Скоро в школу.

Сергеева Светлана Петровна

Умению слушать и слышать ребенка надо учить. И это обучение начинается задолго до школы, дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skoro_v_sholu.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Скоро в школу. Как научить ребенка слушать и слышать?

Как часто родители дошколят и младших школьников жалуются, что ребенок его не слышит. - Приходится сто раз повторить, и то не всегда сделает, - сетует мама первоклассника. – И в школе учитель жалуется, что приходится несколько раз повторить, чтобы он что-то сделал. Ума не приложу, что делать?

Знакомы вам такие слова? Наверняка, вы тоже слышали такие фразы, а возможно, и сами так говорили.

Так как же научить  ребенка  слушать и слышать?

Оказывается, умению слышать тоже надо учить. И  это обучение начинается задолго до школы, дома и оно совсем не похоже на любое другое обучение.  И не удивительно, ведь этот навык формируется в простом общении ребенка с родными.  Не стоит забывать, что мир ребенка – особенный, и чтобы повлиять на малыша, надо знать правила  и законы этого маленького мира.

Вот несколько правил, которые необходимо учитывать, чтобы научить ребенка слышать то, что ему говорят. Сразу уточню, речь идет  о таком слышанье, когда ребенок понимает, что от него хотят и ДЕЛАЕТ это. Ведь вся трудность состоит не в том, что ребенок не слышит, а в том, что он не принимает наши слова, как инструкцию к действию и, соответственно, не выполняет.

Правило 1. Детям доступно только одноканальное внимание. Малыш может воспринимать только одну задачу.  Давая указание ребенку, обратите его внимание на себя, присядьте перед ним и скажите слова, глядя в глаза. Очень полезно  попросить повторить ваши слова вслух.

Правило 2. Вам когда-нибудь доводилось видеть малыша, который сидит в прихожей с горой одежды и не одевается?  Знаете, почему? Часто он просто не знает,  в каком порядке одевать одежду.  Поэтому мы даем ребенку простые инструкции последовательно. Сделал первое действие,  говорим второе.  Любое сложное действие можно разбить на несколько простых и давать ребенку пошаговые  инструкции.

Правило 3. Нам очень хочется  иногда прочитать  ребенку целую лекцию о поведении, но надо ли? Ребенок может усвоить только короткую и четкую информацию. Если мы  читаем ребенку длинную нотацию, объясняя, как плохо он поступил, когда забрал лопатку у брата, то вряд ли малыш что-то поймет из вашей речи.  Любое объяснение должно быть коротким и четким.  Иногда лучше просто переключить внимание ребенка на что-то другое и проблема будет решена.

Правило 4. Дети очень плохо различают тон нашего голоса. Это было обнаружено в результате исследований в  лаборатории  в НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, в процессе исследования мозга первоклассников.  Исследования показали, что «дети, только пришедшие в школу, тона не различают».  Получается, что дети дошкольного возраста хорошо воспринимают мимику и эмоции, но очень плохо – тон голоса говорящего. Это тоже стоит учесть и больше использовать эмоции и мимику в общении с ребенком.

Правило 5. Это правило касается не только малышей, оно касается абсолютно всех. Как любят родители наставлять ребенка: «Не лезь на горку!»,  «Не подходи к луже»,  «Не балуйся в школе!»    Давая такие инструкции, мы часто не  осознаем, что ребенок получает от нас инструкцию наоборот.  Все дело в том, что наш мозг частицу НЕ  не воспринимает.  И любую инструкцию, сказанную с частицей НЕ, мозг принимает, как инструкцию к действию.  Поэтому не стоит ругать ребенка, если он услышав вашу фразу «Не лезь в воду», сразу же   начнет плюхаться в луже. Вы же сами так сказали!

Если вы будете соблюдать эти правила, общаясь со своим ребенком, то  ребенок научится слушать и слышать  вас с первого слова. А значит, вы избежите многих проблем в школе и с поведением, и с учебой.