"Гимнастика мозга" с детьми дошкольного возраста.

Сенаторова Татьяна Викторовна

Увлеклась одним из современных направлений, которое на мой взгляд продуктивно и интересно детям: гимнастика мозга, то есть развитие нейронных связей через мелкое и крупное моторико детей дошкольного возраста. Данные упражнения использую, как в мндивидуальной работе с детьми , так и в групповой форме работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reg_konkurs_grani_pedissledya.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Гимнастика мозга» с детьми дошкольного возраста.

Педагог-психолог: Сенаторова Татьяна Викторовна, МДОУ «ЦРР- детский сад №6», Саратовская область, г. Энгельс.

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом-психологом ДОУ ставились следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Современный мир быстро изменяется и развивается, в связи с этим, человеку необходимо   быстро анализировать, систематизировать всю информацию, поступающую из вне.  А для этого необходимо не только физически быть крепким и выносливым, но и уметь прокачивать свой мозг и приспосабливаться к разным жизненным условиям.

Для осуществления организованной целенаправленной деятельности необходимо поддерживать оптимальный тонус коры головного мозга, говорил еще И.П. Павлов [ Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.]

А для того что бы наш головной мозг был всегда в тонусе необходимо  формировать полезные привычки в виде его развития и прокачки (такие психические процессы как память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие нужно развивать)  при этом научиться получать от этого положительные эмоции.

Нейропсихология- междисциплинарное научное направление, лежащее на стыки психологии и нейронауки ( связь структуры и функционирования головного мозга с  психическими процессами и поведением).

Нейропсихология детского возраста- наука о формировании  мозговой организации психических процессов человека (А.Р. Лурия, Семенович А.В, Сиротюк А.Л.).

Психические процессы человека являются сложными функциональными системами. Они не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой вклад в организацию этой функциональной системы.  [Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.]

 Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза, поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.

  Созревание мозга – процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский [Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения, М.]

До 7-него возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный потенциал. К 9-нему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи  становятся все более жесткими и малоподвижными. В связи с этим обучение младших дошкольников должно проходить естественным для них правополушарным способом через творчество, образы, положительные эмоции, движение в пространстве, ритм, сенсорные ощущения.

Как всем нам известно, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.

     Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через нейропсихологические  упражнения.  Нейропсихологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Я внедряю в нашем дошкольном образовательном учреждении нейропсихологические упражнения для выполнения, которых не нужны специальные условия, инвентарь и специально выделенное время в расписании детского сада.

На сегодняшний день остро стоит проблема искаженного психического развития детей. Вызвано это вытеснением игровой деятельности, сокращением коммуникативных процессов, в угоду раннему обучению, компьютерам и малоподвижному образу жизни.

 Поэтому я решила ввести нейропсихологические упражнения в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Главный принцип этих упражнений - задействовать противоположные конечности вместе и попеременно. По мнению многих ученых именно слаженная работа обоих полушарий является основой интеллектуального развития ребенка.

Одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка в школе является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте. Мероприятия по развитию мозолистого тела проводить необходимо  при помощи специальных упражнений.

Данные упражнения транслировались воспитателям и родителям на мастер-классах, на индивидуальных консультациях. Многим родителям захотелось больше узнать об упражнениях для развития детского мозга.

Нейропсихологические упражнения, игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Я создала картотеку нейроупражнений и игр при помощи, которых педагоги, а также родители в игровой форме могут развивать всесторонне детей.

Дети рисуют двумя руками по заданным схемам: дорожки, яблочки, линии и др, а также пробуют сами создавать симметричные двуручные рисунки. В нашем дошкольном учреждении имеется световой песочный стол, на котором также возможно рисовать одновременно двумя руками при этом свет придает более сказочный эффект.

 Пальчиковые упражнения и упражнения с кистями рук подобраны таким образом, чтобы обязательно были использованы две руки одновременно.

 Таким образом,  значимость нейроупражнений очевидна. Для детей это открыло новые возможности для коммуникаций. Дети стали увереннее в собственных силах и возможностях. Появились вопросы о собственном организме, расширились познания о схеме тела, дети научились чувствовать свое тело. А главное, мы увидели, что они тренируются сами, и с удовольствием делятся знаниями между собой

Дети получили новый игровой инструмент для развития. Мы уверены, что придя в школу, они с удовольствием будут делиться своими новыми достижениями со сверстниками, спрашивая их: «А ты так можешь?»

Реализация данных нововведений способствовала возникновению новой формы общения родителей с детьми и развития собственных детей. Эти упражнения можно выполнять и по дороге домой и в машине, путешествуя на самолете или в поезде.

Я буду продолжать пополнять картотеку  нейроупражнений и игр, пополнять видеотеку для родителей и транслировать свой опыт работы в социальных сетях и на личной профессиональной странице сайта.

Список использованной литературы:

  1.  Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с
  2. Норман Дойдж "Пластичность мозга": Эксмо, Москва, 2011.-215 с.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения, М.: ТЦ Сфера, 2003. 288 с


 

Комментарии

Строилова Юлия Андреевна

Класс, отличная разработка.

Сенаторова Татьяна Викторовна

Спасибо большое

Василенко Елена Геннадьевна

Обязательно использую технологию. Взяла на заметку!

Сенаторова Татьяна Викторовна

Очень практичная и действенная форма работы с детьми дошкольного возраста