Логопедическая копилка. Речевые дидактические игры для детей дошкольного возраста. Игры для формирования грамматического строя речи. Группа для логопедов и воспитателей.

Здесь можно обменяться мнениями, советами, играми, успехами о речевых играх в работе воспитателя. Обсудить проблемы речевого развития детей с ОНР и другими речевыми нарушениями.

Рассмотрим понятие грамматического строя речи. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития, в тесной взаимосвязи  индивидуальных форм обучения возможно обеспечить гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка. Это      является одним из главных направлений развития речи[1].

        М.М Алексеева., В.И Яшина., Н.И Лепская., А.Г Арушанова.,    М.Ф. Фомичева рассматривали проблемы развития грамматического строя языка детей  с нормой речевого развития.

Основным источником развития грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с  ними. В младшем дошкольном возрасте, это  ситуативно-деловое  общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно [2].   

И уже на третьем году жизни ребенок  при полноценном развитии речи начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется ,как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов[21].

Недостаточная осознанность  и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным  участием в организации  речевого акта  правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам  доминантного по речи полушария мозга [4]. У детей в этот период  отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу третьего года жизни  - соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении речедвигательными алгоритмами родного языка. Основное формирование функциональной речевой системы заканчивается, однако совершенствование ее продолжается на четвертом и пятом году жизни [16].

Первые словосочетания либо заимствованы из речи  окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальный характер.  Слова употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в которой они были заимствованы из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания [6].

Словоизменение  в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются  при формообразовании в различные типы  склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности  флексийной системы  ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения.

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слова определяется  семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.  В течение определенного времени  дети используют только одно, наиболее продуктивное  окончание.

Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного. В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается  изменение по лицам, разграничиваются  формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются  формы мужского , женского и среднего рода [ 9]

Несмотря  на  известное разнообразие  смысловых значений, выражаемых с помощью первых словесных комбинаций   « аморфными  словами – корнями  », дети не могут  использовать формальные языковые средства для выражения грамматических связей. Следует отметить, что отдельные случаи воспроизведения  правильной грамматической формы  слова еще не являются показателем ее усвоения. Только наличие в   языке ребенка  двух – трех форм одного и того же слова, а также употребление этих форм  в других словах  служит показателем ее усвоения.

Употребление форм слов,  в том виде, в котором они были  извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами  своего лексикона – основная  закономерность  рассматриваемого этапа развития. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его для обозначения  различных ситуаций.

В этот период развития речи, как в норме, так и при патологии  имеет место элизия  слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются  пропуски  и замещения звуков [7].

К  3,5 – 4 годам  предметная отнесенность слова у  ребенка приобретает  достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности   слова на этом не заканчиваются.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения  слова.

В начале значение слова полисемантично, аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений.   О дно и то же слово может обозначать и предмет, и  признак, и действие с предметом. Например, слово кых    может обозначать в речи ребенка и кошку и все пушистое, и действие с предметом  [9].

     В процессе освоения связной речи и рассказывания дети старшего дошкольного возраста начинают активно пользоваться формальной сочинительной связью. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. Широко используется прямая речь.

В связи с расширением сферы общения, содержания познавательной деятельности, в связи с возрастающей контекстностью речи погрешности синтаксиса начинают преобладать над другими ошибками. На них приходится до 70% от общего числа грамматических погрешностей в связной речи  [2].

Период развития речи, в течение которого ребенок поль­зуется только отдельными словами, без связи их в двухсловное аморфное предложение, называется перио­дом слова-предложения, или однословного предложения.

Однословное предложение — исходный пункт разви­тия детской речи, как при ее нормальном формировании, так и при всех формах нарушения развития речи.

Уровни понимания речи в период однословного пред­ложения и предложений из аморфных слов могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с тру­дом понимает обращенные к нему элементарные про­сьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов, например различение форм единственного и множественного числа существительных. Некоторые не­говорящие дети могут понимать значения простых пред­ложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов, например: на коробке, в ко­робке, под коробкой.

Далее происходит усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических форм и их внешнего выражения. И только после этого следует период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах [1].

У других же детей понимание речи весьма ограниченное. Так, если такого ребенка спросить о со­вершающихся действиях, изображенных на сюжетных картинках, исключив в своем вопросе хорошо знакомые ребенку названия предметов, например: «Покажи, кто здесь рисует. Покажи, кто здесь стирает. А кто чита­ет?» - то сразу становится ясно, что ребенок не понимает названия действий. В то же время понимание этих же вопросов, включающих названия хорошо знакомых предметов, например: «Покажи, кто рисует цветок. Кто стирает белье? А кто читает книгу?»- бывает им до­ступно [9; с. 91].

