В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабатывать у учащихся общеучебные умения: умение работать в группе; графически оформить тектовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости. обобщить полученные знания, провести самоанализ. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Урок имеет 3 основные стадии: вызова, осмысления новой информации и , рефлексии.используетя доступная и интересная для учащихся форма- заочное путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 классе с элементами технологии критического мыщления
Тема урока : В городе богини Афины.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: заочное путешествие.
Цель урока: воспитывать уважение к культуре другого народа, толе рантность через умение выслушать и принять другое мнение, чувство от ветственности за коллективную работу
Задачи урока:, познакомить учащихся с частью достопримечательнос тей Древних Афин, выяснить особенности древнегреческой архитектуры, а также правила градостроительства в Древней Греции; развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить самоана лиз, работать, в группе, умения слушать и слышать друг друга.
Оборудование:
1-. Карта Древней Греции.'
2. Краснофигурные и чернофигурные вазы, учебные картины по исто рии Древней Греции: «Вид акрополя», «На агоре», «Парфенон», «Статуя богини Афины в Парфеноне».
3. Рабочие тетради по истории древнего мира, часть 2, автор Г. И. Годер,
4. Маршрутные листы с заданиями и информационные материалы к ним,
5. Клейкие листочки для каждого ученика.
6. Изображения «солнышка» и «тучки» из цветной бумаги для каждо го ученика.
7. Музыкальные фрагменты: шум моря, греческие народные мелодии.
8. Картины и рисунки по истории Древней Греции для «торговых лавок».
9. Учебник по истории древнего мира, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент 2. Стадия вызова | Здравствуйте, дорогие ребята! Занятие у нас с вами сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное морское путешествие, в котором вы еще не бывали. Вы уже дога дались, куда я предлагаю вам отправиться? Я смотрю на ваши открытые лица, в добрые и умные глаза и надеюсь, что мы сумеем сегодня решить нее поставленные зада чи. Согласны? | Отвечают: «В Афины» Отвечают: «Да» |
а) целеполагание | А с какой целью, как вы ду маете, мы едем в Афины? Итак, мы с вами должны по знакомиться с достопримеча тельностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры. Узнать правила древнегрече ского градостроительства, ведь именно они оказали ог ромное влияние на градо строительство всей Европы | Пытаются сформулиро вать цель урока. |
6) постановка проблемы | а) В конце нашей экскурсии попытайтесь объяснить, поче му афиняне так любили свой город и гордились им. Те, кто из вас будут особенно внима тельны и сообразительны, по стараются ответить на сле дующий вопрос: б) Каковы правила древнегре ческого градостроительства? Вы должны быть не просто туристами, а внимательными исследователями, чтобы ус пешно выполнить все предло женные по ходу урока задания. Итак, вы готовы к отправле нию? | Отвечают и проверяют свой «багаж»: учебники, тетради, ручки, дневники. |
3. Начало заоч ной экскурсии, а) Снятие перво начального на пряжения (звучит музыка: шум мо ря) | Наш белый теплоход отправ ляется в путь. Закройте на ми нутку глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бо роздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского мо рей. А вот уже великолепные Афины, о которых сами греки любили повторять: «Если ты не был в Афинах, ты - чурбан; если был и не восхищался ими, ты - осел, а если ты по кинул их по своей воле, ты -верблюд». Так вот, этот чудес ный город встречает нас | |
Музыка: греческие народные мелодии | Первое, что мы можем здесь услышать: «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!-» («Здравст вуйте, дети! Прекрасные и совершенные!») | Здороваются: «Хайрете!» |
1)Путешествие по акрополю. Рассказ учителя с элементами бе седы. Идет работа с терминами, написанными на доске | По главной Панафинейской дороге мы движемся к свя щенному месту Афин:
| Отвечают на вопросы, ис пользуя имеющиеся зна ния, рассматривая учеб ные картины |
4) Статуя богини Афины рабо ты мастера .Фидия. (Почему Фидия назвали , «творцом бо гов»? Где вы встречались уже с творениями Фидия?) | В Олимпии. Статуя Зевса | |
5) Жемчужина акрополя храм Парфенон (от слова «парфенос» - девушка). Храм как живой из-за бегущих теней от многочисленных колонн. (Сколько в нем портиков?) | Считают (4) Работают с изображением различных ордеров, выделяют отличия | |
6)Греки использовали колонны различных видов для украшения храмов и общественных зданий. Сравните по рисунку: Какие колонны по форме у Парфенона? В чем особенность храма Эрехтейона? | Кариатиды (колонны в виде женской фигуры) | |
6) Фронтоны храмов. На них помещались сцены из мифов: рождение Афины и спор с По сейдоном. (Вы, знаете эти мифы? О чем о ни рассказывают? | Вспоминают суть мифов | |
