Место логопедии в системе научных знаний. История развития логопедии как системы научных знаний. Связь логопедии с медициной, педагогикой, психологией и другими науками.
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Изучает причину, механизм, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельностью. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект - человек, страдающий нарушением речи (логопат).
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиции предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Структура логопедии: дошкольная, школьная, подростковая и взрослая.
Цель - разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений;
2. определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи;
3.Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речи, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие;
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых расстройств у детей с различными отклонениями в развитии (слух, интеллект, зрение, ОДА);
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений;
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;
7. Систематизация речевых расстройств;
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений;
9. Совершенствование методов профилактики речевых нарушений;
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Исторический аспект изучения вопросов логопедии, с одной стороны, позволяет увидеть, как последовательно формировались представления о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармонического развития, с другой стороны - проследить, как постепенно накапливались и систематизировались сведения о неправильной речи и приемах ее устранения.
Этапы развития логопедии:
I этап развития логопедии (античность – 18 век)
II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в) Формируется предмет изучения, методы изучения речевой патологии. Большинство авторов начинают исследовать патологию речи как самостоятельную патологическую единицу.
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в) Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Здесь начинали работу Выготский, Левина и др. В 1931 г. выходит первое издание «Логопедия» ( Мих. Ефимович Хватцев)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени) В 1959 г. создана рабочая клиническая классификация О.В. Правдиной. Уточнена в 1969 г. Ляпидевским и Гриншпуном.
В 1951 г. создана психолого-педагогическая классификация, которая не удовлетворяла требованиям специальной педагогической практики.
Р.Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую классификацию.
Таким образом, в процессе истории логопедия приобретает статус самостоятельной науки, определяются её предмет, цель и задачи.
Связь с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связь с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучений родному языку, математики; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о функционировании речевых анализаторов, о мозговой организации речи. Тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы воздействия. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию воздействия языковой и речевой структуры в рамках единой системы. Связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Место логопедии в системе научных знаний. История развития логопедии как системы научных знаний. Связь логопедии с медициной, педагогикой, психологией и другими науками.
(материал из Логопедии под ред. Волковой)
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Изучает причину, механизм, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельностью. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект - человек, страдающий нарушением речи (логопат).
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиции предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Структура логопедии: дошкольная, школьная, подростковая и взрослая.
Цель - разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений;
2. определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи;
3.Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речи, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие;
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых расстройств у детей с различными отклонениями в развитии (слух, интеллект, зрение, ОДА);
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений;
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;
7. Систематизация речевых расстройств;
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений;
9. Совершенствование методов профилактики речевых нарушений;
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Исторический аспект изучения вопросов логопедии, с одной стороны, позволяет увидеть, как последовательно формировались представления о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармонического развития, с другой стороны - проследить, как постепенно накапливались и систематизировались сведения о неправильной речи и приемах ее устранения.
Этапы развития логопедии:
I этап развития логопедии (античность – 18 век)
II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в) Формируется предмет изучения, методы изучения речевой патологии. Большинство авторов начинают исследовать патологию речи как самостоятельную патологическую единицу.
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в) Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Здесь начинали работу Выготский, Левина и др. В 1931 г. выходит первое издание «Логопедия» ( Мих. Ефимович Хватцев)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени) В 1959 г. создана рабочая клиническая классификация О.В. Правдиной. Уточнена в 1969 г. Ляпидевским и Гриншпуном.
В 1951 г. создана психолого-педагогическая классификация, которая не удовлетворяла требованиям специальной педагогической практики.
Р.Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую классификацию.
Таким образом, в процессе истории логопедия приобретает статус самостоятельной науки, определяются её предмет, цель и задачи.
Связь с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связь с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучений родному языку, математики; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о функционировании речевых анализаторов, о мозговой организации речи. Тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы воздействия. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию воздействия языковой и речевой структуры в рамках единой системы. Связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой.