Взаимодействие воспитателя с семьей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года

Преобразования, обусловленные внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного и творческого отношения к миру в детской деятельности. 

В условиях усложнения процессов развития дошкольного образования появляются новые цели, изменяется содержание образования и технологии обучения детей, появляются новые формы и методы организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста, возрастает роль искусства, национальной и музейной культуры в становлении культурной личности ребёнка дошкольника. Органичная  интеграция культуры и образования представляется особенно значимой в поиске единого подхода к решению задач художественно-эстетического развития и социокультурной адаптации ребёнка в обществе. Ориентация на ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства обеспечивает становление у ребёнка эстетического отношения к окружающему миру; активизацию проявлений  самостоятельности, инициативы, творчества; отражение впечатлений в разных видах детской деятельности, что является показателем «обогащения» и «присвоения» полученного опыта творческой деятельности.

               В настоящее время подходы к музыкальному воспитанию детей основываются на ФГОС дополнительного образования, утвержденном 17 октября 2013 года и вступившем в силу с 1 января 2014 года, в основе которого заложены основные принципы, обусловленные поддержкой разнообразия детства, сохранностью уникальности и самоценности детства, как значимой стадии в общем развитии человека; личностно-развивающим и гуманистическим характером взаимодействия взрослых и детей[1].     Музыка сопровождает ребенка с самого рождения и на протяжении всей дальнейшей жизни. Она оказывает влияние на физическое, духовное и культурное становление личности ребенка. Музыка, которую ребенок слышит дома или в детском саду, благотворно отражается на формировании двигательных навыков ребенка, развитии координации движения, правильной осанки, гибкости, ловкости и общем физическом здоровье. В свою очередь, от физического самочувствия детей зависит их духовная жизнь и культурное развитие. Музыка является одним из главных источников обогащения духовной сферы детей дошкольного возраста, она способствует  восприятию и усвоению ребенком духовных ценностей, развивает нравственные чувства ребенка: доброту, отзывчивость и т.д. Кроме этого, музыка, являясь одним из видов искусства, знакомит детей уже с раннего детства с культурой и традицией своего народа, помогает в усвоении культурных ценностей общества.                                                                         С раннего детства ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен. В современных условиях, в нашей стране музыка вошла практически уже в каждый дом; серьёзная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная. Влияние музыки непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.            Весьма проблематично бывает порой разобраться в данного рода потоке музыкального звучания. Каждая семья наделена своим вкусом. Все это передаётся ребенку. К сожалению, современные семьи тяготеют к популярной музыке, которая не наделена связью с культурной традицией нашего народа. Весьма часто дети в семье не получают должного музыкального воспитания. Порой многие люди не умеют замечать красоту,  выразительность народной, классической музыки, равнодушны к музыке глубокого содержания. И все потому, что в детские годы в семье не сложилось нормального музыкального воспитания ребёнка, не привился дух любви и уважения к музыке, не  поддерживался интерес к этому прекрасному источнику радости и вдохновения. Ушла традиция семейного пения, совместного музицирования, которая была еще весьма популярна в советские времена. Молодые мамы не поют колыбельных и детских песенок, предпочитая заменять собственное пение и исполнение музыки - просмотру телевизора. Привить детям любовь к музыке смогут лишь те родители, которые сами любят музыку, чувствуют и воспринимают её.           Детский сад остаётся своеобразным «маяком», которые предоставляет возможность родителям увидеть основные направления музыкального развития детей. В нашей стране и в мире общепризнанно, что лучшие условия, которые направлены на развитость и воспитание ребёнка, образуются в семье. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка  стоит в острой зависимости от причин и условий, которые обусловлены врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и общей культурой. Музыка является источником различных эмоций. Ей присуща сила заставлять наши сердца грустить и радоваться, тогда, когда с нами не происходит ничего печального или радостного.   

Проблемой музыкального воспитания детей дошкольного возраста занимались такие педагоги, К.Н. Вентцель, М. Монтессори, Б.П. и Л.А. Никитины, А.С. Симонович, С.Т. и В.Н. Шацкие, Л.К. Шленгер.                      К.Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцы и игра на детских музыкальных инструментах, т.е. сделал упор на развитие творческих способностей ребенка.

С.Т. и В.Н. Шацкие практиковали культурологический подход, когда происходит введение искусства в жизнь и организация жизни в искусстве. В детском саду Шацких воспитание было наиболее системным, поэтому книга В.Н. Шацкой «Музыка в детском саду» считается первым методическим пособием по музыкальному воспитанию дошкольников. 

              Был определен объект исследования: развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы организации взаимодействия воспитателя с семьей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.

          Поставлена цель: выявление, теоретическое обоснование и опытная проверка форм организации взаимодействия воспитателя с семьей для развития восприятия музыки с дошкольниками седьмого года.

          Была выдвинута гипотеза: работа воспитателя по взаимодействию с семьей с целью обеспечения эффективного развития музыкального восприятия у детей седьмого года будет эффективна при условиях:

-      использования разных совместных мероприятий  педагогов, родителей и детей (музыкальных досугов, игр, развлечений, праздников и др), направленных на развитие восприятия музыки детей седьмого года;

-      создания музыкально-развивающей среды в группе детского сада и дома (изготовление музыкальных инструментов, создание фонетики, включающую классическую, народную и современную детскую музыку, озвученные книжки, атрибуты для подвижных, дидактических музыкальных игр)

применения различных форм педагогического общения с родителями с целью их просвещения по вопросу музыкального воспитания детей седьмого года

В ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить  необходимость сотрудничества детского сада с семьей в музыкальном воспитании детей седьмого года.
  2. Изучить особенности работы по развитию восприятия музыки у детей седьмого года в ДОО.
  3. Рассмотреть  условия в семье для развития восприятия музыки у детей седьмого года.
  4. Выявить уровень развития восприятия музыки у детей седьмого года в МБДОУ «Детский сад №103» г.Дзержинск.
  5. Доказать эффективность использования воспитателем различных форм взаимодействия с родителями по музыкальному развитию детей седьмого года
  6. Проанализировать эффективность опытной работы по использованию различных форм сотрудничества педагогов и родителей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.

В педагогическом исследовании использованы методы: анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы, изучение педагогического опыта, беседа, наблюдение, диагностические методики, математические и графические методы, опытная работа.

Базой проведения исследования является подготовительная группа МБДОУ «Детский сад №103» г.Дзержинск.

Тип работы: опытно-практический.

Количество страниц: 50.

Планируемым результатом исследования является создание комплекса музыкальных упражнений для детей и родителей для восприятия музыки.

Выпускная квалификационная работа квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития музыкальных способностей детей седьмого года через восприятие музыки. Во второй главе представлен анализ опытно-практической работы по  организации воспитателем взаимодействия с семьей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.