К старшему дошкольному возрасту овладение словосочетаниями практически завершается, однако могут наблюдаться ошибки, например: в процессе построения предложений могут использовать неправильный порядок слов при образовании словосочетаний, могут наблюдаться единичные ошибки в словосочетании, трудности примыкания, согласования и  управления.

А. В. Короткова, Е. Н.Дроздова ,  А. Г. Зикеев ,  Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова , Н. С. Жукова , Е. М.  Мастюкова , Т. Б. ФиличеваТ.Б., отмечают вторичное недоразвитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Однако вопрос о его особенностях до настоящего времени остается одним из недостаточно изученных в логопедии. С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи данная категория детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.

У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил [20].

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических  формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития [9] .

Третий уровень характеризуется тем, что у испытуемых имеется четкое и хорошо осознанное различие некоторых грамматических форм; наряду с этим имеются грамматические формы, различие которых нестойко, зависит от варианта методики. Различение прилагательных по роду у большинства детей вообще отсутствует.

Недостаточное понимание грамматических форм  является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка [22].

Исследователи  Н.  С.  Жуков, Л. Ф. Спиров, С. Н. Шаховская выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при общем недоразвитии речи:

·        неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

·        неправильное употребление падежных и родовых  окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

·        неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

·        неправильное употребление родовых  и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упало);

·        неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Несформированность грамматического строя речи прояв­ляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под), винитель­ного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги к, по), предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще.

Почти у всех детей наблюдаются отклонения при исполь­зовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы).

Часто допускаются ошибки в употреблении словосочета­ний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагатель­ных с существительными в роде, числе, падеже.

У детей с III уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словообразова­ния: относительные прилагательные от существительных (морковный - морковенный), уменьшительно-ласкательная фор­ма (ведерко-ведрочко) [14].

Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием и при  общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме. 

Работая над этой темой, мной была создана ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПЕДАГОГОВ Нашего ДОУ. 

Цель деятельности творческой группы: Создание новых и систематизация старых форм образовательно-практической работы по формированию у дошкольников навыков игры.

Задачи:

1. Реализация и развитие творческой инициативы педагогов ДОУ.

2. Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов и применение полученных знаний на практике.

3. Повышение уровня знаний родителей в воспитании детей.

4. Выявить особенности развития грамматического строя речи и способы формирования грамматического строя речи у дошкольников.

3. Провести практическое исследование влияния дидактической игры на процесс развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

4.Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.

5.Разработать методические рекомендации для практических работников, по применению дидактических игр в формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ РАЗМЕЩЕННЫ В ДАННОЙ ГРУППЕ. 

image

Последние обсуждения

Список литературы для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, по формированию грамматического строя речи. Безрукова О.А. Грамматика русской речи. Комплект из 2-х книг Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Моя русская грамматика  ...
Долгова Дарья Антоновна
Уважаемые коллеги предлагаю Вам подборку речевых, дидактических игр для развития грамматического строя речи. Предлагаю нам с вами обменяться играми, картотеками игр.  Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.«Один и много».Цель: упражнять детей в образовании... Комментариев: 12
Долгова Дарья Антоновна
Какие книги, можно использовать в работе над формированием грамматического строя речи у детей дошкольного возраста? Предлагаю обменяться списками книг по речевому развитию детей дошкольного возраста. Так же можно оставлять свое мнение... Комментариев: 1
Долгова Дарья Антоновна
image

Свежие статьи в блогах

19.08.2014 - 14:22 Место логопедии в системе научных знаний. История развития логопедии как системы научных знаний. Связь логопедии с медициной, педагогикой, психологией и другими науками. Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального...
Долгова Дарья Антоновна
28.07.2014 - 22:28 Учебно-методический план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. Учебно-методический план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.   №п/п Тема занятий. Часы...
Долгова Дарья Антоновна
image

Новые материалы

16.09.2015 - 21:53 Материал для стенда по лексическим темам "Зима." "Зимующие птицы".  Рекомендации для родителей по лексическим темам "Зима. Зимующие Птицы.
Килова Татьяна Константиновна
09.03.2015 - 18:55 Консультация для родителей. "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить" Для дополнительной работы  родителей с детьми . 
Килова Татьяна Константиновна
17.10.2014 - 18:29 "Лексико-грамматическая работа с детьми с ОНР" Консультация  учителя-логопеда« Система работы по совершенствованию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР... Комментариев: 1
Погорелова  Людмила Сейфуллаховна
26.08.2014 - 12:22 Мои любимые логопедические игры «Работа логопеда упорный, тяжелый, неблагодарный труд, это постоянное и непрерывное самосовершенствование, это горы...
Потапова Яна Викторовна
19.08.2014 - 14:28 Ранняя диагностика развития речи детей. Наиболее типичные формы отклонений:1.      неосложненная задержка речевого развития (ребенок говорит несколько...
Долгова Дарья Антоновна