Главные вкладки

    Использование сенсорных коробок в работе с дошкольниками

    Ребезова Юлия Анатольевна

    Что такое сенсорная коробка?

    Это то, о чем мечтает каждый ребенок и чего зачастую боятся родители. А ведь подарить ребёнку коробку счастья очень просто (и в этом нет ничего страшного). Сенсорная коробка может быть тазиком, контейнером, ящиком, и т.д. Называть их можно как угодно, главное, что по функционалу они просто фантастические, ведь они представляют собой уникальный инструмент обучения и воспитания ребенка.

    В чем преимущества сенсорной коробки?

    • Изготовление не требует большой подготовки
    • Изготовление не требует больших материальных затрат
    • Она не занимает много места
    • Изготавливается с учетом интересов и потребностей конкретного ребёнка
    • Материалы в основном содержатся так, что «беспорядок» минимален
    • Такие коробки можно использовать с самого раннего возраста (наполнитель подбирают с учетом возрастных особенностей)
    • Она предоставляет множество возможностей для обучения и развития психических процессов (развивает тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений, развитие речи, т.к. Часть мозга, которая отвечает за речь, тесно связана с ладонями и пальцами)

    Что необходимо для создания сенсорной коробки?

    1. Тема. Предметы, находящиеся в коробке должны быть обязательно объединены единым смыслом.  Темы могут быть абсолютно любыми в зависимости от цели, которую вы преследуете или от интересов ребёнка.

    Например:

    • Времена года (зима, лето, осень, весна)
    • Динозавры
    • Огород
    • Море
    • Пустыня
    • Северный полюс
    • Джунгли
    • Космос (или конкретные планеты)
    • Ферма
    • Цвета (наполнитель и игрушки должны быть определенного цвета)
    • Замок принцесс

    И многое другое

    2. Контейнер. Все зависит от каждого конкретного случая. Если вы хотите использовать коробку многократно, лучше если она будет с крышкой.

    • Тазик
    • Ящик
    • Коробка
    • Контейнер
    • Тарелка

    3. Основной наполнитель. В сенсорной коробке может находится любой наполнитель:

    пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис (обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны (ракушки, спиральки, трубочки, цветочки, бантики, алфавит, звездочки и другие), семечки, мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, тесто (соленое и обычное), снег, лед, шишки, желуди, нитки (длинные и порезанные на мелкие кусочки), бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики), песок (сухой и мокрый),кинетический песок, декоративный песок, лоскуты ткани, варенные спагетти, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, грунт, аквагрунт, кусочки поролона, пенопласт, ватные шарики, блестки, конфетти, нарезанная бумага, солома, мыльный раствор, вода, пена для бритья, пуговицы, деревянная стружка, пророщенная трава и многое другое.

    Не забывайте учитывать возможность появления аллергии и другой непереносимости при выборе наполнителя.

    4. Предметные игрушки.

    • Мелкие фигурки (киндер)
    • Формочки для песочницы (лопатки, ведерки и т.д.)
    • Различные емкости
    • Искусственные растения
    • Ложки и тарелки
    • Кубики, деревянные фигурки.

    И тому подобное.

    Помимо свободной деятельности, которая так привлекает ребёнка к сенсорной коробке, игру можно направить в образовательное русло, направив ребёнка на выполнение тех или иных заданий.

    Например:

    • Пересчитать определенные предметы
    • Найти нужные предметы (предварительно сделав карточки с изображениями)
    • Рассортировать предметы по форме, величине, цвету и т.д.
    • Придумать рассказ или сказку с героями
    • Поиграть в сюжетно-ролевую игру (Например: остров сокровищ, с картой и кладом)
    • Решить проблемную ситуацию
    • Поиграть в игру «Чего не стало»

    И многое другое.

    В современном мире родители не всегда находят время на игры с детьми. Куда проще предложить посмотреть мультик или дать поиграть в планшет. Оказывается, можно намного эффективнее организовать досуг ребенка с наибольшей пользой и без вреда для здоровья, содействуя гармоничному развитию.


    Автор: Юлия Анатольевна Ребезова, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №188», kykla.17@mail.ru@mail.ru

     

    Комментарии

    Межова Светлана Леонидовна

    Интересно, а есть ли дальнейшее развитие этой идеи?

    Ребезова Юлия Анатольевна

    Идей может быть сколько угодно. Ну например, в нашем детском саду есть студия мультипликации. Я думаю получится отличный мультфильм на базе любой коробочки.

    Канюкова Светлана Валерьевна

    Юлия, интересно было познакомиться с Вашей методической разработкой!
    Опираясь на Ваши наблюдения, какая тематика и какой вид деятельности наиболее интересен детям? И на практике, какое количество человек не мешая друг другу, может играть в одну коробку?

    Ребезова Юлия Анатольевна

    Спасибо за вопрос)
    Не поверите, но все коробки пользуются одинаковым успехом!
    С одной коробочкой, не мешая друг другу может играть не более трех человек.

    Малинина Наталья Ивановна

    Хорошая идея, наверное, все педагоги используют такие коробочки, только материал немного отличается, но дети с удовольствием играют.