Главные вкладки

    Оптико-пространственные нарушения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

     

    «Если   мы хотим помочь ребёнку успешно

    учиться, то самое главное, с чего  мы должны начать и

    чему   постоянно следовать - это дать ему возможность

    чувствовать, что он также способен, как все остальные,

    и что у него  тоже  есть  своя особенная «искра божья».

    Ш. Амонашвили

    Ребенок открыт всему миру, и он осваивает огромный объем информации. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления конкретного события, действия, человека. «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» - Джон Рескин.

    Речь — вот главная проблема в развитии современного дошкольника. Дети говорят плохо, дети говорят мало, дети испытывают разного рода затруднения в формировании правильной речи, а это порождает массу других проблем — в общении, в познании, в личностном совершенствовании. Проблемы есть, но их можно и нужно решать.

    Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

    Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.

    Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

    Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.

    Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Нередко учителя объясняют наличие подобных ошибок неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины:  несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и др.

    Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки»,  «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, например: ГПТР, ИШЦЩ, ДВЗУБ. Приведенные здесь сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по таким признакам:                                                                         - по количеству совершенно одинаковых элементов (и-ш, ц-щ, п-т);                  - по различному расположению элементов в пространстве по принципу:  вверху-внизу, слева-справа (в-д, з-е);                                                                              - по наличию дополнительных элементов (и-ц, ш-щ, и-й);                                   - по величине отдельных элементов (п-р).                                                                   Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого – к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.

    В соответствии с теми признаками, по которым различаются сходные по начертанию буквы, неточность в их изображении может выражаться в следующем:

    1. в недописывание элементов букв, что связано с недоучетом их  

       количества (И вместо Ш, Ш вместо Щ, Л вместо М, Х вместо   Ж, И

        вместо У);

    1. в добавлении лишних элементов (Ш вместо И, четыре палочки  у  

         Ш или Щ и т.п.);

    1. в неправильном расположении элементов букв в пространстве по

          отношению к друг к другу с возможным видоизменением самих  

          элементов (В вместо Д, Б вместо Д), включая сюда и зеркальное  

          изображение букв; в написании вместо нужного элемента буквы   

         сходного с ним, в результате чего, например, буква Н может быть 

        заменена на К, Ч на Г, буква З на У, Р на П и т.п.

    Приведенные здесь примеры неточности в изображении букв  одних случаях приводят к полным буквенным заменам на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, «похожую» на нее), в других – к неправильному написанию букв,  искажению их начертаний. Последнее чаще всего относится к случаям «зеркального» их написания.

    В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы, современных статистических данных по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей логопатов, свидетельствует о  росте численности заболеваний связанных с нарушениями высших психических функций, в том числе с нарушением речи и  положение детей в современной  России вызывает обоснованную тревогу у общественности.

    В нашем регионе ситуация еще сложнее, так как экологические  и климатические  условия неблагоприятные.  Это и  приводят к рождению детей значительно ослабленных  как физически, так и психически. Из года в год растет число детей с  задержками речевого развития.  Рост численности детей со слабо выраженными отклонениями в развитии вызывает значительные трудности у практических работников дошкольных учреждений, школ  в организации обучения и воспитания детей. Разработка и внедрение в педагогическую практику эффективных методов профилактики и коррекции – одна из актуальных задач современной коррекционной педагогики и логопедии, имеющая большое практическое и социальное значение.

    Изучая  теоретический материал, опыт и рекомендации ведущих педагогов страны Т. Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной, Л.Г.Парамоновой, И.А.Филатовой, Н.В.Нищевой пришла к выводу, что проблема недоразвития оптико-пространственных представлений, зрительного внимания и восприятия, формирования моторного и динамического праксиса, особенно у младших дошкольников отражена недостаточно. Исходя из этого, я поставила перед собой цель:  систематизировать исследуемый  материала из разных источников с учетом возрастных особенностей детей и составить  программу по проблемной теме. Цель программы: развитие оптико-пространственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Задачи:

    • Развивать зрительное восприятие.
    • Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления,

    Руководство нашего ДОУ понимает и поддерживает выбранную мною тему, так как  оптико-пространственные нарушения   в настоящее время встречается все чаще и чаще и у детей без патологии речи. Разработанные мною методы приемлемы для всех детей дошкольного возраста, так как развивают зрительное внимание, восприятие, память, что позволяет в дальнейшем успешное обучение в общеобразовательных учреждениях.

     Отработанная взаимосвязь между ребенком – педагогом – учителем-логопедом – узкими специалистами – родителями  позволяет эффективное решение  проблемы по предупреждению оптико-пространственных нарушений - это процесс «высокого качества».

    Профилактику оптико-пространственный нарушений реализую через все виды деятельности, в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом, узкими специалистами и родителями.

      Для  просвещения родителей оформила стенд с информацией по данной теме, которую периодически обновляю. Групповые родительские собрания, досуги, консультации, общения по теме: «Развитие оптико-пространнственных представлений у детей с ОНР», позволяют родителям принимать активное участие в корреционно-обучающем процессе.  

    С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною,  провожу систематическое диагностирование детей. Это позволяет мне увидеть  положительную динамику, своевременно предупредить оптико-пространственные нарушения, отследить слабые стороны.

     Благодаря тщательной проработанности инновации в методике действий и их последовательность, я неоднократно выступила на педсоветах, на школе педмастерства  с докладами на тему: «Предупреждение отико-пространственных нарушений у детей дошкольного возраста»; «Инновационные методы и приемы по развитию оптико-пространственных представлений»; «Оптические нарушения у детей дошкольного возраста», обобщала свой опыт по проблемной теме  внутри нашего ДОУ. Виден положительный результат по усвоению программных задач детьми, отработан системный  подход к ребенку,  повысилось педмастерство  специалистов работающих с детьми моей группы, повысились знания родителей по проблемной теме.   Учитывая актуальность темы систематизированный и отобранный мною материал по развитию оптико-пространнственных представлений может успешно применяться в логопедических группах не только нашего  ДОУ, но и в других дошкольных учреждений. 

     Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее, чтобы музыка радовало его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а при необходимости развивать. И тогда дальше они будут нас радовать, удивлять, восхищать.

    До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. И мы не должны пропустить его. Как сказал В. Гюго:                                                                      «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

           Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?».

     

     

     

     

       

     

     

     

    Комментарии

    Такое заключение в дошкольном возрасте некорректно. Оптико-пространственная дисграфия и дислексия ставится только в школьном возрасте, да и то во 2-3 классе. В дошкольном возрасте можно говорить только о профилактике дисграфии и дислексии. Людмила Владимировна, переименуйте статью. Тема действительно актуальная, но хотелось бы увидеть практический материал, которым Вы систематизировали.

    Здравствуйте Наталья Викторовна! Спасибо за Ваш комментарий. Вы правы, в ДОУ ведется профилактика.
    По возможности представлю и материал.

    Здравствуйте Наталья Викторовна! Спасибо за Ваш комментарий. Вы правы, в ДОУ ведется профилактика.
    По возможности представлю и материал.