« Составление творческих рассказов и сказок как средство развития связной речи дошкольников»

Ерохина Алла Анатольевна

« Составление  творческих рассказов и сказок  как средство развития связной речи дошкольников»

Ерохина Алла Анатольевна, учитель-логопед

     Одной из главных функций и потребностей человека является речь. Образовательная  область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

        Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.

       Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие проблемы:

  • связные высказывания короткие
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

        В старшем дошкольном возрасте при развитии связной речи  проводятся занятия по составлению творческих рассказов на основе сказочного сюжета (включается рассказывание по предложенным сюжетам или творче­ское рассказывание, и как часть этого вида — сочинительство и пере­делывание сказок).

 Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи старших дошкольников.

В своей работе по составлению творческих рассказов и сказок использовала следующие приемы:

  1. Приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями.

2.  Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался ряд из этих картинок, по которому дети пересказывали  сказку (рассказ).

  1. В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» дети связывали в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты или картинки.

     Во время обучения умению составлять  простейшие по содержанию рассказы и сказки уделяла внимание грамматически и фонетически  правильному  построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов).   Учила  правильно строить  композицию  сюжета,  (оформлению их содержания), зачин  (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что способствовало формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это  способствовало  овладению  связной  монологической  речью детей, что имеет первостепенное значение  для полноценной  подготовки  ребенка к  обучению  в школе.

Таким образом, результаты диагностики  в конце года   показали, что уровень развития   связной  монологической речи  значительно повысился.