Мастер класс.Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
материал по теме

Вахтомина Анастасия Павловна

Мастер класс, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx69.58 КБ
Файл masterklass_1.pptx659.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития

критического мышления. 

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования

роста творческого потенциала педагогов.

2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым  образовательным технологиям, так как они являются одним их инструментов в работе с одарёнными детьми.

3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Методические цели:

1.Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

2.Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

3.Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности;

Раздаточный материал для участников: тексты документов, заготовка кластера из бумаги, , памятки «Приёмы ТРКМ», красочные опорные конспекты для приёма «Синквейн»

Ход мастер-класса

I.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги!

Тема моего мастер-класса «Путь к успеху».  Сейчас  много говорят об успехе, успешном человеке, как им стать. Даже по телевидению можно увидеть передачи, которые учат быть успешными. У каждого свое мнение об успешности.

У нас с вами ровно 25 минут!

А что значат 25 минут в нашей жизни?

  • Кто занимается спортом 25 минут в день, тому не стоит беспокоиться о своем здоровье.
  • Кто уделяет 25 минут в день уборке своего дома, тому не стоит переживать о беспорядке.
  • Кто выделяет 25 минут в день на улучшение концентрации, тому не стоит беспокоиться о творческом кризисе.
  • Кто находит 25 минут в день, чтобы выслушать о делах своего мужа или жены, не стоит беспокоиться о проблемах в отношениях.
  • Кто выделяет 25 минут в день на слушание себя и ведения личных записей, тому не стоит беспокоиться о недостатке идей.
  • Кто 25 минут в день работает над созданием источников дохода, тому не нужно переживать о собственном финансовом благополучии.
  • Кто выделяет 25 минут на отдых, не следует опасаться переутомления и усталости.
  • Кто уделяет самообразованию хотя бы 25 минут в день, не стоит переживать о том, как добиться успеха в профессии.

Так не будем терять время и начнем свой путь к  успеху. Займемся самообразованием. Кому интересно тот может принять участие в мастер-классе.

II.Теоретическая часть

Посмотрите на слайд.

Слайд 2.

Что вы видите? Книгу? А книга повернута к нам или от нас?

Слайд 3.

А здесь что вы видите?

        В истории точно так же. Смотря как взглянуть на событие, на исторический факт. Он может открыться нам совершенно с неожиданной стороны.

        А помогает мне в этом технология развития критического мышления.

Применять ее можно не только на уроках истории, она также будет полезной на всех уроках школьной программы.

     В России технология РКМ начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Методы технологии критического мышления: личностно-ориентированный подход; развитие мышления, внимания, памяти; Развитие самостоятельной  поисковой, исследовательской, творческой деятельности;  Формирование

коммуникативной компетенции; Формирование способности к сотрудничеству; Развитие умения графически оформить текстовой материал.

А что есть критическое мышление? — Это:

-         способность ставить новые, полные смысла вопросы;

-         вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

-         принимать независимые продуманные решения.

А не есть ли это сам процесс формирования универсальных учебных действий, на который и нацелена вся система современного образования, подразумевающая самостоятельную работу учащихся и активность их жизненной позиций.

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

           Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко  мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМ схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

      Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

     

На своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны.

I. Стадия «Вызов»

1. Мотивация. Мобилизующий этап

А) Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте темe.

НОСКУРК

К

М

А

Я

К

С

У

Н

К

Л

Т

К

О

Н

К

У

Р

С

И

Ь

Р

Т

А

Н

В

И

Р

С

Н

О

Б) Рассмотрите предложенный прямоугольник. Найдите зашифрованную в нем запись. Сформулируйте тему.

Приём «Дерево ожиданий»

- О чём мы хотим узнать?

2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»  Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Мы сегодня говорим о конкурсе. Сразу встает вопрос, а что такое конкурс?

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд)

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.

- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «конкурс»

- Коллеги, мы отработали 2 приема («Дерево предсказаний», « Корзина идей»), которые применяются на этапе ВЫЗОВА.

- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

II. Стадия «Осмысление»

- Следующий этап работы это «осмысление».

Прием «КЛАСТЕР» Определение понятия «конкурс»

- Проверим наше предположение

- Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1) Определение термина «конкурс» и основные методики проведения конкурсов

- Ваша задача прочитать его, обсудить в группах  и рассказать другим группам:

1 группа: - Что такое конкурс?

