В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабатывать у учащихся общеучебные умения: умение работать в группе; графически  оформить тектовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости. обобщить полученные знания, провести самоанализ. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Урок имеет 3 основные стадии: вызова, осмысления новой информации и , рефлексии.используетя  доступная и интересная для учащихся форма- заочное путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе с элементами технологии критического мыщления

Тема урока : В городе богини Афины.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: заочное путешествие.

Цель урока: воспитывать уважение к культуре другого народа, толе рантность через умение выслушать и принять другое мнение, чувство от ветственности за коллективную работу

Задачи урока:, познакомить учащихся с частью достопримечательнос тей Древних Афин, выяснить особенности древнегреческой архитектуры, а также правила градостроительства в Древней Греции; развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить самоана лиз, работать, в группе, умения слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

1-. Карта Древней Греции.'

2. Краснофигурные и чернофигурные вазы, учебные картины по исто рии Древней Греции: «Вид акрополя», «На агоре», «Парфенон», «Статуя богини Афины в Парфеноне».

3. Рабочие тетради по истории древнего мира, часть 2, автор Г. И. Годер,

4. Маршрутные листы с заданиями и информационные материалы к ним,

5.  Клейкие листочки для каждого ученика.

6. Изображения «солнышка» и «тучки» из цветной бумаги для каждо го ученика.

7. Музыкальные фрагменты: шум моря, греческие народные мелодии.

8. Картины и рисунки по истории Древней Греции для «торговых лавок».

9.  Учебник по истории древнего мира, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

2. Стадия вызова

Здравствуйте, дорогие ребята! Занятие у нас с вами сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное морское путешествие, в котором вы еще не бывали. Вы уже дога дались, куда я предлагаю вам отправиться?

Я смотрю на ваши открытые лица, в добрые и умные глаза и надеюсь, что мы сумеем сегодня решить нее поставленные зада чи. Согласны?

Отвечают: «В Афины»

Отвечают: «Да»

а) целеполагание

А с какой целью, как вы ду маете, мы едем в Афины? Итак, мы с вами должны по знакомиться с достопримеча тельностями   Древних   Афин, бытом его жителей, окунуться в  мир  гармонии   и   красоты древнегреческой архитектуры. Узнать  правила древнегрече ского        градостроительства, ведь именно они оказали ог ромное   влияние   на   градо строительство всей Европы

Пытаются сформулиро вать цель урока.

6) постановка проблемы

а) В конце нашей экскурсии попытайтесь объяснить, поче му афиняне так любили свой город и гордились им. Те, кто из вас будут особенно внима тельны и сообразительны, по стараются   ответить   на   сле дующий вопрос: б) Каковы правила древнегре ческого градостроительства? Вы должны быть не просто туристами, а внимательными исследователями,   чтобы   ус пешно выполнить все предло женные по ходу урока задания. Итак, вы готовы к отправле нию?

Отвечают и проверяют свой «багаж»: учебники, тетради, ручки, дневники.

3. Начало заоч ной экскурсии, а) Снятие перво начального на пряжения (звучит музыка: шум мо ря)

Наш белый теплоход отправ ляется в путь. Закройте на ми нутку глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бо роздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского мо рей. А вот уже великолепные Афины, о которых сами греки любили повторять: «Если ты не был в Афинах, ты - чурбан; если был и не восхищался ими, ты - осел, а если ты по кинул их по своей воле, ты -верблюд». Так вот, этот чудес ный город встречает нас

Музыка: греческие народные мелодии

Первое, что мы можем здесь услышать: «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!-» («Здравст вуйте, дети! Прекрасные и совершенные!»)

Здороваются: «Хайрете!»

 1)Путешествие по акрополю. Рассказ учителя с элементами бе седы. Идет работа с терминами, написанными на доске

По главной Панафинейской дороге мы движемся к свя щенному месту Афин:

  1. Акрополю - «верхнему го роду», высокому, холму с об рывистыми склонами1.
  2. Пропилеи, портики.
  3. Храм Ники Бескрылой. (Кто  такая Ника? Как ее изббражали греки? Почему назван храм
    в честь Бескрылой Ники?)

Отвечают на вопросы, ис пользуя имеющиеся зна ния, рассматривая учеб ные картины

4) Статуя богини Афины рабо ты мастера .Фидия. (Почему Фидия назвали , «творцом бо гов»? Где вы встречались уже с творениями Фидия?)

В Олимпии. Статуя Зевса

5) Жемчужина акрополя храм Парфенон (от слова «парфенос» - девушка). Храм как живой из-за бегущих теней от многочисленных колонн. (Сколько в нем портиков?)

Считают (4) Работают с изображением различных ордеров, выделяют отличия

6)Греки использовали колонны различных видов для украшения храмов и общественных зданий. Сравните по рисунку: Какие колонны по форме у Парфенона?

В    чем    особенность    храма Эрехтейона?

