Консультация для родителей «Капризы и упрямство: причины и способы преодоления»

Степина Татьяна Ивановна

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от свои детей немедленного и безоговорочного повиновения. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в сложившейся ситуации и разрешить конфликт приемлемым путём для обеих сторон. Фактически, они вступают в «сражение» с ребёнком, никогда ему не уступают, боясь «испортить», стараются «переупрямить» и во что бы то ни стало добиться подчинения, т. е. применяют ту же тактику, что и ребёнок. Как правило, это ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка, причём постепенно оно «обогащается» всё новыми разновидностями, которые малыш усваивает от взрослых. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребёнок иногда может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе и тогда он постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающихся их ослушаться, выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей (причём в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся).

Гораздо чаще строгим родителям удается «сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребёнка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате ребёнок растёт покорным, боязливым, безынициативным, застенчивым. Отношения с родителями у таких детей остаются на всю жизнь омрачены их вынужденным подчинённым положением, лишены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают от недостатка любви, нежности, так как не в состоянии понять «лучших чувств», которые движут их родителями, искореняющими нежелательное упрямство.

Это определяет и дальнейшее социальное поведение ребёнка – неуверенность в себе, неумение найти место в коллективе, трудности при попытках подружиться со сверстниками, страх перед воспитателем в детском саду, а позже – перед школьным учителем.

Большинство таких детей, все же приспосабливается к жизни в обществе, усваивают общепринятые нормы поведения, но их более интимные личностные контакты остаются очень несовершенными: если в группе детей их поведение не бросается в глаза, не вызывает нареканий, то попытки индивидуальных контактов оказываются очень робкими, неуверенными, часто неудачными. Дети указанного типа очень страдают, и больше в школьном возрасте из-за того, что не могут найти друга. А если им это удается, то они впадают в полную от него зависимость. Излишне говорить, что это является достаточно серьёзным нарушением.

Капризы (англ. child caprices) — формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлениитребованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании. Такое значение этого понятия дается в большом психологическом словаре. Детские капризы и истерики довольно распространенное явление у большинства детей дошкольного возраста. Специалисты считают, что истерики часто очень трудно отличить от капризов. Но всё же, если капризы – это намеренное поведение ребёнка для получения желаемого, тоистерики – внезапная непроизвольная эмоциональная реакция на определённую ситуацию, как правило, подкрепленная громким плачем, криками, иногда падением на пол, размахиванием руками и ногами, и даже ударами головой. При этом такие истерики, в которых дети пытаются причинить вред себе или другим ( например: ударить или укусить, то есть переходят в агрессивное поведение, могут быть признаком более серьезных проблем.

Взаимодействуя с ребенком можно просто для себя фиксировать некоторые моменты: как часто ребенок капризничает, как долго это длится, как проявляется, в какое время это чаще происходит, где это случается. Научившись чувствовать состояние ребёнка вы, со временем, сможете управлять его настроением и, возможно, предотвращать капризы. Важно также обратить внимание и на то, как часто они возникают и какой характер носят. Если они проявляются постоянно, да еще и с приступами истерии, скорее всего, необходимо обратиться к специалистам.