2 группа: - Что не является конкурсом?

3 группа: - Для чего люди участвуют в конкурсах?

- На работу отводится 4 минуты.

- По ходу выступления групп заполняем кластер (отбор, жюри, премии, награды и т.д.)

- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров»

- Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.

III. Рефлексия

- Следующий этап работы: Этап рефлексии.  

- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о конкурсе проведем с помощью приема «Синквейн»

 (Алгоритм синквейна.  Зачитывают свои варианты.)

  1. Конкурс.
  2. Творческий, весёлый, профессиональный, отборочный, финальный
  3. Помогает, стимулирует, развивает, мотивирует
  4. Азарт (мотивация, награда), вознаграждение за труд, общение с коллегами
  5. Творчество

Согласитесь коллеги, чтобы оценить эффективность реализуемой технологии, необходима диагностика. И я вас приглашаю в центр диагностики. Выберите высказывание и проголосуйте.

А. обязательно изучу технологию и буду применять.

В.  интересная технология, возьму отдельные элементы на вооружение.

С. технология мне неинтересна, в своей работе применять не буду.

- Я рада, что вы оценили возможности технологии развития критического мышления. А это значит, что  на ваших уроках дети будут удивляться, и с этого удивления начнётся их успешность и ваш путь к успеху будет увлекательным.

Я надеюсь, что время было потрачено не зря. Мне было приятно с вами работать. До свидания. До новых встреч. Успеха, Вам!

Приложение 1

   Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» (экспертизы) и/или «количественного исследования» (голосования), следующими методами:

  1. В качественном исследовании, конкурсанты оцениваются назначенным экспертным жюри, судейской коллегией, группой или группами специально уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсантов, по определённым правилами конкурса критериям. Определение победителей осуществляется путём суммирования оценок, которые были даны конкурсантам от каждого члена жюри, и выявление конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки.
  • Примеры конкурсов с качественными исследованиями: «Оскар», «Грэмми», и другие.
     
  1. В количественном исследовании, конкурсанты выбираются путём общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсантам, пользуясь субъективными мотивами, а принять участие в голосовании может любой рядовой человек (в некоторых случаях человек, который соответствует определённым критериям, например, достиг опредёленного возраста). Это vox populi, глас народа, референдум, плебисцит. Определение победителей становится возможным за счёт суммирования голосов, отданных конкурсантам в период проведения исследования, и построения рейтинга всех конкурсантов, где победителем считается конкурсант получивший наибольшее количество голосов и занял первое место в рейтинге.
  1. Также существуют комплексные методики оценки, где победителей одновременно определяют одно или несколько экспертных жюри, вместе с количественным опросом общественного мнения. Причём каждая из респондентских групп имеет определенный приоритет, важный для построения интегрального комплексного рейтинга конкурсантов.
  • Примеры конкурсов с комплексными исследованиями: «Евровидение» (отбор, 50/50% мнение экспертов и симпатий телезрителей).

Понятию «конкурс» также соответствуют специальные премии, награды, которые вручаются по результатам конкурсного отбора лауреата среди ряда номинантов на премию.

   Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный).

Мероприятия, не соответствующие понятию «конкурс»:

    Конкурсами не являются любые акции и мероприятия, в которых участники не проходят оценку экспертной комиссии или по отношению к которым не проводится процедура голосования. К примеру, к конкурсам не относятся:

  • Награды и премии вручающиеся вне конкурсного отбора (без экспертизы и голосования) или без участия независимых судейских комиссий, по решению одних лишь учредителей премии или лиц уполномоченных на вручение премии, а также премии вручающиеся единственному возможному номинанту;
  • Рейтинги любых показателей, базирующиеся не на результатах независимой экспертизы или публичного голосования;
  • Розыгрыши призов, в которых для победы необходимо совершить какую-то определённую последовательность действий, и/или победители в итоге выбираются случайным образом;
  • Соревнования с однозначно определёнными условиями, в которых победителем считается лицо или команда, получившая наилучший результат. (В соревнованиях допускается, или даже предусматривается участие судейских комиссий, однако в данных мероприятиях судьи исполняют роль контролирующих лиц, аудиторов, следящих за придерживанием участниками соревнованиями определённых правил, и подтверждающих или отрицающих результаты, полученные участниками соревнований);
  • Викторины и розыгрыши призов, где окончательные победители, выполнившие определенную необходимую последовательность действий, выбираются случайным образом либо по решению организаторов мероприятия;
  • Лотереи;
  • Аукционы.

