Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста

Степина Татьяна Ивановна

Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий!

Проведенный мною проект помог детям ближе познакомиться с русской народной игрушкой, а родителям вернуться в детство вместе со своими малышами.

Тема проекта: «Русская народная игрушка»

Возраст детей: средняя группа 4 – 5 лет.

Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (в течение недели)

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель проекта: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи проекта: приобщать к истокам духовной культуры русского народа:

- формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;

- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;

- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности;

- развивать речевые умения и мелкую моторику рук;

Актуальность.

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки; способствуем гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Ожидаемые результаты:

- Успешно организована непосредственно образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов, развивающая предметно-пространственная среда в группе.

- У детей сформированы представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;

- Подготовлена презентация «Матрешка – народная игрушка».

- Оформлена выставка народной игрушки, рисунков детей в группе.

- Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Создай узор», «Собери матрешку»

- Пополнен и активизирован словарный запас детей, умение вести диалог с взрослым.

- Проведено развлечение «В гостях у матрешки»

- Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный

1. Изучить литературу по теме: «Русские народные игрушки».

2. Составить перспективный план работы по теме.

3. Подобрать материал для развития творчества детей.

4. Обсудить с родителями участие в проекте, определить пути решения.

2 этап основной (смотреть приложение).

 

3 этап: заключительный

Развлечение: «В гостях у матрешки».

Выставка рисунков детей.

Выставка книжек-малышек, изготовленных родителями.

Приложение

План мероприятий

"Социально-коммуникативное развитие"

• Театрализованные игры с куклами матрешками по сказкам: «Колобок», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».

• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Строительство»

• Игровая деятельность с русскими народными игрушками. (матрешки, свистульки и т. д.)

• Общение: «Что мы знаем о русской народной игрушке», «Какая она, русская матрешка».

• Использование загадок об игрушках.

• Оформление в группе выставки «Матрешки».

• Развлечение «В гостях у матрешки»

"Познавательное развитие"

• Рассматривание альбомов «Русские народные игрушки», «Русская матрешка»

• Развивающие игры «Собери матрешку», «Подбери по росту», «Расставь по порядку», «Найди такую же»

• Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».

• Экспериментальная деятельность «Из чего сделана игрушка»

• НОД

Ознакомление с окружающим

«Русская матрешка»

Математическое развитие

«Матрешкины сюрпризы»

"Речевое развитие"

• Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке.

• Словесные игры: «Какой? Какая? Какие?»

• НОД «Дымковская игрушка»

"Художественно- эстетическое развитие"

• Музыкальная деятельность: Разучивание хоровода «Матрешки», частушек.

• Творческая мастерская: коллаж «Хоровод матрешек».

• Рассматривание альбомов с Дымковской росписью, росписью матрешек.

• Раскрашивание раскрасок по теме.

• Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».

• Создание дидактического пособия «Матрешки бывают разные»

• НОД

Лепка: «Дымковская птица»

Рисование: «Веселые матрешки»

"Физическое развитие"

• Подвижные игры «Карусель», «Ловишки».

Развивающая среда

• Альбомы для рассматривания: «Матрешки», «Дымковская игрушка», «Игрушки из глины».

• Шаблоны, трафареты по теме.

• Раскраски по теме.

• Выставка народных игрушек.

• Игрушки: деревянные матрешки (трех, пяти, семи, десятиместные)

• Счетный материал: мелкие деревянные матрешки, плоскостные матрешки, птички-свистульки.

Работа с родителями

• Разучивание стихов к развлечению.

• Изготовление родителями книжек– малышек «Мы красавицы – матрешки».

• Раскрашивание раскрасок с детьми дома «Мы красавицы матрешки»