстые вопросы» и др.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с двумя приёмами.

Приём «Ассоциации» проводится на стадии вызова.  К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, можно дать задание составить определение, используя записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом. Также можно добавить новые слова в ассоциативный ряд, оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или убрать.

Приём «Мозговой штурм» проводится на стадии осмысления.

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.

4. Практическая часть.

Тема нашего воображаемого урока будет «Глобальные проблемы человечества». Эта тема знакома не только учителям истории и обществознания, она известна всему человечеству. Для начала я предлагаю вам провести приём, который называется «Ассоциации».

Прошу вас взять чистый лист А-4, на нём фломастером написать ассоциации к понятию «Глобальные проблемы человечества». Если вы правильно написали ассоциативный ряд, то вы сможете составить определение данного понятия.

Что у вас получилось? Прошу группы показать свои ассоциации, зачитайте пожалуйста определение.

Подводим итог «Глобальные проблемы человечества - это  проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединения усилий всех стран».

Как же можно решить глобальные проблемы? Для решения этой проблемы мы используем приём «Мозговой штурм». Я попрошу группы взять лист А-3, маркеры и написать свои предложения по решению глобальных проблем. После того как группы запишут по несколько предложений разместить листы на доске при помощи магнитов. С помощью аудитории выбираем несколько наиболее удачных предложений.

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти предложения важны для решения глобальных проблем. И то, какие из них будут предпочтительными — будет зависеть от определенных условий, кто и когда их будет решать.

Я хотела бы всех поблагодарить за работу, за активность, за творчество. Пожелать вам успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

мастер-класс "Приемы развития критического мышления на уроках истории"

Мастер -класс" Приемы развития критического мышления на уроках истории"...