Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.
консультация по химии (8 класс) по теме

Титова Елена Владимировна

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkm.doc47.5 КБ
Office presentation icon tkm.ppt467.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ХИМИИ.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее.

Особенностями этой технологии являются:

  1. учебный процесс строится на  взаимодействии личности и информации,
  2. на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
  3. стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации,

Критический мыслитель:

  1. Формирует собственное мнение;
  2. Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
  3. Решает проблемы;
  4. Аргументировано спорит;
  5. Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
  6. Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.

1 стадия – Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т.д.

Эта стадия имеет две цели: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Во-первых обучаемый активно участвует в в вызове того. Что он уже знает о данной тематике. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний. к которым могут быть добавлены новые.

Вторая цель – активизация обучаемого. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, и думают о чем – то своем.

Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации. которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием “Перепутанные логические цепопочки”

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.

На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно.

Прием “Инструкции”На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Скорость химической реакции” Класс делится на количество частей в тексте.

Инструкция для учащихся:

Учебник Химия 8 класс Габриелян О.С. с 118-131

В каждой группе назначается эксперт в своей области:

2 стадия – Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.

Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе.

Прием “Пометки на полях”

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете,противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста

чаемый должен самостоятельно и активно участвовать в  работе.

3 стадия – Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

Прием  “Перепутанные логические цепопочки”

Кластер

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Прием “Эссе”

Этот вид письменного задания применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология критического мышления на уроках химии Титова Елена Владимировна учитель химии МОУ Крючковская ООШ

Слайд 2

90-е годы XX века Цель: развитие мыслительных навыков учащихся

Слайд 3

Особенности учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации; на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий; стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Слайд 4

Школьник Формирует собственное мнение; Совершает обдуманный выбор между различными мнениями; Решает проблемы; Аргументировано спорит; Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение; Умеет ценить чужую точку зрения.

Слайд 5

1 стадия - Вызов Цель: активизация знаний учащихся по изучаемой теме. Приёмы: Загадка: Пахать и строить, всё он может, если огонь ему поможет.(8кл.; Простые в-ва металлы) Ассоциации (О чём может идти речь на уроке) Верные и неверные утверждения Утверждения Начало урока Конец урока В Периодической системе металлов больше, чем неметаллов Все металлы по агрегатному состоянию твёрдые вещества Металлы проводят тепло и электрический ток Лучше всех проводит электрический ток серебро Все металлы серебристо-белого цвета Все металлы имеют блеск Свойства металлов определяет металлическая химическая связь

Слайд 6

2 стадия – осмысление новой информации Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в работе. Приёмы: пометки на полях, таблица аргументов, опыты аргумент Почему «да» Почему «нет» Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов Семь металлов считались представителями семи планет Пластичность – это важнейшее свойство металлов… Кроме пластичности металлы обладают и другими физическими свойствами Физические свойства металлов определяет металлическая химическая связь В «Книгу рекордов» можно занести такие металлы как золото, серебро, ртуть, вольфрам ( см. рисунок на с.71)

Слайд 7

Лист решения проблем ПРОБЛЕМА ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РЕШЕНИЕ Найти объем кислорода V = n х Vm Неизвестно количество вещества Найти количество вещества кислорода n= m : M m = Молярной массы кислорода М (О2)= 16+16=32г/моль n=64 : 32 = 2 моль Найти объем кислорода n=2 моль Vm= 22,4 моль/л V= 2 моль 22,4 моль/л = « Какой объем займет кислород массой 64 грамма»

Слайд 8

3 стадия – рефлексия, размышление Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Приёмы: Таблица аргументов Кластер Эссе

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"

Статья раскрывает суть инновационной  педагогической технологии критического мышленияи предлагает  элементы её использования на уроках истории...