Кариатиды (колонны в виде женской фигуры)

6) Фронтоны храмов. На них помещались сцены из мифов: рождение Афины и спор с По сейдоном. (Вы, знаете эти мифы? О чем о ни рассказывают?

Вспоминают суть мифов

7) Внутренний вид храма Парфенона и еще одна статуя Афины работы Фидия. Обра тите внимание на внутренний вид храма. (Почему здесь  практически нет украшений?

Сравните с православными храмами, в которых, наоборот главные убранства внутри

Работа с учебной картиной. описание, сравнение с предыдущей. Всё зави сит от места, где происходит торжественная цере мония: внутри или снаружи храма

Вот и закончилась наша экс курсия по акрополю. Откройте рабочие тетради на странице 28 и выполните задание № 39. Время выполнения - 2 минуты

Выполняют задания

в) Рефлексия по этой части. Зада ние № 39, стр. 28 рабочей тетради. Проверка пра вильности вы полнения задания

Время на проведение экскурсии по городу у нас ограниче но. Поэтому предлагаю раз биться на группы по пять че ловек, каждая получает мар шрутный лист и отправляется по указанному адресу. Теперь мы действуем как исследова тели. Стараемся побольше уз нать о своем районе, приобре сти в торговых лавках предме ты, характерные для своего района

Зачитывают по очереди

ответы

г) «Мозговой штурм».

Посмотрите слева, справа, по зади, впереди развешаны кар тины и картинки. Это наши «торговые лавки». Вы должны будете выбрать нужные вам для наиболее точной характе ристики района. Вы можете встать, пройтись, выбрать нужные картины. Группы получают задания:

1) Район «Керамик»

2) Агора

3) Порт Пирей

4) Дом богатого афинянина Время работы - 5 минут

Создание групп, получение маршрутных листов, знакомство с информаци онными листами, распре деление ролей внутри группы

Физминутка. (музыка: грече ские народные мелодии)

Составляем план-схему города Афин. Каждая группа прикре пляет название своего района на плане города

Поворачиваются по кругу встают

Работа в группах, анализ материала, отбор иллюстраций

4. Стадия осмысления. Отчеты групп о проде ланной работе

Вот и закончилась наша экс курсия по Древним Афинам. Если кому-то повезет, вы смо жете посетить современные Афины - столицу Греции. Да вайте посмотрим, сможете ли вы блеснуть перед греками знаниями Афин

Учащиеся выходят к доске и работают со схемой города

Стадия рефлексии: блиц-опрос.

1. В какой части I реши расположен ны Афины? 2. Главная площадь Афин? 3. Район Афин, в котором жили гон-чары? 4. Мраморный храм девы Афины на акрополе? 5.    Выдающийся   древнегреческий скульптор, «творец богов»? 6. Главный порт Афинского госу дарства? 7.   Места,   где   чинили   старые   и строили новые корабли? 8. «Верхний"город, холм с обрыви стыми склонами»? 9. Большой сосуд с узким горлом и двумя   ручками   для   переноски   и хранения жидкостей? 10. Колонна с капителью, украшен ной завитушками?

Отвечают на вопросы викторины

1) Блиц-опрос

А теперь давайте вернемся к вопро сам, поставленным в начале урока, и попробуем ответить на них. Я   прошу  вас  подумать  несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью липкого листоч ка, лежащего у вас на парте. На дос ке написано: Я понял все и хочу узнать еше больше.  Я понял все и могу объяснить другому.  Я многое не понял.

1. Средняя.

2. Агора. 3. Керамик.

4. Парфенон 5. Фидий 6. Пирей. 7. Верфь. 8. Акрополь. 9. Амфора.

10. Ионическая.

2) Возвращение к проблеме.

Встаньте и прикрепите листочек к одному из указанных пунктов.

Отвечают на поставлен ные вопросы

3) Рефлексия в форме самооценки

Но  результатам  я   вижу,  что  мы славно потрудились. Вы хорошо ус воили   материал,  заинтересовались данной темой, у нас появилось же лание расширить свои знания. Мо лодцы! Большое спасибо за работу.

Запишите в дневнике: §37, вопросы № 1-2, термины выучить; на «5» - к  вышеуказанному   обязательно   вы полнить задание 3 из вопросов к §37,письменно.

Думают, встают и крепя' листочки на доске к од ному из пунктов

6. Итог урока.

Домашнее зада ние.

Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали   с каким настроением  вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и  «тучки».  Если  вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если   не  понравился  . и   настроение упало, возьмите «тучку». Урок окончен. Спасибо! До свида ния!

Записывают в дневники.

Эмоциональный итог урока

Встают и берут то, что соответствует их душев ному настрою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем....

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Приводится урок русского языка с использованием технологии критического мышления...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"

Статья раскрывает суть инновационной  педагогической технологии критического мышленияи предлагает  элементы её использования на уроках истории...