мастер-класс "Приемы развития критического мышления на уроках истории"
методическая разработка

Михайлова Елена Павловна

Мастер -класс" Приемы развития критического мышления на уроках истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект28.19 КБ
Файл презентация2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Применение приемов критического мышления на уроках истории.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Этому способствуют приемы критического мышления.

ПРИЕМ ПОПС

СЛАЙД МИНЬОНЫ

Для формирования навыков работы с источниками используется приём

ПОПС (позиция, объяснение, пример, следствие). Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. 

Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…».

позиция  «Я считаю, что…».

обоснование: « Потому что…».

примеры Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…».

«Следовательно…», «Таким образом….»

Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

В то же время мы знаем, что знания лучше усваиваются, когда они интересны учащимся.

Рассмотрим еще один прием это кроссенс. (пересечение смыслов)

Девять изображений расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева  направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».

А теперь посмотрим, каким образом это задание может стать более сложным, многомерным и символичным. Такое задание может иметь несколько правильных вариантов ответа, поэтому важным становится не чётко установить единственную заложенную учителем связь, а найти любую из возможных и объяснить свою трактовку, свою линию связей по данным картинкам.

Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

Применение кроссенса в курсах истории или обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее.

Давайте попробуем использовать эти два приема на уроке истории по одной и той же теме. Два человека из зала. Будут работать с текстом. используя прием ПОПС

Остальные участники посмотрите пожалуйста на экран. Давайте определим, как центральное изображение связано с соседними и определим тему урока и  тему текста, над которым работает наша минигруппа.

Вопрос: Что вы видите в центре? Что может символизировать это изображение?

Изображение слева. Вы видите много людей, разных слоев, в руках портрет царя, плакаты: «Боже храни…», плакаты с надписями «Да здравствует Россия и славянство!» В городах, рабочих поселках, крупных селах проходили манифестации, шествия, молебны о даровании победы над вероломным врагом. Какие настроения в русском обществе? (патриотические)

Вопрос  Что вы видите на картинке справа? Изменились ли лозунги?(Долой войну. Мира без аннексий и контрибуций). Есть ли противоречивость в этих изображениях? Настроения людей изменились?  Как сформулируем тему урока и над какой темой работают наши уважаемые коллеги, как вы думаете ?  «Война и общество», «Отношение к первой мировой войне в Российском обществе»

А теперь попробуем составить цепочку связей по нашей теме. Начиная с угловой верхней картинки по принципу улитки.

Мы определили, что настроения накануне и в начале войны были патриотическими, что люди были встревожены за судьбу Родины.

Посмотрите пожалуйста на соседние картинки. Что вы видите? (прочитаю «Все должны помогать нашим славным войскам и кто может, должен подписаться на 5% займ). Развернулась широкая

благотворительная кампания по сбору денег и организации помощи раненым и семьям солдат-фронтовиков

Что вы видите на рядом расположенной картинке? Госпиталь ( Императрица Александра Федоровна и ее четыре дочери служили сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. )

Следующее изображение как-то связано с предыдущими? (мобилицация всех сил на защиту Отечества)

Т.О. Все эти иображения как связаны между собой? (большинство считали себя обязанными внести вклад в защиту отечества, фронтовым участием или помочь средствами).

Следующее изображение (за веру, царя и отечество) русский девиз, оформившийся еще в 19 веке. Неразделимы царь и отечество Делаем вывод, что распространялись патерналистские настроения.  

Идеи патернализма подкреплялись верой, что власть не даст народу умереть с голоду. но на следующем фото мы видим много людей.

Следующее изображение: очередь. Зачем? – за хлебом. Какой это период войны, как вы думаете? 1916-1917 годы. Перебои с поставками хлеба, транспорт не  справляется с перевозками, слухи о введении карточной системы.

Следующее изображение? (лозунги долой войну, мир без аннексий и контрибуций – нам уже знакомо это изображение)

 еще один плакат

Кого здесь видим? (двух солдат, которые жмут друг другу руки-. Может это быть заключением мира? Нет. Это неофициальное мероприятие. Рядом в окопах видим противников. это братание солдат)

Т.О. мы видим по последним трем изображениям, отношение к войне изменилось? Изменилось ли отношение к царю? (тоже изменилось. Вера в царя была подорвана)

 Возникает недовольство продолжающейся длительной войной, нехваткой хлеба, все чаще стали происходить случаи дезертирства, братания солдат и развал фронта. В движение пришел механизм революции. Именно первая мировая война способствовала нарастанию революционного кризиса накануне 1917 года.

Теперь посмотрим, как поработали с текстом наши уважаемые участники. У всех на руках таблицы. Текст на экране.

Прием ПОПС

позиция-  «Я считаю, что…».»Автор считает….»

объяснение « Потому что…». несколько может быть аргументов)

пример «Я могу это подтвердить…».

следствие «Следовательно…», «Таким образом….»

Воспоминания  председателя Государственной думы М.В.Родзянко

«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны  я был поражён переменою настроения жителей столицы.  Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.

        

На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения, я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

        Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик  был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.

        В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.

        Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»

Позиция  Автор считает, что представители всех слоев объединились  накануне войны во имя Победы над немцами.

Объяснение: потому что в то время это касалось всей России, все стремились пойти за царем, позабыв о каких-то разногласиях и классовых противоречиях.

Я могу это подтвердить примерами:

- «…всякие волнения в деревне стихли…..»

- «….к мобилизации явились 96% всех призывных, воевали на славу….»

- «….все члены Госдумы признали необходимость войны до победного конца и решили поддерживать правительство…»

Следовательно: В обществе накануне войны были сильны патриотические настроения, вера в царя, представление о войне как справедливой, оборонительной со стороны России.

Таким образом мы с вами рассмотрели использование двух приемов в рамках одной темы урока.

Я думаю, что многие из вас уже применяют разные приемы критического мышления. Рассмотренные сегодня приемы можно применять на любом уроке. Например английского языка, татарского языка. (показываю слайды). Я думаю, что они помогут вам в вашей работе. Всем участникам спасибо за участие и внимание. Рада была с вами пообщаться. Хотелось бы услышать вопросы.

Прием ПОПС

позиция-  «Я считаю…..» , «Автор считает….»

объяснение « Потому что…»

пример «Я могу это подтвердить примерами».

следствие «Следовательно…», «Таким образом….»

Воспоминания  председателя Государственной думы М.В.Родзянко

«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны  я был поражён переменою настроения жителей столицы.  Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.

        На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения, я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

        Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик  был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.

        В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.

        Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы развития критического мышления на уроках истории

Слайд 3

Кроссенс (английское) -« пересечение смысла», ассоциативная цепочка, замкнутая в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". 9 картинок; каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей; центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Слайд 7

Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко «Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады. На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами». Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу. В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство. Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология развития критического мышления на уроках истории

Данную презентацию можно использовать руководителям шмо учителей истории...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Технология развития критического мышления на уроках истории

В данной публикации представлен опыт работы по использованию технологии критического мышления на уроках истории....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...