Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
презентация к уроку по истории на тему

Городилова Анна Васильевна

В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и тогда я постигну» .

Слайд 2

Что такое критическое мышление ? Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому , что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности , а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Слайд 3

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Слайд 4

Технология РКМ в системе ФГОС. Приемы ТРКМ по формированию УУД - Умение систематизировать и анализировать информацию : кластеры, таблица « Инсерт », прием «Общее – уникальное», таблицы: концептуальные, сводные, «ПМИ» или «ПМ?», стратегия « Фишбоун », «Бортовой журнал». - Умение осознанного, «вдумчивого»чтения: « Инсерт », чтение с остановками, «Ромашка Блума », «толстые» и «тонкие» вопросы, таблицы «ПМИ» или «ПМ?», таблица «Сравнение источников». Умение формулировать и решать проблемы: стратегия « Фишбоун », стратегия «Идеал». - Умение работать с понятиями: прием «Выглядит, как… Звучит, как…»; синквейн , «Концептуальное колесо ».

Слайд 5

- Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного: синквейн , кластеры, приемы рефлексивного письма, прием «Общее – уникальное», сводная таблица, рамка, круглый стол. Умения в области само- и взаимооценки : лист взаимооценки , парная письменная взаимооценка , градация, совокупная оценка. - Умение планировать собственную учебную деятельность: таблица «Верные – неверные утверждения», «Верите ли вы?», кластеры, потрфолио . - Коммуникативные умения: приемы парной и групповой работы, различные таблицы.

Слайд 6

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия . 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов Реализация смысла Рефлексия – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

Слайд 7

Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Я хочу показать те стратегии РКМ, которые использую на своих уроках.

Слайд 8

Стадия Вызова. На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо”

Слайд 9

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество» Общество страна Богатые и бедные феодаль-ное Дворян-ское общество класс россияне люди Общество собаководов

Слайд 10

Стратегия ЗХУ в лекционной форме «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали

Слайд 11

Урок истории в 9 классе по теме: “ Причины и начало Первой мировой войны ”. «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Мировая война – война , в которой принимает участие много стран. Первую мировую войну начала Германия. Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне. Героев Первой мировой войны. Основные события Первой мировой войны. Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны. Кто победил в войне. Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб Брусиловский прорыв Верденская мясорубка Битва на Марне Ютландский морской бой В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие Начали применяться танки Россия вышла из войны из-за революции В войне победили страны Антанты

Слайд 12

Стадия Реализация смысла. На данной стадии применяется прием “ Инсерт ” I – interactive N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking Самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления « v » – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы

Слайд 13

Урок истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия” Значки Ключевые слова V Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость _ Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Слайд 14

Графические организаторы: «Кластеры» -выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

Слайд 15

Государство Форма правления Территориальное устройство Политический режим демократический федерация Антидемо кратическ унитарное Абсолют ная республика монархия ограниченная парламентск президентск

Слайд 16

Другим графическим способом представления изученной информации является прием “ Фишбоун ” Причины Следствия Проб лема вывод

Слайд 17

Урок истории в 6 классе по теме “Феодальная раздробленность на Руси”. Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Междоусобные войны и борьба за киевский престол Не был определен порядок наследования киевского престола Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Натуральное хозяйство Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Усиление экономической мощи отдельных земель

Слайд 18

В старшей школе эффективным способом работы с новой информацией является SWOT – анализ Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный) W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses – слабый) О – возможности применения (англ. opportunities – возможности) T – угрозы применения (англ. threats – угрозы) Сильные стороны strengths Слабые стороны weaknesses Возможности Opportunities Угрозы threats Тема/ понятие/ факт

Слайд 19

Урок экономики в 9 классе по теме “ Типы экономических систем”. -эффективное распределение ресурсов; -стимулирует НТП; -создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность -создает социальное неравенство; -не решает социально- экономические проблемы (инфляция, безработица) - не развиты такие отрасли, как ЖКХ свободный выбор поставщиков, сырья, товаров и т.п.; - многообразие форм собственности; - свободная конкуренция; -использование наиболее эффективных технологий; -самостоятельность производителей В результате социального неравенства возможны социальные потрясения в обществе; Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами; Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства Рыночная экономика

Слайд 20

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития

Слайд 21

Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна .

Слайд 22

Синквейн 1 строка – тема или предмет 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов 5 строка – «смысловой синоним»

Слайд 23

Диаманта 1.Тема (существительное) 2. Определение (2 прилагательных) 3. Действие (3 глагола) 4. Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) 5. Действие (3 глагола) 6. Определение (2 прилагательных) 7. Антоним теме (существительное)

Слайд 24

Богатство материальное, нематериальное получать, выиграть, заработать богатство – вода, пришла и ушла Изобилие

Слайд 25

Язычество Древнее, жестокое Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол – храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство

Слайд 26

Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией: – находить, осмысливать, использовать нужную информацию; – анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; – сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; – выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...

Выступление на тему "Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания"

-  «Редеют неизменно год из годаЛесов и рощ зеленые рядыВсе меньше окружающей природы  Все больше окружающей среды...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"

Статья раскрывает суть инновационной  педагогической технологии критического мышленияи предлагает  элементы её использования на уроках истории...

«Технология критического мышления на уроках истории и обществознания»

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое м...