7) Внутренний вид храма Парфенона и еще одна статуя Афины работы Фидия. Обра тите внимание на внутренний вид храма. (Почему здесь практически нет украшений? Сравните с православными храмами, в которых, наоборот главные убранства внутри | Работа с учебной картиной. описание, сравнение с предыдущей. Всё зави сит от места, где происходит торжественная цере мония: внутри или снаружи храма | |
Вот и закончилась наша экс курсия по акрополю. Откройте рабочие тетради на странице 28 и выполните задание № 39. Время выполнения - 2 минуты | Выполняют задания | |
в) Рефлексия по этой части. Зада ние № 39, стр. 28 рабочей тетради. Проверка пра вильности вы полнения задания | Время на проведение экскурсии по городу у нас ограниче но. Поэтому предлагаю раз биться на группы по пять че ловек, каждая получает мар шрутный лист и отправляется по указанному адресу. Теперь мы действуем как исследова тели. Стараемся побольше уз нать о своем районе, приобре сти в торговых лавках предме ты, характерные для своего района | Зачитывают по очереди ответы |
г) «Мозговой штурм». | Посмотрите слева, справа, по зади, впереди развешаны кар тины и картинки. Это наши «торговые лавки». Вы должны будете выбрать нужные вам для наиболее точной характе ристики района. Вы можете встать, пройтись, выбрать нужные картины. Группы получают задания: 1) Район «Керамик» 2) Агора 3) Порт Пирей 4) Дом богатого афинянина Время работы - 5 минут | Создание групп, получение маршрутных листов, знакомство с информаци онными листами, распре деление ролей внутри группы |
Физминутка. (музыка: грече ские народные мелодии) | Составляем план-схему города Афин. Каждая группа прикре пляет название своего района на плане города | Поворачиваются по кругу встают Работа в группах, анализ материала, отбор иллюстраций |
4. Стадия осмысления. Отчеты групп о проде ланной работе | Вот и закончилась наша экс курсия по Древним Афинам. Если кому-то повезет, вы смо жете посетить современные Афины - столицу Греции. Да вайте посмотрим, сможете ли вы блеснуть перед греками знаниями Афин | Учащиеся выходят к доске и работают со схемой города |
Стадия рефлексии: блиц-опрос. | 1. В какой части I реши расположен ны Афины? 2. Главная площадь Афин? 3. Район Афин, в котором жили гон-чары? 4. Мраморный храм девы Афины на акрополе? 5. Выдающийся древнегреческий скульптор, «творец богов»? 6. Главный порт Афинского госу дарства? 7. Места, где чинили старые и строили новые корабли? 8. «Верхний"город, холм с обрыви стыми склонами»? 9. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения жидкостей? 10. Колонна с капителью, украшен ной завитушками? | Отвечают на вопросы викторины |
1) Блиц-опрос | А теперь давайте вернемся к вопро сам, поставленным в начале урока, и попробуем ответить на них. Я прошу вас подумать несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью липкого листоч ка, лежащего у вас на парте. На дос ке написано: Я понял все и хочу узнать еше больше. Я понял все и могу объяснить другому. Я многое не понял. | 1. Средняя. 2. Агора. 3. Керамик. 4. Парфенон 5. Фидий 6. Пирей. 7. Верфь. 8. Акрополь. 9. Амфора. 10. Ионическая. |
2) Возвращение к проблеме. | Встаньте и прикрепите листочек к одному из указанных пунктов. | Отвечают на поставлен ные вопросы |
3) Рефлексия в форме самооценки | Но результатам я вижу, что мы славно потрудились. Вы хорошо ус воили материал, заинтересовались данной темой, у нас появилось же лание расширить свои знания. Мо лодцы! Большое спасибо за работу. Запишите в дневнике: §37, вопросы № 1-2, термины выучить; на «5» - к вышеуказанному обязательно вы полнить задание N° 3 из вопросов к §37,письменно. | Думают, встают и крепя' листочки на доске к од ному из пунктов |
6. Итог урока. Домашнее зада ние. | Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился . и настроение упало, возьмите «тучку». Урок окончен. Спасибо! До свида ния! | Записывают в дневники. |
Эмоциональный итог урока | Встают и берут то, что соответствует их душев ному настрою. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-171067-1356717137.jpg)
Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.
В работе показаны возможные приёмы практического использования элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-719371-1449072725.jpg)
Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-737351-1453212992.jpg)
Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"
Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...
Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Приводится урок русского языка с использованием технологии критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/26/picture-799548-1466971328.jpg)
Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"
Статья раскрывает суть инновационной педагогической технологии критического мышленияи предлагает элементы её использования на уроках истории...