Использование сенсорных коробок в работе с дошкольниками

Ребезова Юлия Анатольевна

Что такое сенсорная коробка?

Это то, о чем мечтает каждый ребенок и чего зачастую боятся родители. А ведь подарить ребёнку коробку счастья очень просто (и в этом нет ничего страшного). Сенсорная коробка может быть тазиком, контейнером, ящиком, и т.д. Называть их можно как угодно, главное, что по функционалу они просто фантастические, ведь они представляют собой уникальный инструмент обучения и воспитания ребенка.

В чем преимущества сенсорной коробки?

  • Изготовление не требует большой подготовки
  • Изготовление не требует больших материальных затрат
  • Она не занимает много места
  • Изготавливается с учетом интересов и потребностей конкретного ребёнка
  • Материалы в основном содержатся так, что «беспорядок» минимален
  • Такие коробки можно использовать с самого раннего возраста (наполнитель подбирают с учетом возрастных особенностей)
  • Она предоставляет множество возможностей для обучения и развития психических процессов (развивает тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений, развитие речи, т.к. Часть мозга, которая отвечает за речь, тесно связана с ладонями и пальцами)

Что необходимо для создания сенсорной коробки?

1. Тема. Предметы, находящиеся в коробке должны быть обязательно объединены единым смыслом.  Темы могут быть абсолютно любыми в зависимости от цели, которую вы преследуете или от интересов ребёнка.

Например:

  • Времена года (зима, лето, осень, весна)
  • Динозавры
  • Огород
  • Море
  • Пустыня
  • Северный полюс
  • Джунгли
  • Космос (или конкретные планеты)
  • Ферма
  • Цвета (наполнитель и игрушки должны быть определенного цвета)
  • Замок принцесс

И многое другое

2. Контейнер. Все зависит от каждого конкретного случая. Если вы хотите использовать коробку многократно, лучше если она будет с крышкой.

  • Тазик
  • Ящик
  • Коробка
  • Контейнер
  • Тарелка

3. Основной наполнитель. В сенсорной коробке может находится любой наполнитель:

пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис (обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны (ракушки, спиральки, трубочки, цветочки, бантики, алфавит, звездочки и другие), семечки, мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, тесто (соленое и обычное), снег, лед, шишки, желуди, нитки (длинные и порезанные на мелкие кусочки), бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики), песок (сухой и мокрый),кинетический песок, декоративный песок, лоскуты ткани, варенные спагетти, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, грунт, аквагрунт, кусочки поролона, пенопласт, ватные шарики, блестки, конфетти, нарезанная бумага, солома, мыльный раствор, вода, пена для бритья, пуговицы, деревянная стружка, пророщенная трава и многое другое.

Не забывайте учитывать возможность появления аллергии и другой непереносимости при выборе наполнителя.

4. Предметные игрушки.

  • Мелкие фигурки (киндер)
  • Формочки для песочницы (лопатки, ведерки и т.д.)
  • Различные емкости
  • Искусственные растения
  • Ложки и тарелки
  • Кубики, деревянные фигурки.

И тому подобное.

Помимо свободной деятельности, которая так привлекает ребёнка к сенсорной коробке, игру можно направить в образовательное русло, направив ребёнка на выполнение тех или иных заданий.

Например:

  • Пересчитать определенные предметы
  • Найти нужные предметы (предварительно сделав карточки с изображениями)
  • Рассортировать предметы по форме, величине, цвету и т.д.
  • Придумать рассказ или сказку с героями
  • Поиграть в сюжетно-ролевую игру (Например: остров сокровищ, с картой и кладом)
  • Решить проблемную ситуацию
  • Поиграть в игру «Чего не стало»

И многое другое.

В современном мире родители не всегда находят время на игры с детьми. Куда проще предложить посмотреть мультик или дать поиграть в планшет. Оказывается, можно намного эффективнее организовать досуг ребенка с наибольшей пользой и без вреда для здоровья, содействуя гармоничному развитию.


Автор: Юлия Анатольевна Ребезова, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №188», kykla.17@mail.ru@mail.ru

 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Интересно, а есть ли дальнейшее развитие этой идеи?

Ребезова Юлия Анатольевна

Идей может быть сколько угодно. Ну например, в нашем детском саду есть студия мультипликации. Я думаю получится отличный мультфильм на базе любой коробочки.

Канюкова Светлана Валерьевна

Юлия, интересно было познакомиться с Вашей методической разработкой!
Опираясь на Ваши наблюдения, какая тематика и какой вид деятельности наиболее интересен детям? И на практике, какое количество человек не мешая друг другу, может играть в одну коробку?

Ребезова Юлия Анатольевна

Спасибо за вопрос)
Не поверите, но все коробки пользуются одинаковым успехом!
С одной коробочкой, не мешая друг другу может играть не более трех человек.

Малинина Наталья Ивановна

Хорошая идея, наверное, все педагоги используют такие коробочки, только материал немного отличается, но дети с удовольствием играют.

Мамаенко Вера Степановна

Отличная идея. И такая многовариантная, просто диву даёшься.И на любую тему и для разных возрастов. И с огромными возможностями.

Власова Елена Викторовна

Интересная идея, возьму обязательно себе на заметку

Баранова Людмила Валерьевна

Интересная идея!Рада была познакомиться с Вашей методической разработкой.

Мавлютова Елена Александровна

Сколько разных вариантов для игр и развития детей. С каким удовольствием они своими пальчиками займутся играми с сенсорными коробочками. А самое главное это доступно каждому.