Примеры конкурсов

Билан победитель конкурса «Евровидение-2008»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/df/1261554003_medved.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/57/ESC_2008_-_Russia_-_Dima_Bilan%2C_1st_semifinal.jpg/250px-ESC_2008_-_Russia_-_Dima_Bilan%2C_1st_semifinal.jpg

Призы

    Вообще-то, это не обязательное условие проведения конкурса – каждый организатор решает сам для себя, стоит ли формировать призовой фонд. Но согласитесь, что наличие призов значительно повышает внимание к конкурсу, ведь всегда приятно получить подарок, за проделанную работу и потраченное время.

Призом, помимо титула победителя, может являться денежное или иное вознаграждение от организаторов. Наградой также может стать отзыв, рецензия квалифицированных специалистов на работу участника, содержащие указание ошибок и ценные советы; также, наиболее выдающимся участникам может быть оказана помощь в построении будущей карьеры (на телевидении, на эстраде и др.).

Призы и титулы могут получить и те, кто занял места ниже первого. В некоторых случаях, титул и полагающийся к нему приз, может получить человек даже не вышедший в финал конкурса. Пример тому – приз зрительских симпатий.

   Выигравший конкурс, помимо титула победителя, как правило, получает денежное или иное вознаграждение от организаторов — приз (англ. prize). Призы и титулы могут получать и те, кто занял места ниже первого. В некоторых случаях, титул и полагающийся к нему приз, может получить человек даже не вышедший в финал конкурса. Так на конкурсах красоты зрительским голосованием выбирается «мисс зрительских симпатий», который может получить любая участница, вне зависимости от того, какое место в конкурсе определили ей судьи конкурса — жюри.

Использование конкурсов

   Конкурсы различного рода часто используются для мотивации персонала. Их цель — повысить мотивацию и заставить сотрудников мобилизоваться за счет азарта, вызванного соревнованием. Например, в компании с большим количеством представителей одной профессии проводятся конкурсы профессионального мастерства. Подобные конкурсы проводятся в свободное от работы время, часто в несколько этапов, решение принимается компетентным и авторитетным жюри


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс Путь к успеху! Вахтомина Анастасия Павловна, учитель истории и обществознания

Слайд 2

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.

Слайд 3

Задачи: 1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов. 2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям. 3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Слайд 6

В России технология РКМ начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина , Л. В. Занкова ). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология , то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Слайд 7

Методы технологии критического мышления Личностно-ориентированный подход Развитие самостоятельной поисковой, исследовательской, творческой деятельности Развитие мышления, внимания, памяти Формирование коммуникативной компетенции Формирование способности к сотрудничеству Развитие умения графически оформить текстовой материал

Слайд 8

Критическое мышление способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения .

Слайд 9

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: Вызов Осмысление Рефлексия

Слайд 10

«Вызов» «Осмысление содержания» «Рефлексия» активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

Слайд 11

Н О С К У Р К К М А Я К С У Н К Л Т К О Н К У Р С И Ь Р Т А Р В И Н С Н О

Слайд 13

Прием «Дерево ожиданий»

Слайд 14

Прием «Корзина идей»

Слайд 15

«КЛАСТЕР» КОНКУРС

Слайд 16

Приём « Синквейн » Правила написания: Одно слово . Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова . Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов . Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово . Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 17

Пример синквейна Конкурс. Творческий, весёлый, профессиональный, отборочный, финальный Помогает, стимулирует, развивает, мотивирует Азарт (мотивация, награда), вознаграждение за труд, общение с коллегами Творчество

Слайд 18

Диагностика А. обязательно изучу технологию и буду применять. В. интересная технология, возьму отдельные элементы на вооружение. С. технология мне неинтересна, в своей работе применять не буду.

Слайд 19

На ваших уроках дети будут удивляться, и с этого удивления начнётся их успешность и ваш путь к успеху будет увлекательным.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем....

Мастер класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать  использование  приемов  технологии развития  критического мышления, таких как "Ассоциации" и  "...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

«Технология критического мышления на уроках истории и обществознания»

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое м...