Компьютерные технологии с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сотникова Любовь Николаевна

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционных занятиях в рамках Лекотеки дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционных занятиях в рамках Лекотеки дошкольного учреждения.

Проблема включения (инклюзии) детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться лекотеки, как одна из форм организации инклюзивного образования, созданной на базе дошкольного учреждения.

Лекотека - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей  с особенностями развития  не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.

Такая форма инклюзивного образования прочно утвердилась и гармонично сплелась с коррекционно- образовательным процессом нашего дошкольного учреждения. Лекотеку посещают дети, имеющие расстройства аутистического спектра, поражения ЦНС, интеллектуальные и двигательные нарушения (ДЦП), сенсорные и генетические нарушения (синдромом Дауна). С детьми работают учителя – дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог.

Хотелось бы показать особую роль учителя – дефектолога в работе лекотеки. Основной целью их деятельности является помощь деткам с нарушениями развития в формировании у них предпосылок учебной деятельности, поддержка в развитии личности детей, оказание психолого-педагогической помощи родителям. Коррекционное обучение осуществляется в игровой форме с учетом индивидуальных, психологических и анатомо-физиологических особенностей детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия педагоги проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Деятельность дефектолога Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств. Учителя-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных средств, которые бы обеспечивали полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. В своей коррекционной игровой деятельности ими используется большое количество вспомогательного наглядного и развивающего материала: карточки с развивающим содержанием, сенсорное оборудование, настольно-печатные игры, тренажеры по мелкой моторике и др. Тем не менее, предпочтение отдается современным компьютерным технологиям, как эффективному средству обучения детей с ОВЗ.

Современный мир невозможно представить без компьютера. И если взрослых компьютер как магнитом притягивает к себе в первую очередь для работы,  а затем  для развлечения, и для получения удовольствия от общения на форумах и в социальных сетях,  то  ребенку  «взрослая»  игрушка интересна вообще.

Основная цель использования компьютера на коррекционных индивидуальных занятиях - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться.

Компьютерные технологии применяются не только в целях социализации, но и в целях обучения и развития детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Зачастую, педагоги сами разрабатывают и оформляют дидактические пособия и наглядный материал, который ими используется в образовательном процессе. Дефектологи Лекотеки уверены, что наиболее приемлемым видом компьютерной графики, используемой в дошкольных образовательных учреждениях, является презентация. Разработка компьютерного дидактического материала дает им возможность, учитывая возрастные, психологические, физические и интеллектуальные возможности, сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. При систематическом использовании подобных средств (обучающих электронных программ) в учебном игровом процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность воздействия на развитие детей с выраженными нарушениями.

Специалисты коррекционного обучения дошкольного учреждения № 40 сделали попытку создания подобных «интерактивных» развивающих компьютерных игр. В интернете выбор таких игровых программ очень широкий, но продукция, выложенная на детских сайтах, зачастую создана родителями и может не соответствовать требованиям работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: применение компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе Лекотеки дошкольного учреждения возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные технологии позволяют вовлекать детей в развивающую деятельность, формируют значимые знания и умения и что очень важно, приучают воспринимать игру как жизненно важную необходимость.

Учитель – дефектолог Сотникова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе.

Примерное планирование  использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в  старшей группе.№ п./п.месяцНаправлен...

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Формы и методы работы в логопедической группе ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста посредством информационных ресурсов и компьютерных технологий.

Мастер-класс на тему "Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством информационных ресурсов и компьютерных технологий в логопедической группе ДОУ"....

Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...